Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей.

Содержание

Введение 2
Глава I. Характеристика основных понятий исследования 5
§1. Повседневная жизнь как предмет анализа 5
§2. Обзор России в XVIII веке 9
§3. Характеристика царской фамилии: Романовы 18 века 14
Глава II. Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в. 20
§1. Повседневная жизнь российских императоров, наследников престола 20
§2. Повседневная жизнь российских императриц 27
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Копия 2 курсовая по Романовым.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     В сущности, на что именно был направлен  такой объём образования, воспитания и способ подготовки человека? На развитие его собственной личности, когда  человек может проявить себя в  разных областях жизни разумно, свободно и без неудобства для окружающих, а, во-вторых, для того, чтобы уметь общаться с другими людьми. Именно этот аспект - цивилизованное общение с другими людьми - был особенно важен.

     После кончины Екатерины II её невестка, жена нового императора Павла Мария Фёдоровна приняла на себя заботы о женском образовании.

     Императрица Мария Фёдоровна была необыкновенной женщиной, и её роль в распространении  женского образования в России неоценима. Она посвятила всю свою жизнь, весь её уклад работе в своем особом Ведомстве - ведомстве императрицы Марии. Она сама вела обширную переписку, писала тексты уставов, планы и инструкции по устройству отдельных учреждений, следила буквально за всем: за подбором кадров начальства и преподавателей, за приготовлением пищи, качеством белья, порядком приёма и выпуска воспитанниц, и - нередко - за их дальнейшей судьбой. Авторитет Марии Фёдоровны привлекал и пожертвования других членов царской семьи, дворянских и купеческих обществ, частные пожертвования.

     Главнейшей  задачей в образовании девочек Мария Фёдоровна считала необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек". Вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери".39 В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать.

     Таким образом, изучение истории России порождает интерес к повседневной жизни царской семьи, поскольку несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным аспектам социально-экономических и культурных процессов, наблюдается недостаток работ по истории повседневности населения. XVIII век в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах. Перемены, происходящие в повседневной жизни царской фамилии были обусловлены целым комплексом реформ в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни. В результате стали меняться бытовые привычки и образ жизни представителей династии Романовых. 
 
 

Заключение

     Изучение  повседневного быта, динамики его  изменений, особенностей и содержания в прошлом и настоящем - новое  важное направление современного исследовательского поиска. В нынешнем постиндустриальном обществе повседневная жизнь человека незаметно, но постоянно подвергается стандартизации, а это, в свою очередь, становится одним из каналов воздействия массовой культуры на сознание, манипуляции им. Реакцией на этот постмодернистский вызов, стремлением избежать подобного насилия объясняется усиление исследовательского поиска в отношении изучения повседневности в исторической и этнологической ретроспективе. Изучение повседневной жизни позволяет многое узнать о человеке. Это способствует более достоверному исследованию исторических процессов, обретающих контуры «живого», действительного, не схематизированного прошлого.

     Проведя исследование по теме «Повседневная жизнь царской фамилии 18 века», мы пришли к следующим выводам:

     Осмысление  вопросов повседневной жизни связано  с французской школой, возникшей в конце 1920-х гг.. Исследователи этого направления предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов.

     Структура повседневности включает в себя всю  жизненную среду человека, охватывающую материальные и духовные потребности. Повседневность основывается на традициях  — элементах социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

     В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, а также культурный и бытовой перелом, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII веке.

     На 18 век приходится второе столетие Романовых, а также правление Петра I  (1682-1725). Это представители семьи Романовых: Екатерина I (1725-1727),  Петр II (1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740), Елизавета (1741-1761), Петр III (1761-1762), Екатерина II (1762-1796), Павел (1796-1801). В это время судьбу страны вершили военные диктатуры, сажавшие на престол женщин в надежде, что теми будет легче управлять.

     "Новая"  европейская культура, утверждавшаяся  в нашей стране с начала XVIII века, принесла с собой и новый тип современного человека. Во многом его олицетворял сам царь. Подвижный и открытый всему новому, Пётр Великий являлся образцом для многих современников. Работая всю жизнь, он сознательно подавал пример своим подданным.

     Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство. Именно благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света.

     На  первый взгляд современная жизнь  с ее молниеносным темпом, развитыми  коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным  телевидением, широким участием населения  в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков  в XVIII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека. Эту мысль мы постаралась раскрыть в своей работе. 

Список  использованных источников и литературы

  1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). Теория и методология: Словарь. - Новосибирск, 1998. – С.450.
  2. Байбурова Р. У истоков царского дома Романовых / Р. Байбурова // Наука и жизнь.- 1999.- № 5.- С. 107-111.
  3. Балязин В.В. Сокровенные истории Дома Романовых / В.В. Балязин.- М.: АРМАДА, 1996.- С.476.
  4. Бегунова А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. - М., 2000.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. Е. Руткевич. - М., 1995. - С.38.
  6. Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное //Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. - М., 1986. – С.113.
  7. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика / Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. - М., 1991. С. 40 – 41.
  8. Василевский И.М. Романовы: Портреты и характеристики: В 2 ч. / И.М. Василевский. - Новосибирск: Маяк, 1991.
  9. Декабристы. Биографический справочник / Изд. подг. С.В.Мироненко. - М., 1988. - С. 106, 118.
  10. Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842 - 1844 гг. в трех книгах с приложением. - М., 1988.
  11. Кирсанова Р.Н. Русский костюм и быт XVIII – XIX вв. - М., 2002.
  12. Кислягина Л.Г. Екатерина II в повседневном быту // Русская культура последней трети XVIII века - времени Екатерины II. Сб. ст. - М., 1997. – С.432.
  13. Ключевский В.О. История русского быта. - М., 1995. – С. 311.
  14. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М, 1991.
  15. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М., 1992.
  16. Кром, М. М. Повседневность как предмет исторического исследования (вместо предисловия) / М. М. Кром // История повседневности. Сб. науч. работ. СПб.: Изд. Европейского университета в СПб, 2003. - С.205.
  17. Лотман Ю М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. Т.IV. (XVIII – начало XIX века). - М., 2000.
  18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века).- СПб., 1994.
  19. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала ХX вв.)  Т. 1 - СПб., 2000. - С. 219 – 282.
  20. Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1993.
  21. Словарь синонимов. Справочное пособие. - Л., 1977. – С.278.
  22. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. - М., 1988.
 
 

Интернет  источники 

1. WWW.UIC.NNOV.RU

2. www.romanov400.ru 

Информация о работе Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в