Особенности молодежной субкультуры стиляги

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей молодежной субкультуры стиляги.
Задачи исследования:
Изучить понятия «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»;
Изучить историю возникновения, развития и угасания субкультуры стиляг;
Проанализировать стиль жизни и идеологию стиляг;
Изучить музыкальные и танцевальные предпочтения данной субкультуры;
Изучить внешний вид стиляг;
Проанализировать взаимоотношения общества и изучаемой субкультуры;
Выявить место субкультуры «стиляги» в культуре нашей страны.

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы понятий культура, субкультура, молодежная субкультура, «стиляги»



1.1 Содержание понятий «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»

5
1.2 История происхождения и развития субкультуры «стиляги»
6
Глава 2 Особенности субкультуры «стиляги»

2.1 Идеология и стиль жизни стиляг
9
2.2 Музыка и танцы стиляг
2.3 Внешний вид стиляг
2.4 Взаимоотношения стиляг и общества
2.5 Образ стиляг в искусстве
10
11
13
16
Заключение
19
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая СТИЛЯГИ, 1й курс.doc

— 791.22 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра «Организация работы с молодежью»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности молодежной субкультуры стиляги

по дисциплине «Молодежные субкультуры»

 

 

 

Специальность 040104 - Организация работы с молодежью

 

 

 

Студент группы 1981                                      __________       К.Д. Макайденко

 

 

Руководитель, ст. преподаватель               __________  О.И. Копытина

 

 

Заведующий кафедрой

«Организация работы

с молодежью», доцент, к.и.н.                         __________   К.А. Фомичев

                                                      

 

 

 

Курган 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                            стр.

Введение

     3   

Глава 1 Теоретические основы понятий культура, субкультура, молодежная субкультура, «стиляги»

 

    

 

1.1 Содержание понятий «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»                                                                                                                       

 

5

1.2 История происхождения и развития субкультуры «стиляги»

6

Глава 2 Особенности субкультуры «стиляги»

 

2.1 Идеология и стиль жизни стиляг

9

2.2 Музыка и танцы стиляг

2.3 Внешний вид стиляг

2.4 Взаимоотношения стиляг и общества

2.5 Образ стиляг в искусстве

10

11

13

16

Заключение

   19

Список использованных источников

Приложение 1. Краткий словарь стиляжного сленга

Приложение 2. Внешний вид стиляг

Приложение 3. Текст песни «CHATTANOOGA CHOO-CHOO»                  

21

   23

   25

   26


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране много разнообразных субкультур. Любой молодой человек может выбрать для себя ту субкультуру, которая близка ему по идеологии, внешнему виду представителей, либо музыкальным предпочтениям.

Одна из наиболее важных особенностей субкультур заключается в том, что именно они являются одним из механизмов социализации молодежи. В субкультуре молодой человек может самовыразиться, найти себя в каком-либо занятии, либо  просто выделиться  из массы людей. Субкультура становится площадкой для творчества и общения, что важным фактором для молодого человека.

Тема «Особенности субкультуры стиляг» очень актуальна в наше время, ведь именно стилягам удалось «взбудоражить» весь Советский Союз своими яркими и порой нелепыми нарядами, своими зажигательными танцами и запретной в СССР музыкой, что привело к общественному презрению стиляг.

Гипотеза: субкультура стиляг была направлена на отрицание коммунистической идеологии.

Цель работы: изучение особенностей молодежной субкультуры стиляги.

Задачи исследования:

Изучить понятия «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»;

Изучить историю возникновения, развития и угасания субкультуры стиляг;

Проанализировать стиль жизни и идеологию стиляг;

Изучить музыкальные и танцевальные  предпочтения данной субкультуры;

Изучить внешний вид стиляг;

Проанализировать взаимоотношения общества и изучаемой субкультуры;

Выявить место субкультуры «стиляги» в культуре нашей страны.

Объект исследования: молодежные субкультуры

Предмет исследования: особенности молодежной субкультуры «стиляги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ КУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА, МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА, «СТИЛЯГИ»

 

Понятия «культура», «субкультура», «молодежная субкультура»

Слово «культура» происходит от латинского «возделывать», «культивировать», и именно в таком значении  оно употреблялось до начала 18 века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся  манерами, начитанность, музыкальностью. В повседневной лексике на уровне массового сознания слово «культура» до сих пор ассоциируется с хорошим  воспитанием, посещением театров, художественной эрудицией.

В современной науке определение «культуры» стало значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Культура - это некая целостная система, с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, а рядом с ней ряд субкультурных образований.

Субкультура - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической либо классовой принадлежности, полу. Черт, которые стали определяющими для субкультуры, часто имеют эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, или комбинацию данных характеров [12].

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она скрытна, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура - явление элитарное, в действительности нацеленное на включение молодых людей в общество. Не многие молодые люди отклоняются от традиционной культуры  и проходят через субкультуры [13].

 Молодежная субкультура - это частный случай проявления субкультуры вообще. Прежде всего, это связано с социально-психологическими особенностями молодежи, которая в нашей стране определяется с 14 до 30 лет.

Таким образом, субкультура - это часть культуры, подкультура. Различают субкультуры, которые формируются на профессиональной, географической, демографической, национальной и других основах. Молодежная субкультура - это частный случай проявления субкультуры в целом, особенности которой проявляются за счет возрастных особенностей молодежи.

 

История происхождения и развития субкультуры «стиляги»

Установить, когда именно возник термин «стиляга» невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка музыкантов, играющих джаз. У них «стилять» означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» - это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно термин переносился на самого исполнителя - «стиляга».

«Стиляга» - это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть поклонники соединенных Штатов) [6].

Поначалу слово «стиляга» имело порицательно-неодобрительный оттенок, не зря оно появилось в первых ругательных статьях и фельетонах. Но позже стиляги смирились с этим прозвищем и стали относиться к нему нейтрально. Иногда стиляг - особенно поздних конца 1950-х годов - называли и «битниками», хотя к американским поэтам-битникам российские стиляги отношения не имели и толком их не знали [7, 265 ].

Стиляги - советская молодежная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х годов, имевшая в качестве эталона западный (в основном американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.

Чтобы понять, кто такие стиляги, для начала нужно вспомнить времена, в которые они жили: Великая Отечественная война только что закончилась, но уже успела начаться «холодная война». В СССР в то время была жесткая идеологическая  цензура. В 1946 году была объявлена кампания «по борьбе с низкопоклонством перед Западом». Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и число людей, живущих в другой, «несоветской». При этом люди, которые имели связь с Западом, не испытывали пиетета перед советской идеологией, и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали распространению их среди городской молодежи [6].

    Количество стиляг по всему СССР росло. Это было что-то новое, модное - в отличие от советской пропаганды, которая только обещала «светлое коммунистическое завтра», но ничего конкретного не давала. Даже те молодые ребята, кто не был «западником» и не слушал джаз, подражали моде стиляг: носили мешковатые яркие пиджаки и узкие брюки.

Субкультура стиляг почти полностью сошла на нет к началу 1960-х годов, благодаря тому, что атмосфера в стране стала  свободнее, благодаря хрущевской оттепели. От стиляг остались прежде всего слова из их жаргона, которые плавно перекочевали в сленг хиппи, слушателей рока, а позже и общемолодежный сленг [7, 264].

Таким образом, стиляги - это чисто советская молодежная субкультура, так как она основана на подражании Западной модели жизни, о которой советская молодежь узнала из трофейных фильмов. Стиляги не выступали против общественных стереотипов, им просто хотелось жить и развлекаться, как герои из ставших культовыми для них фильмов. Субкультура стиляг начала свое существование в конце 1940-х годов, с началом «холодной войны» СССР и Запада. Но с наступлением хрущевской «оттепели» субкультура стиляг постепенно сошла на нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРЫ «СТИЛЯГИ»

 

 

2.1 Стиль жизни и идеология стиляг

 

 Своеобразным клише стало мнение, что стиляги ориентировались на Запад. Западный образ жизни становился неким ориентиром для определенной прослойки советских граждан, особенно для молодежи, а новый имидж - результатом не всегда осознанного поиска некой новой идентичности, выстраивания нового стиля. Создается впечатление, что особое мировоззрение стилягам больше приписывалось сторонними наблюдателями, нежели осознанно формировалось внутри движения. Сами же бывшие стиляги с высоты прожитых лет основными побудительными мотивами своего «нонконформистского» поведения называют желание раскрепоститься, модно и красиво одеться, выделиться из толпы, создать некую неформальную общность.  

Были у стиляг свои роли: «крутых чуваков», возмутителей обывательского спокойствия. Был определенный сценарий. Была своя сцена. Особые места сбора стиляг были в каждом крупном городе. Они их называли Бродами (от «Бродвей»). В Москве это была улица Горького (сейчас Тверская), а в Ленинграде - Невский проспект [14].

Неудивительно и то, что субкультура стиляг была тесно связана со спекуляцией. В то время, модные вещи можно было достать только так, ведь выезд на Запад был запрещен. Многие стиляги сами занимались спекуляцией: скупали одежду и обувь у иностранных граждан, попавших в СССР. Помогало в этом и знание английского языка, которое высоко ценилось у «штатников» [7, 271-272]. 

В разных городах в разное время стиляги вели себя по-разному. В Одессе стиляги вели себя вежливо и изысканно, в Ленинграде - расковано и по-свойски. При этом, в провинции, узнав стилягу в незнакомом человеке, обращались к нему очень вежливо, но быстро переходили на дружеский тон. А ленинградские стиляги на дружеский тон переходили сразу. Стиляги любили устраивать розыгрыши, самый распространенный - мистифицировать обывателя, выдавая себя за иностранцев [11].

Особым образом у стиляг сложилась и манера разговаривать. Своим сленгом они порой поражали окружающих. Большинство слов - это английские слова, адаптированные к русскому языку. Звучало это нелепо, но стиляги  таким образом в очередной раз выделяли себя из толпы, что было для них очень важно. Некоторые  значения сленга стиляг приведены в Приложении 1.

Таким образом, идеология стиляг была выдумана обществом, хотя на самом деле, как таковой идеологии у стиляг не было. Главным для стиляг было модно и ярко одеться и подражать американскому стилю жизни.

 

 

2.2 Музыка и танцы стиляг

 

В основном стиляги слушали джаз -  его привезли из Европы после войны на трофейных пластинках. Многие из стиляг были знакомы с джазменами и даже играли на музыкальных инструментах, чаще всего джазовых, таких как саксофон. В конце 1940-х - в начале 1950-х годов в среде стиляг актуальной считалась музыка оркестра Гленна Миллера, в особенности те хиты, которые звучали в ставшем культовым для стиляг фильме «Серенада Солнечной долины». Песня из этого кинофильма под названием «Поезд на Чаттанугу», стала своеобразным гимном всех стиляг (Приложение 3). С точки зрения психологии, образ поезда, который уезжает в загадочную страну Чатаннугу, стал для стиляг основным символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку [6 ].

Когда в 1950-х годах в Европе стал популярен рок-н-ролл, его стали слушать и стиляги. Особенно популярными были композиции Билла Хейли, Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли [7, 268-269].

Информация о работе Особенности молодежной субкультуры стиляги