Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
Введение………………………………………………………...……...…....….3
1. История развития проблемного обучения…………………………………6
2. Сущность проблемного обучения……………...………………...….....….11
2.1 Достоинства и недостатки проблемного обучения………….………….13
2.2 Методы и виды проблемного обучения………………………………...15
3. Особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе………………………………………………….….21
3.1 Структура проблемного обучения……………………………………….21
3.2 Организация проблемного обучения…………………………………….28
3.3 Структура проблемного урока…………………………………………...32
Заключение………………………………..…………..……..………..…….…34
Литература……………………………....….…..………..……….......…….....38
Введение……………………………………………………….
1. История
развития проблемного обучения…
2. Сущность проблемного
обучения……………...………………...…....
2.1 Достоинства и недостатки проблемного обучения………….………….13
2.2 Методы и виды проблемного обучения………………………………...15
3. Особенности
содержания и методики проблемного обучения
в педагогическом процессе………………………………………………….….
3.1 Структура проблемного обучения……………………………………….21
3.2 Организация проблемного обучения…………………………………….28
3.3 Структура проблемного урока…………………………………………...32
Заключение………………………………..…………..
Литература……………………………....….…..
Общество
поставило перед образованием задачу
воспитания свободной, развитой и образованной
личности, способной жить и творить в условиях
постоянно меняющегося мира. Образование
призвано помочь личности в саморазвитии:
научить учиться, действовать в разной
обстановке, общаться, жить в ладу с самим
собой, в обществе. Развитие личности зависит
не только от врожденных способностей
человека, социального окружения, но и
от его собственной позиции, его мироощущения.
Большая роль в воспитании этих качеств
отводится, в частности, урокам истории. Вся
жизнь человека постоянно ставит перед
ним сложные и неотложные задачи и проблемы.
Возникновение таких проблем, трудностей,
неожиданностей означает, что в окружающей
нас действительности есть ещё много неизвестного,
скрытого. Следовательно, нужно всё более
глубокое познание мира, открытие в нём
всё более новых и новых процессов, свойств,
взаимоотношений людей и вещей. Поэтому,
какие бы новые веяния, рождённые требованиями
времени, не проникали в школу, как бы ни
менялись программы и учебники - формирование
культуры проблемной деятельности учащихся
всегда было и остаётся одной из основных
общеобразовательных и воспитательных
задач. Проблемное обучение – важнейшая
сторона подготовки подрастающего поколения. Успех
проблемного обучения школьника достигается
главным образом на уроке, когда учитель
остаётся один на один со своими воспитанниками.
И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь
факел», от его умения организовать познавательную
систематическую деятельность зависит
степень интереса учащихся к учёбе, уровень
знаний, готовность к постоянному самообразованию,
то есть их развитие, что убедительно доказывает
современная психология и педагогика. Актуальность
проблемного обучения заключается в том,
что оно в отличие от традиционного доставляет
учащимся радость самостоятельного поиска
и открытия и, что самое главное, обеспечивает
развитие познавательной самостоятельности
детей, их творческой активности. Творческие
способности реализуются через проблемную
деятельность. Проблемное обучение направленно
на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую
систему знаний, умений и навыков, а также
достигнуть высокого уровня развития
школьников, развития способности к самообучению,
самообразованию.
Объект исследования – процесс проблемного обучения.
Предмет исследования – методы, формы, содержание проблемного обучения в учебной деятельности.
Гипотеза
курсовой работы: использование проблемных
заданий и вопросов оказывает влияние
на эффективность обучения и развитие
познавательных способностей учащихся.
1.
История развития проблемного
обучения
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещённых сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примеряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».[3]
Проблемное обучение возникло как результат достижения передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.
Однако в истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения путем включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей нового воспитания и других [14, С. 33].
Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине XIX – начале XX в.в. к внедрению в преподавание отдельных учебных предметов эвристического (Г.Э. Амстронг), опытно-эристического (А.Л. Герд), лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер), метода лабораторных уроков (К.П. Ягодский) и других методов, которые Б.Е. Райков в силу общности их существа заменил термином «исследовательский метод».
В американской педагогике в начале XX века известны две основные концепции проблемного образования. Дж. Дьюи предполагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем [6].
В
XX столетии идеи проблемного обучения
получили интенсивное развитие и
распространение в
Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. Мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы [11, С. 34]:
Существенную
роль в развитии теории проблемного
обучения сыграла концепция
Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развития ученика.
Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.
Суть второй концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения. В. Бертон считал, что обучение есть приобретение новых реакций или изменение старых и сводил процесс обучения к простым и сложным реакциям не учитывая влияние на развитие мышления ученика среды и условий воспитания [11, С. 35].
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказала работа Дж. Брунера («Процесса обучения», 1960). В ее основе лежат идеи инструктирование учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х гг. XX века.
Виднейшие
дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов
формулируют правила
С начала 60-х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.
Крупные
ученые снова поднимают вопрос о
принципах организации
Именно
мысль сообщать знания в их движении
и развитии выступила важнейшим
принципом проблемного
Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод в том, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.А. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев), и раскрывшей роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (А.М. Матюшкин).
Опыт
применения отдельных элементов в школе
исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером
и другими. Исходными при разработке теории
проблемного обучения стали положения
теории деятельности (С.А. Рубинштейн,
Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Проблемность
в обучении рассматривалась как одна из
закономерностей умственной деятельности
учащихся. Разработаны способы создания
проблемных ситуаций в различных учебных
предметах и найдены критерии оценки сложности
проблемных познавательных задач. Постепенно
распространялась, проблемное обучение
проникло из общеобразовательной школы
в среднюю и высшую профессиональные школы.
2. Сущность проблемного обучения
Сегодня
наиболее перспективным и
Информация о работе Особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе