Особенности молодежной субкультуры стиляги

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей молодежной субкультуры стиляги.
Задачи исследования:
Изучить понятия «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»;
Изучить историю возникновения, развития и угасания субкультуры стиляг;
Проанализировать стиль жизни и идеологию стиляг;
Изучить музыкальные и танцевальные предпочтения данной субкультуры;
Изучить внешний вид стиляг;
Проанализировать взаимоотношения общества и изучаемой субкультуры;
Выявить место субкультуры «стиляги» в культуре нашей страны.

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы понятий культура, субкультура, молодежная субкультура, «стиляги»



1.1 Содержание понятий «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»

5
1.2 История происхождения и развития субкультуры «стиляги»
6
Глава 2 Особенности субкультуры «стиляги»

2.1 Идеология и стиль жизни стиляг
9
2.2 Музыка и танцы стиляг
2.3 Внешний вид стиляг
2.4 Взаимоотношения стиляг и общества
2.5 Образ стиляг в искусстве
10
11
13
16
Заключение
19
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая СТИЛЯГИ, 1й курс.doc

— 791.22 Кб (Скачать)

Однако, грампластинки с модными записями в СССР были большой редкостью. Именно в связи с этим дефицитом стал популярен «рок на костях» - запись музыки производилась на рентгеновских снимках.  У стиляг появилось еще одно название таких записей - «скелет моей бабушки». И только с появлением магнитофонов «рок на костях» утратил свою популярность [9].

Среди танцев в конце 1940-х годах у стиляг был актуален буги-вуги. Причем, советские стиляги не собирались ограничиваться малыми познаниями в этой области и придумывали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» и «тройной гамбургский» стили. Первые два  были очень похожи друг на друга и были вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. А вот «тройной гамбургский» стиль был медленным танцем, похожим на слоу-фокс [1].

Таким образом, стиляги явились «первооткрывателями» джаза в СССР. Музыка для стиляг была одним из важных атрибутов яркой жизни. Танцы стиляг были очень фееричными, в них стиляги, так же как и в музыке, подражали американскому стилю жизни.

 

 

2.3 Внешний вид стиляг

 

В начале существования стиляг, их образ был скорее карикатурен: шляпа с широкими полями, мешковатый пиджак, яркие широкие штаны, галстук «пожар в джунглях» и носки немыслимых расцветок (Приложение 2; рисунок 1).

Вот как описывает стиляг  в своем фельетоне Д. Г. Беляев: «…в дверях клуба появился юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. 

Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага, - так они были ярки» [3].

Позднее же внешний вид стиляг потерпел изменения. Появились знаменитые брюки-дудочки, тонкий галстук, который завязывали на микроскопический узел, зонтик - трость.  Также очень актуальными у стиляг считались свитера «с оленями» (Приложение 2; рисунок 2), которые они увидели в фильмах «Серенада Солнечной долины» и «Девушка моей мечты». Обувь у стиляг приветствовалась на толстой подошве. Чаще всего это были полуботинки на белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша») [9].

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

После того, как на экраны вышла кинокартина «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли, в моду у девушек стиляг вошли высокие начесы, которые так и называли - «бабетта».. Благодаря Бардо завоевал внимание модниц и «конский хвост».

Сооружение такой прически порою было не менее экстремальным занятием, чем выстраивание коков. В частности, встречаются сведения, что для создания нужной конструкции использовали не только вату, тряпки, конский волос, но даже - литровые банки. В качестве стильных женских вариантов причесок упоминаются также начесы, короткие стрижки под француженок и с челкой [14].

Кок - прическа в виде уложенной «трубы», которая проходила ото лба до спины. Наводили его тщательно и любовно, хотя это было очень непросто. Так как советская промышленность не баловала граждан средствами для укладки волос, в ход шли подручные средства: например, пиво или вода с сахаром, которые склеивали волосы и держали объем. Некоторые стиляги фиксировали прическу вазелином, а сверху закрепляли водой с сахаром. Очень редко использовали бриолин, так как достать его было очень непросто.

Так же в среде стиляг очень популярными стали атрибуты американской жизни: трофейные зажигалки, портсигары, популярные на Западе игральные карты, оформленные в стиле pin up [11].

Таким образом, можно сказать, что одной из самых главных отличительных особенностей стиляг явился внешний вид. Эти люди выделялись из толпы сумасшедшими цветовыми сочетаниями, несуразными прическами, обувью с толстой каучуковой подошвой. Все идеи для нарядов и причесок стиляги черпали из ставших для них культовыми западных фильмов.

 

2.4 Взаимоотношения стиляг и Советского общества.

 

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже попадали под определение «безродных космополитов», так как в это время началась «холодная война», и соответственно в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги, с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали главной целью партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели цель не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти [6].

Проявление симпатий к врагу и низкопоклонство перед ним было чревато негативными последствиями. Ярлык «космополит безродный» и ставшие лозунгами фразы «Сегодня парень в бороде, а завтра где - в НКВДе», «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» и т.п. - недвусмысленно на это намекали. С официальной, идеологической точки зрения «стиль» был враждебной культурой, попадающей в поле зрения силовых структур, и прежде всего, органов Государственной безопасности. Демонстративная манера одеваться в стране с очень сильным культом идеологии, расценивались как идеологическая диверсия, результат подрывной деятельности западных спецслужб. Стремление стиляг к «красивой жизни», их ориентация на Запад, выделение из «серой» массы советских людей квалифицировалось как проявление разлагающего влияния буржуазной идеологии. Настораживало государство и то, что стиляги прослушивали передачи зарубежного радио. Это порождало опасения, что кроме музыкальных программ, они могут наслушаться еще и антисоветских.и прослушивание стилягами передач зарубежного радио, порождая опасения, что помимо музыкальных программ они могут наслушаться и антисоветских. Однако борьба с этим чаще всего приводила к обратному эффекту [14].

Общество, желая переделать стиляг, устраивало многочисленные обсуждения на комсомольских  и студенческих собраниях, делалось множество выговоров по комсомольской линии, но если это не помогало, то самых непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ, а в Советском Союзе это значило лишить человека нормального существования в обществе.

На стиляг устраивались настоящие охоты: ряды дружинников, с ножницами в руках, ловили стиляг, насильно стригли их, распарывали брюки, пиджаки, рубашки [9].

О публичной стрижке составлялся акт, который затем направлялся в деканат или на работу нарушителя. Там уже активисты принимали «соответствующие меры»: прорабатывали и исключали.

Женщинам доставалось сильнее всех - обритая или коротко остриженная девушка сразу становилась объектом насмешек и даже платок или шляпка, под которые прятали стрижку, не спасали от косых взглядов [11].

Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги стали более замкнутыми в своем кругу, и от простого восхищения уже почти переходили к неприятию советской действительности [6].

По-настоящему свободно стиляги смогли вздохнуть только после Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году, уже в начале хрущевской "оттепели". Советские люди еще никогда раньше не видели столько иностранцев красиво и модно одетых. Зарубежные гости щедро делились с хозяевами и вещами, и пластинками, и журналами, и просто информацией - о том, как живут там. После фестиваля жизнь в СССР стала необратимо меняться, изменилось и официальное отношение к стилягам, да и сами они стали другими - внешне и внутренне [1].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что стиляги не выступали против советского строя, а просто жили в стиле культовых для них фильмов. Советское общество, в свою очередь, считало стиляг потенциальными врагами Советской власти. Но, несмотря на все осуждения общества, стиляги оставались истинными поклонниками западного стиля жизни. Молодые люди становились стилягами не для того, чтобы противоречить советскому строю, а потому, что им нравился американский стиль одежды и западная музыка.

 

 

2.5 Образ стиляг в искусстве

 

Хотя  субкультура стиляг прекратило свое существование в 1960-х годах, в искусстве  существует достаточно много упоминаний о ней. Например, в светском кинематографе 1950-х годов образ стиляг был больше карикатурен. Это был надменный человек, который презирал «серую массу» советских людей, и от этого образ казался еще смешнее. Таким был герой Эдик (исполнитель Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955). В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга -- тунеядец, не должно было вызывать никаких сомнений).  В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерной любви к "красивой жизни" -- к преступлению: такова мораль произведения [9].

Короткометражная комедия «Иностранцы» (1960) высмеивает тех, кто преклоняется перед всем заграничным, дежурит в вестибюлях гостиниц, занимаясь скупкой иностранного «ширпотреба». Молодой журналист (исп. Александр Белявский) решает разоблачить и высмеять двоих стиляг и их подружку (Илья Рутберг, Валентин Кулик, Татьяна Бестаева): он представляется им богатым американцем.

В фильме «Покровские ворота»  (1982г) был показан небольшой эпизод, где главный герой Костик танцует рок-н-ролл на «хате» со своей подругой Светочкой.

В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей моей юности», который посвящался стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми -- Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими.

В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев [1].

В 1980-х годах в Москве начала действовать группа «Браво», которая активно исользовала эстетику стиляг и играла ретро. В своих песнях, таких как «Стиляга из москвы», «Ленинградский рок-н-ролл» группа создавала идиализированный романтический образ советского стиляги. Примерно в это же время Ленинградский ансамбль «Секрет», называвшийся в то время «бит-квартет», так же проявил интерес к стиляжному феномену [7, 273-274].

В 1958 году Николаем Погодиным была написана пьеса «Маленькая студентка», посвящённая молодёжи. Одним из отрицательных действующих лиц пьесы является стиляга по фамилии Ларисов. Вообще, стиляги в произведениях часто носили «иноземные» имена (Эдуард, Арнольд) и нелепые фамилии.

В 1975 году Виктор Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека» (по первоначальному замыслу -- «Дочь стиляги»). В основе пьесы -- вечный конфликт отцов и детей. На первом плане -- сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса и его дочери -- хиппи Эллы. Самая известная постановка «Взрослой дочери…» принадлежит режиссёру Анатолию Васильеву, осуществившему спектакль на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского в 1979 году.

Таким образом, стиляги не переставали интересовать людей как во время их существования, так и после угасания этой субкультуры. Много фильмов и пьес обращало и до сих пор обращает внимание на специфическую субкультуру СССР - стиляг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Субкультура - это часть культуры, подкультура. Молодежная субкультура - это частный случай проявления субкультуры в целом, так как молодежь имеет много социально психологических особенностей, связанных с возрастными границами.

Стиляги - это советская молодежная субкультура, которая  основана на подражании Западной модели жизни, о которой советская молодежь узнала из западных трофейных фильмов. Субкультура стиляг начала свое существование в конце 1940-х годов, с началом «холодной войны» СССР и Запада. Но с наступлением хрущевской «оттепели» субкультура стиляг постепенно сошла на нет. Стиляги не выступали против общественных стереотипов, им просто хотелось жить и развлекаться, как герои из ставших культовыми для них фильмов.

Идеология стиляг была выдумана обществом. Считалось, что стиляги своим внешним видом и поведением отрицают весь советский строй и его идеологи. На самом же деле, главным для стиляг было модно и ярко одеться и подражать американскому стилю жизни. Поэтому, гипотезу о том, что субкультура стиляг была направлена на отрицание идеологии Советского Союза,  можно отвергнуть.

Таким образом, можно сказать, что одной из самых главных отличительных особенностей стиляг явился внешний вид. Стиляги всегда очень ярко одевались. Их наряды были разноцветными, бросающимися в глаза,  что было нетипично для советского союза. Все идеи для нарядов и причесок стиляги черпали из ставших для них культовыми западных фильмов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что стиляги не выступали против советского строя, а просто жили в стиле культовых для них фильмов. Советское общество, в свою очередь, считало стиляг потенциальными врагами Советской власти. Но, несмотря на все осуждения общества, стиляги оставались истинными поклонниками западного стиля жизни.

Стиляги не переставали интересовать людей как во время их существования, так и после угасания этой субкультуры. Очень много фильмов и пьес обращало и до сих пор обращает внимание на специфическую субкультуру СССР - стиляг.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Основная и дополнительная литература:

Bestreferat.ru / Рефераты / Культура и искусство / Стиляги. Отважные денди Страны Советов.

 URL: http://www.bestreferat.ru/referat-213945.html (дата обращения 10.05.2012)

Faust Home Gothic Room / Gothic Life / Готика / Культура, субкультура и контркультура. 

 URL:http://www.gothicroom.ru/viewtopic.php?f=62&t=545 (дата обращения 24.04.2012)

Flanagan.ru / Судьба стиляги в СССР / Краткий словарь стиляжьего языка. URL: http://flanagan.ru/rubrika/dhnfdhnoedhdh-nndhdhndhdh-dh-dhdhdhdhraquo  (дата обращения 13.05.2012)

 А. Верная «Субкультуры». Субкультуры, неформальные движения молодежи / Главная. URL: www.subcult.ru (дата обращения 14.05.2012)

Информация о работе Особенности молодежной субкультуры стиляги