Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей.
Введение 2
Глава I. Характеристика основных понятий исследования 5
§1. Повседневная жизнь как предмет анализа 5
§2. Обзор России в XVIII веке 9
§3. Характеристика царской фамилии: Романовы 18 века 14
Глава II. Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в. 20
§1. Повседневная жизнь российских императоров, наследников престола 20
§2. Повседневная жизнь российских императриц 27
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
В сущности, на что именно был направлен такой объём образования, воспитания и способ подготовки человека? На развитие его собственной личности, когда человек может проявить себя в разных областях жизни разумно, свободно и без неудобства для окружающих, а, во-вторых, для того, чтобы уметь общаться с другими людьми. Именно этот аспект - цивилизованное общение с другими людьми - был особенно важен.
После кончины Екатерины II её невестка, жена нового императора Павла Мария Фёдоровна приняла на себя заботы о женском образовании.
Императрица Мария Фёдоровна была необыкновенной женщиной, и её роль в распространении женского образования в России неоценима. Она посвятила всю свою жизнь, весь её уклад работе в своем особом Ведомстве - ведомстве императрицы Марии. Она сама вела обширную переписку, писала тексты уставов, планы и инструкции по устройству отдельных учреждений, следила буквально за всем: за подбором кадров начальства и преподавателей, за приготовлением пищи, качеством белья, порядком приёма и выпуска воспитанниц, и - нередко - за их дальнейшей судьбой. Авторитет Марии Фёдоровны привлекал и пожертвования других членов царской семьи, дворянских и купеческих обществ, частные пожертвования.
Главнейшей задачей в образовании девочек Мария Фёдоровна считала необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек". Вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери".39 В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать.
Таким
образом, изучение истории России порождает
интерес к повседневной жизни царской
семьи, поскольку несмотря на значительное
количество исследований, посвященных
различным аспектам социально-экономических
и культурных процессов, наблюдается недостаток
работ по истории повседневности населения.
XVIII век в России отмечен кардинальными
реформами во всех сферах. Перемены, происходящие
в повседневной жизни царской фамилии
были обусловлены целым комплексом реформ
в политической, социальной, экономической
и культурной сферах жизни. В результате
стали меняться бытовые привычки и образ
жизни представителей династии Романовых.
Изучение повседневного быта, динамики его изменений, особенностей и содержания в прошлом и настоящем - новое важное направление современного исследовательского поиска. В нынешнем постиндустриальном обществе повседневная жизнь человека незаметно, но постоянно подвергается стандартизации, а это, в свою очередь, становится одним из каналов воздействия массовой культуры на сознание, манипуляции им. Реакцией на этот постмодернистский вызов, стремлением избежать подобного насилия объясняется усиление исследовательского поиска в отношении изучения повседневности в исторической и этнологической ретроспективе. Изучение повседневной жизни позволяет многое узнать о человеке. Это способствует более достоверному исследованию исторических процессов, обретающих контуры «живого», действительного, не схематизированного прошлого.
Проведя исследование по теме «Повседневная жизнь царской фамилии 18 века», мы пришли к следующим выводам:
Осмысление вопросов повседневной жизни связано с французской школой, возникшей в конце 1920-х гг.. Исследователи этого направления предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов.
Структура повседневности включает в себя всю жизненную среду человека, охватывающую материальные и духовные потребности. Повседневность основывается на традициях — элементах социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, а также культурный и бытовой перелом, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII веке.
На 18 век приходится второе столетие Романовых, а также правление Петра I (1682-1725). Это представители семьи Романовых: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740), Елизавета (1741-1761), Петр III (1761-1762), Екатерина II (1762-1796), Павел (1796-1801). В это время судьбу страны вершили военные диктатуры, сажавшие на престол женщин в надежде, что теми будет легче управлять.
"Новая" европейская культура, утверждавшаяся в нашей стране с начала XVIII века, принесла с собой и новый тип современного человека. Во многом его олицетворял сам царь. Подвижный и открытый всему новому, Пётр Великий являлся образцом для многих современников. Работая всю жизнь, он сознательно подавал пример своим подданным.
Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство. Именно благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света.
На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVIII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека. Эту мысль мы постаралась раскрыть в своей работе.
Интернет
источники
1. WWW.UIC.NNOV.RU
2. www.romanov400.ru
Информация о работе Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в