Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Современный этап развития исторического знания характеризуется общей переориентацией исследовательского мышления, переосмыслением исторических явлений и процессов, методов их изучения. Долгое время внимание ученых концентрировалось на экономических процессах, классовой борьбе в обществе и за пределами исследований оставались внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности. В последнее время возрос интерес исследователей к изучению социальных проблем развития общества, особенно отражению повседневной жизни людей.
Введение 2
Глава I. Характеристика основных понятий исследования 5
§1. Повседневная жизнь как предмет анализа 5
§2. Обзор России в XVIII веке 9
§3. Характеристика царской фамилии: Романовы 18 века 14
Глава II. Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в. 20
§1. Повседневная жизнь российских императоров, наследников престола 20
§2. Повседневная жизнь российских императриц 27
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Оглавление
Актуальность:
История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия.
Современный
этап развития исторического знания
характеризуется общей
XVIII век в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах. Они затронули и повседневную жизнь представителей элиты. В результате стали меняться бытовые привычки и образ жизни.
Изучение разнообразных аспектов повседневной жизни российских императоров позволяет понять, как представители династии Романовых проживали и переживали изо дня в день наиболее привычные, казалось бы ничем не примечательные, жизненные реалии, каким было их самоощущение на разных этапах жизненного цикла. В конечном счете, это приводит к непосредственному пониманию человека в истории, причем с учетом гендерных и этнических различий, что актуально для социальной и культурной истории России. Этим обусловлена актуальность темы нашей работы.
Степень изученности темы:
В
отечественной историографии
Историю повседневности изучали, но литературы про повседневную жизнь царей стала объектом внимания лишь в последнее время. Кроме того. Для раскрытия выбранной темы понадобилась вспомогательная литература. Это труды отечественных историков Василевского И.М.6, Кислягиной Л.Г.7, изучающих жизнь русских царей. Работы Кирсановой Р.Н.8, Ключевского В.О.9 знакомят нас с историей русской культуры и быта XVIII века.
Объект исследования – царская фамилия в XVIII веке.
Предмет исследования – повседневная жизнь царской фамилии XVIII века.
Цель работы – выявить основные особенности повседневной жизни царской фамилии XVIII века.
Для достижения цели работы были определены следующие задачи:
- исследовать повседневную жизнь российских императриц.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Термин «повседневность» имеет различные толкования в философии, лингвистике и истории. В частности, в словаре синонимов термин повседневность толкуется как «будничный, обыденный, то, с чем сталкиваются постоянно»10. С.И.Ожегов трактует повседневность как «быт, бытовую сторону жизни, повседневный — осуществляемый изо дня в день»11. А.С. Ахиезер под повседневностью понимает человеческую жизнь, рассмотренную с точки зрения функций и ценностей, которые ее заполняют - труд, быт, отдых, передвижения.12
Осмысление вопросов повседневной жизни связано с французской школой, возникшей в конце 1920-х гг. Главным замыслом её основателей М. Блока и Л. Февра, было преодоление барьеров между общественными науками, освоение историками методик смежных наук и отношение к истории как науке о людях в историческом измерении. Исследователи этого направления противопоставляли глобальной истории рассмотрение «повседневия» человеческого бытия. Они предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики и этнографических описаний к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов. Ф. Броделем был введен термин «структура повседневности». Содержанием повседневной жизни он считал способы организации и оформление пространства человеческой жизни - ландшафт, архитектуру, организацию интерьера; поведение и общение - обряды, обычаи, традиции, ритуалы, этикет13.
«Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира», – говорится в книге П.Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1966 г.); там же подчеркивается, что члены общества в своем поведении «считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью».14
Эту же особенность восприятия людьми обыденной жизни отмечал и Лотман в статьях «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века» и «Декабрист в повседневной жизни», причем его трактовка бытового поведения строится на контрасте «обычного» и «необычного»:
«В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением:
1)
обычное, каждодневное, бытовое,
которое самими членами
2) все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемого самими носителями данной культуры как имеющее самостоятельное значение».15
Эти строки были впервые опубликованы в 1977 г., за год до появления известной статьи Норберта Элиаса «О понятии повседневности». Тем интереснее точки соприкосновения, которые обнаруживаются между работами этих выдающихся исследователей.
Ключевая
мысль статьи Элиаса состоит в
том, что «...структура
1.
Повседневность как
2. Повседневность как рутина, в отличие от чрезвычайных, нерутинизированных сфер общества;
3.
Повседневность как рабочий
4.
Повседневность как жизнь
5.
Повседневность как сфера
6.
Повседневность как частная
7.
Повседневность как сфера
8.
Повседневность как обыденное
сознание, т.е. идеологизированное,
наивное, непродуманное,
Бернхард Вальденфельс, философ феноменологического направления (к которому Элиас никогда не был близок) с одобрением отнесся к основным положениям статьи «О понятии повседневности» и, развивая их, пришел к еще более радикальным выводам:
1.
Обыденная жизнь не существует
сама по себе, а возникает в
результате процессов «
2.
Повседневность – это
3.
Речь о повседневности не
Если
согласиться с Элиасом и
Под
«повседневностью» в нашей
В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (1672-1725), царя-преобразователя. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.
При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.
В
России была проведена реформа
Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления.
В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о полном подчинении церкви государству. В России упразднялась должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.
Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.
Реформы Петра I затронули армию и флот. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность. Были организованы офицерские училища. В армию поставлялись артиллерийские орудия, построено много кораблей. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.
Важным
итогом и законодательным закреплением
всей реформаторской деятельности Петра
явился Табель о рангах (1722), представлявший
собой закон о порядке
Информация о работе Особенности повседневной жизни царской фамилии в XVIII в