Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей.

Содержание

Введение 2
Глава I. Характеристика основных понятий исследования 5
§1. Повседневная жизнь как предмет анализа 5
§2. Обзор России в XVIII веке 9
§3. Характеристика царской фамилии: Романовы 18 века 14
Глава II. Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в. 20
§1. Повседневная жизнь российских императоров, наследников престола 20
§2. Повседневная жизнь российских императриц 27
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Копия 2 курсовая по Романовым.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

                                                            

Введение

       Актуальность:

     История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия.

     Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией  исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей. Исследование этой проблемы дает возможность рассматривать человека не только в качестве объекта воздействия, но и в роли субъекта, формирующего внутреннее содержание исторического процесса, позволяет судить об особенностях ментальной структуры общества на определённом хронологическом отрезке.

       XVIII век в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах. Они затронули и повседневную жизнь представителей элиты. В результате стали меняться бытовые привычки и образ жизни.

     Изучение  разнообразных аспектов повседневной жизни российских императоров позволяет  понять, как представители династии Романовых проживали и переживали изо дня в день наиболее привычные, казалось бы ничем не примечательные, жизненные реалии, каким было их самоощущение на разных этапах жизненного цикла. В конечном счете, это приводит к непосредственному пониманию человека в истории, причем с учетом гендерных и этнических различий, что актуально для социальной и культурной истории России. Этим обусловлена актуальность темы нашей работы.

     Степень изученности темы:

     В отечественной историографии история  повседневности с полным основанием может считаться традиционной проблемой изучения. Исследовательский интерес к повседневной жизни стал устойчиво проявляться уже в XIX веке. Перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, положения в обществе. Различные аспекты описания «жизненного мира» содержались в работах Н.М. Карамзина1, СМ. Соловьева2, В.О. Ключевского3, Н.И. Костомарова4 и других. Основы российской методологии повседневной жизни были заложены В.О. Ключевским. Он считал, что предмет исторического изучения - социальная жизнь людей, или по его выражению «человеческое общежитие». По его мнению, основными элементами «общежития», являлись человеческая личность, людское общество и природа страны. По основным свойствам и потребностям человека он делил их «на физиологические - пол, возраст, кровное родство, экономические — труд, капитал, кредит, юридические и политические — власть, закон, право, обязанности, духовные - религия, наука, искусство, нравственное чувство»5.

      Историю повседневности изучали, но литературы про повседневную жизнь царей стала объектом внимания лишь в последнее время. Кроме того. Для раскрытия выбранной темы понадобилась вспомогательная литература. Это труды отечественных историков Василевского И.М.6, Кислягиной Л.Г.7, изучающих жизнь русских царей. Работы Кирсановой Р.Н.8, Ключевского В.О.9  знакомят нас с историей русской культуры и быта XVIII века.

     Объект  исследования – царская фамилия в XVIII веке.

     Предмет исследования – повседневная жизнь царской фамилии XVIII века.

     Цель  работы – выявить основные особенности повседневной жизни царской фамилии XVIII века.

     Для достижения цели работы были определены следующие задачи:

  • определить понятие «повседневная жизнь»;
  • дать обзор основным событиям истории России XVIII века;
  • дать характеристику царской фамилии Романовых XVIII века;
  • исследовать повседневную жизнь российских императоров, наследников престола;

      - исследовать повседневную жизнь российских императриц.

      Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Характеристика основных понятий исследования

      §1. Повседневная жизнь  как предмет анализа

     Термин  «повседневность» имеет различные  толкования в философии, лингвистике  и истории. В частности, в словаре  синонимов термин повседневность толкуется как «будничный, обыденный, то, с чем сталкиваются постоянно»10. С.И.Ожегов трактует повседневность как «быт, бытовую сторону жизни, повседневный — осуществляемый изо дня в день»11. А.С. Ахиезер под повседневностью понимает человеческую жизнь, рассмотренную с точки зрения функций и ценностей, которые ее заполняют - труд, быт, отдых, передвижения.12

     Осмысление  вопросов повседневной жизни связано  с французской школой, возникшей  в конце 1920-х гг. Главным замыслом её основателей М. Блока и Л. Февра, было преодоление барьеров между общественными науками, освоение историками методик смежных наук и отношение к истории как науке о людях в историческом измерении. Исследователи этого направления противопоставляли глобальной истории рассмотрение «повседневия» человеческого бытия. Они предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики и этнографических описаний к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов. Ф. Броделем был введен термин «структура повседневности». Содержанием повседневной жизни он считал способы организации и оформление пространства человеческой жизни - ландшафт, архитектуру, организацию интерьера; поведение и общение - обряды, обычаи, традиции, ритуалы, этикет13.

     «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и  имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира», – говорится в книге П.Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1966 г.); там же подчеркивается, что члены общества в своем поведении «считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью».14

     Эту же особенность восприятия людьми обыденной жизни отмечал и Лотман в статьях «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века» и «Декабрист в повседневной жизни», причем его трактовка бытового поведения строится на контрасте «обычного» и «необычного»:

     «В  каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением:

     1) обычное, каждодневное, бытовое,  которое самими членами коллектива  воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное;

     2) все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемого самими носителями данной культуры как имеющее самостоятельное значение».15

     Эти строки были впервые опубликованы в 1977 г., за год до появления известной  статьи Норберта Элиаса «О понятии повседневности». Тем интереснее точки соприкосновения, которые обнаруживаются между работами этих выдающихся исследователей.

     Ключевая  мысль статьи Элиаса состоит в  том, что «...структура повседневности не обладает характером более или менее автономной особой структуры, но является составной частью структуры данного социального слоя и, – поскольку его нельзя рассматривать изолированно, – частью властных структур всего общества». Многочисленные же современные определения понятия «повседневность», полагает немецкий социолог, имплицитно подразумевают противоположное понятие («неповседневность»), которое, однако, обычно остается в тени. Элиас считает необходимым обозначить эти сферы, обычно противопоставляемые повседневной жизни, для того чтобы уточнить, какие именно аспекты повседневности имеются в виду в том или ином случае. Далее он перечисляет восемь пар понятий, определяя «повседневность» через ее противоположности:

     1. Повседневность как противоположность  празднику;

     2. Повседневность как рутина, в отличие от чрезвычайных, нерутинизированных сфер общества;

     3. Повседневность как рабочий день  – в противоположность жизненному  миру буржуа, живущих в роскоши,  праздности и т.п.;

     4. Повседневность как жизнь народных  масс – в противоположность жизни высокопоставленных и могущественных лиц (королей, принцев, президентов, членов правительства, партийных лидеров и т.д.);

     5. Повседневность как сфера будничных  событий – в отличие от того, что считается единственно достойным  изучения в традиционной политической истории: «великих» событий, действий государства и его правителей;

     6. Повседневность как частная жизнь  (семья, любовь, дети) – в отличие  от официальной или профессиональной  жизни;

     7. Повседневность как сфера естественного,  спонтанного, неотрефеклетированного переживания и мышления – в отличие от сферы рефлексии, искусственного и особенно научного опыта и мышления;

     8. Повседневность как обыденное  сознание, т.е. идеологизированное, наивное, непродуманное, ложное  мышление – в отличие от  настоящего, правильного, истинного сознания.

     Бернхард  Вальденфельс, философ феноменологического  направления (к которому Элиас никогда  не был близок) с одобрением отнесся  к основным положениям статьи «О понятии  повседневности» и, развивая их, пришел к еще более радикальным выводам:

     1. Обыденная жизнь не существует  сама по себе, а возникает в  результате процессов «оповседневнивания»,  которым противостоят процессы  «преодоления повседневности».

     2. Повседневность – это дифференцирующее  понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры.

     3. Речь о повседневности не совпадает  с самой повседневной жизнью  и с речью в повседневной  жизни.16

     Если  согласиться с Элиасом и Вальденфельсом, то придется признать, что универсального, на все случаи жизни пригодного понятия «повседневность» просто не существует. Это условная конструкция, и она возникает в тот момент и приобретает такие очертания, когда и как мы проводим разграничения между сферами общественной жизни.

     Под «повседневностью» в нашей работе мы понимаем особую сферу социокультурной  реальности, основанную на системной  повторяемости смыслов человеческого  бытия, имеющую пространственные и  временные рамки. Структура повседневности включает в себя всю жизненную среду человека, охватывающую материальные и духовные потребности: способ организации и оформления пространства человеческой жизни, быт, труд, отдых, мировоззрение, поведение, обычаи. Повседневность основывается на традициях — элементах социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, взгляды, обычаи, обряды.

      §2.  Обзор России в XVIII веке

     В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (1672-1725), царя-преобразователя. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.

     При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

     В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили  девять сановников, ближайших Петру  I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

     Реформа государственного управления затронула  и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. 

     В этот период продолжалась борьба между  верховной и светской властью  и церковью. В 1721 г. была учреждена  Духовная коллегия, или Синод, что  свидетельствовало о полном подчинении церкви государству. В России упразднялась должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.

     Была  реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

     Реформы Петра I затронули армию и флот. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность. Были организованы офицерские училища. В армию поставлялись артиллерийские орудия, построено много кораблей. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.

     Важным  итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра  явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной  службы. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.17

Информация о работе Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в