Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей.
Введение 2
Глава I. Характеристика основных понятий исследования 5
§1. Повседневная жизнь как предмет анализа 5
§2. Обзор России в XVIII веке 9
§3. Характеристика царской фамилии: Романовы 18 века 14
Глава II. Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в. 20
§1. Повседневная жизнь российских императоров, наследников престола 20
§2. Повседневная жизнь российских императриц 27
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Распорядок дня царя также описан Нартовым: “Вставал его Величество утром в часу пятом и с полчаса прохаживался по комнате. Потом Макаров, его секретарь, читал ему дела. После, позавтракав, выезжал государь в шесть часов в одноколке или верхом к работам, или на строения, оттуда отправлялся в сенат или в адмиралтейство, в хорошую погоду хаживал пешком. Обедал он в час пополудни. В десять часов пил одну чарку водки и заедал кренделем; после обеда отправлял снова разные дела; по окончании оных почивал, потом либо выезжал к кому в гости, или дома с ближними веселился”.30
В обществе Петр I обычно был весел, обходителен, разговорчив. Он любил непринужденную, веселую, умную беседу. Ссор и брани не терпел. Виновного в нарушении приятельской беседы, “кто лишнее врал и других задирал”, всегда заставлял пить штраф: три, четыре кубка вина или большой ковш такой же вместимости, – “орел”.
Когда царь пребывал в хорошем настроении и хотел произвести на кого- либо впечатление, своим обхождением мог очаровать любого. Датский посол Юст Юль, впервые прибывший ко двору, писал, что царь вступил с ним в “такой дружеский разговор, что, казалось, он был моим ровнею и знал меня много лет”.31
Домашнюю атмосферу подчеркивают многочисленные детали. Так, в открытом окне видно зеленое растение, освещенное лампой дневного света и дающее полную иллюзию солнечного дня. Здесь же на столе – кубок под кровлей, как называли кубок с крышкой, чтобы никто не мог подсыпать что либо в вино. Среди других предметов, в вазе – горка фруктов. В то время в Летнем саду, который Петр I называл “мой огород”, в специальных отапливаемых оранжереях круглый год выращивались всевозможные диковинные фрукты, в том числе ананасы и виноград. Обитатели дворца имели фрукты и овощи со своего сада огорода в любое время года. Такие мелочи создают уют, делают бесконечно дорогой своей историей уголок незабываемым.
Воссоздатели домашнего очага императора передали царившую в доме атмосферу любви и творчества, помогавшую этому “гениальному романтику и тирану” в его великих начинаниях.
Согласно изученным источникам установлено, что приобщение дочерей царской семьи образованию стало одним из направлений петровской политики просвещения, среди которых предложение обучения молодых девиц заграницей, а также проект по устройству женских школ в монастырях.
Также приглашали учителей для обучения этикету, танцам, иностранным языкам. Большое значение имела игровая культура на ассамблеях, поскольку «забавныя игры» — шахматы, фанты, карты служили развитию коммуникативных навыков и позволяли снизить психологическое напряжение у присутствующих женщин.32
Формой социальной активности, а также сферой приложения организаторских и творческих способностей представительниц царской семьи стал театр, ряд мероприятий, таких как маскарады и шутовские потехи.
Различные
виды работ, в том числе уход за
детьми, выполнялись слугами. На фоне
распространившихся ограничений определенное
место в обыденной жизни
При исследовании европейского костюма, который с 1701 г. должны были носить царские особы, было констатировано: внешний облик представительниц царской династии стал подчеркивать женственность.
С начала XVIII века главной резиденцией императорских сановников становится Петербург. Строятся роскошные дворцы, устраиваются сады, парки. Сам Петр Великий, после знакомства с нравами европейских императорских домов, посчитал необходимым в 1710 году подарить Марте Скавронской - будущей императрице Екатерине Алексеевне - земли для постройки царской резиденции. В Екатерининском дворце в Царском Селе был собран арсенал, состоящий, главным образом, из охотничьего оружия.
Императрица Анна Иоанновна завела здесь большое охотничье хозяйство и любила охотиться со своими приближенными в этих окрестностях. Царскосельский арсенал, в отличие от коллекции оружия Петра I, имел другое предназначение. Это собрание полностью отвечало иным вкусам владельца. Оно использовалось как для охоты, так и для создания своеобразного внутреннего убранства царской резиденции.33
При Анне Иоанновне существовало еще одно собрание оружия, которое получило название Рюст-Камеры. В него вошло современное охотничье оружие, причем многие образцы поступили из частных собраний попавших в опалу вельмож.
Елизавета
Петровна также любила охоту и
приезжала в Царское Село пострелять
согнанных сюда со всей округи оленей,
лосей и лисиц. Развивая и поощряя
царскосельские охотничьи традиции,
она построила в парке
При Екатерине Великой коллекция оружия в Царском Селе продолжала увеличиваться, но она вновь изменила свою направленность, в соответствии с интересами и характером своего владельца. Оружейная коллекция воспринималась как памятник военной и боевой славы. Она пополнялась военными трофеями и богатыми дарами, полученными Екатериной во время русско-турецких войн. Восточное оружие значительно обогатило царскосельский арсенал и пополнило его роскошными восточными саблями и ятаганами, ружьями и пистолетами, булавами и бунчуками. Эти трофеи располагались в залах дворца в виде декоративных композиций, подчеркивающих репрезентабельную пышность императорской резиденции.
"Новая" культура 18 века ориентировалась на мужской образец, но она не могла укрепиться без нового образа женщины. Он появился очень нескоро. Почти три четверти века, одна за другой, российские императрицы были, в сущности, женщинами, занятыми своей особой и троном. Все они были личностями незаурядными, но ни одна не была по-настоящему европейски образованной женщиной. Среда, взрастившая их, поощряла вкус лишь к внешнему блеску жизни — балам, пирам и нарядам. Ни одна из них так и не стала жизнеустроительницей.
Лишь честолюбивая немка, воспитанная в протестантской среде, смогла явить на российской земле образец современной европейской женщины. Укрепившись на российском престоле в 1763 году, Екатерина Великая хорошо знала, что ей предстоит. Она сознательно взваливала на свои плечи тяжесть, которая была по плечу лишь ей одной.
Среди задач, которые она ставила перед собой, было и воспитание подданных. Это был непомерно тяжёлый, непрестанный и не всегда благодарный труд. Екатерина Великая ежеминутно контролировала своё собственное поведение: видела себя со стороны и хорошо сознавала, как будут оценены её слова и поступки в каждый момент. Императрица великолепно разбиралась в людях. Невысоко оценивая человеческую натуру в целом, она строила реальную политику, зная, что "других слуг у неё нет". Старалась строго придерживаться правильного распорядка дня, вникала во все дела. Её достоинства - трудолюбие, мудрость, такт - вызывали глубочайшее уважение и любовь подданных, желание приблизиться к высоким стандартам.
А, между тем, женская среда традиционно была особенно консервативной. Считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. "Прадед не допускал мысли о воспитании детей; в те времена чада должны были удерживаться в чёрном теле в доме родителей, и он за порок считал, чтоб русские дворянки, его дочери, учились иностранным языкам", - вспоминала Е.А.Сабанеева в конце XVIII века.34 Императрице следовало преодолеть вековую традицию. Конечно, долгие годы женского правления в России меняли в какой-то степени взгляд на место женщины в обществе в целом. И всё же, перед императрицей лежала целина - справедливы были слова Екатерины Дашковой о том, что во всей Российской империи можно назвать лишь двух образованных женщин, читавших книги - её саму и Екатерину Великую.
Одного лишь собственного примера было, разумеется, недостаточно, и Екатерина учредила учебные заведения для девиц: прежде всего, Смольный институт с его дворянским и мещанским отделениями. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству...
Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света". Это были смолянки, которые "привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы".35
Уже в первые годы пребывания у власти Екатерина стала скупать за границей целые коллекции и библиотеки. Ее агенты по всей Европе выискивали предметы искусства. Она основала Эрмитаж, а ее поведение служило примером для подданных.
Истинной ее страстью было колллекционирование предметов изобразительного и прикладного искусства. Она собирала картины, статуи, рисунки, гравюры, резные камни, фарфор, уникальные изделия из драгоценных металлов, книги, монеты, медали и даже минералы.
В течение многих лет она вела переписку с иностранными корреспондентами – Вольтером, Дидро, Гриммом и другими. "Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений". (Н. М. Карамзин)36
Двор Екатерины поражал современников великолепием. Балы, фейерверки, маскарады, причем в последнем случае поощрялось переодевание мужчин - в женское, а женщин - в мужское платье. Екатерина любила такого рода увеселения, возможно, еще и потому, что мужское платье ей шло. А вот в карты играть не любила и, хотя не запрещала это делать другим, но и не поощряла подобное занятие, предпочитая ему остроумную беседу, рассказы бывалых людей или обсуждение литературных новинок.
Еще одно качество, выгодно отличавшее Екатерину от многих ее предшественников и потомков на троне, - поразительное трудолюбие. Каждое утро, встав с постели, когда еще все спали, она брала в руки перо и работала. Над законопроектами, указами, текущими делами, историческими и литературными сочинениями, письмами, переводами "...я встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моем кабинете... После обеда нет ничего, а вечером я вижусь, кому охота придти, и отправляюсь спать самое позднее в половине одинадцатого" (из письма Екатерины II рижскому генерал – губернатору Ю. Ю. Броуну).37 У императрицы был лишь один выходной день - воскресенье. Ни один другой русский государь не оставил потомкам такого огромного письменного наследия, как Екатерина II.
"Правила" собственного царствования:
1.
Нужно просвещать нацию,
2.
Нужно ввести добрый порядок
в государстве, поддерживать
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям . 38
Екатерина в повседневной жизни, в быту была довольно скромна. Современники отмечали скромность Екатерины в еде и питье. Повальное пьянство, процветавшее при дворе Петра Великого, было изгнано из царских покоев.
В 1766 г. указом императрицы создана Театральная дирекция под началом близкого к ней И. П. Елагина, в 1773 г. открыт Петербургский публичный театр, для которого построено специальное здание. Музыку Екатерина не любила, но, подчиняясь принятым правилам поведения, вынуждена была присутствовать на оперных спектаклях и концертах. Согласно сохранившемуся свидетельству, в зале при этом находился человек, подававший императрице знак, когда следовало хлопать.
В 1768 г. специально прибывший из Англии врач Томас Димсдейл впервые в России делает императрице и наследнику престола прививку оспы – событие для России неслыханное! – а спустя несколько лет – внукам Екатерины. Все дружно восхваляли ее храбрость, а сам поступок становился примером для подданных.
Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство. А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясь сам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытового поведения.
Итак, образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне - это особа, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы - российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любую тему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальных инструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму. Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Она любит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями. ...Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этот образец лишь некоторые поправки.
Информация о работе Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в