Основные принципы и предпосылки возникновения и развития кооперативного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

Первой страной, вставшей на капиталистический путь, была Англия В последней трети XVIII века здесь произошел промышленный переворот. Начался стремительный рост крупного машинного производства, утвердилась рыночная экономика, наметилось быстрое развитие городов и промышленных центров. Вслед за Англией и на материке Европы и Северной Америке фабрики, заводы и другие крупные предприятия оказались в собственности буржуазии.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ.docx

— 139.14 Кб (Скачать)

      Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.

      В ходе боевых действий в оккупированных районах было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Общая сумма ущерба потребительской кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Кроеной Армией оккупированнных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных |районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.

      Восстановление  частично разрушенных и строительство новых магазинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня. Поскольку фонды промышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и других союзных республик" направляли в восстанавливающиеся районы опытных руководителей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорусским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людские и материальные потери.

      Хотя  позади уже был славный день Победы, о хорошей жизни приходилось  лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями».

      Итак, после депортации потребительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей, однако, в городах только торговать. Создавать городские потребительские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сети своих магазинов, столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.

      Только  через 2 года и 8 месяцев после окончания  войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным Постановлением «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отметить, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля оборота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.

      Главной задачей государственной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза превышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта задача была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и промышленные товары возрастал. Набирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную реформу, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сократить товарный дефицит и установить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и промышленные товары.

      Вместе  со всем народным хозяйством деятельность потребительски снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации в 1946 году по сравнению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. - на84,7, в 1948 - на99,4%.

      В обороте продовольственных товаров  уменьшился удельный вес продажи  водки и водочных изделий, и возросла доля хлебопродуктов, сахара, кондитерских изделий, ряда других продовольственных.

      Изменения в структуре товарооборота по продовольственным товарам в послевоенный период характеризуются данными следующей таблицы.

      Источниками роста розничного товарооборота  потребительской кооперации служили, во-первых, растущее поступление товаров из централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности и, в третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях. 

     |Продовольственные  товары      |1945г.|1946г.|1947г.|1948 |

     |Хлебопродукты                 |11,4  |17,7  |22,3  |30,8 |

     |Сахар                         |0,9   |1,6   |1,9   |5,5  |

     |Чай                           |0,8   |0,8   |0,8   |1,7  |

     |Кондитерские  изделия          |1,3   |1,9   |2,9   |5,8  |

     |Соль                          |1,6   |2,1   |3,6   |4,2  |

     |Водка  и прочие алкогольные    |76,8  |67,6  |40,1  |24,7 |

     |напитки                       |      |      |      |     |

     |Остальные  продтовары          |7,2   |8,3   |28,4  |27,3 |

     |                              |100,0 |100,0 |100,0 |100,0| 

           Удельный вес децентрализованных закупок в обороте потребительской кооперации за период с 1945 по 1948 гг. возрос с 12,4 до 27,8%. 

24) Порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации потребительского общества в свете Федерального закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». 

     Статья 7. Порядок образования  потребительского общества

     1. Учредителями потребительского  общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.

     2. Порядок принятия решений об  образовании потребительского общества  и о вступлении в союз определяется  учредителями потребительского  общества в соответствии с  настоящим Законом.

     3. Решения о создании потребительского  общества и вступлении в союз  принимаются учредительным собранием,  которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества  и отчет о расходовании вступительных  взносов. Учредительное собрание  избирает органы управления и  органы контроля: совет потребительского  общества, его председателя; ревизионную  комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные  уставом потребительского общества.

     4. Решение учредительного собрания  потребительского общества оформляется  протоколом. 

     Статья 8. Государственная  регистрация потребительского общества

     1. К заявлению о государственной  регистрации потребительского общества  прилагаются: протокол учредительного  собрания потребительского общества  о создании потребительского  общества, об утверждении его  устава и о составе совета  потребительского общества, подписанный  председателем и секретарем учредительного  собрания: устав потребительского  общества; свидетельство об уплате  регистрационного сбора.

     2. Потребительское общество считается  созданным с момента его государственной  регистрации в установленном  законодательством порядке. 

     Статья 29. Реорганизация  потребительского общества

     1. Реорганизация потребительского  общества (слияние, присоединение,  разделение, выделение) осуществляется  по решению общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

     2. Преобразование потребительского  общества осуществляется по единогласному  решению всех пайщиков потребительского  общества. 

     Статья 30. Ликвидация потребительского общества

     1. Ликвидация потребительского общества  осуществляется по решению его  общего собрания или по решению  суда в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     2. При принятии общим собранием  потребительского общества решения  о ликвидации потребительского  общества совет потребительского  общества незамедлительно в письменной  форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную  регистрацию юридических лиц.

     3. Общее собрание потребительского  общества или принявший решение  о ликвидации потребительского  общества орган назначает по  согласованию с органом, осуществляющим  государственную регистрацию юридических  лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора)  и устанавливает порядок и  сроки ликвидации потребительского  общества.

     4. При ликвидации потребительского  общества имущество его неделимого  фонда разделу не подлежит  и передается другому (другим) потребительскому обществу (потребительским  обществам) на основании решения  общего собрания ликвидируемого  потребительского общества.

     5. Имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения  требований кредиторов, за исключением  имущества неделимого фонда потребительского  общества, распределяется между  пайщиками, если иное не предусмотрено  уставом потребительского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. ЗАКОН О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ)

     2. Бланк Г. Я., «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 1963.

     3. Вахитов К.И., «История потребительской кооперации России: Учебное пособие» – Москва, 1998.

     4. Макаренко А. П., «Учебное пособие Теория и история кооперативного движения», Москва, 2002 

Информация о работе Основные принципы и предпосылки возникновения и развития кооперативного движения