Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:50, реферат
Первой страной, вставшей на капиталистический путь, была Англия В последней трети XVIII века здесь произошел промышленный переворот. Начался стремительный рост крупного машинного производства, утвердилась рыночная экономика, наметилось быстрое развитие городов и промышленных центров. Вслед за Англией и на материке Европы и Северной Америке фабрики, заводы и другие крупные предприятия оказались в собственности буржуазии.
Одним из таких факторов явились идеи утопического социализма, которые уже были подробно рассмотрены во второй главе
Другим
существенным фактором стали переходные
формы к образованию кооперативов.
Распространение потребительских обществ по территории России происходило волнообразно. Первоначально их было больше всего в Центре и на Урале. Отсюда кооперативное движение потребителей распространилось на Север, Восток и Юг страны. Если Кыновское и Петербургское потребительские общества возникли соответственно в 1864 и 1865 гг., то, например, в г. Петрозаводске первое общество потребителей было организовано в 1871 г, в Онеге -в 1901, в предместье Архангельска - в 1902, в Мезени - в 1908 г. Последние три города "выходят" на Белое море и находятся в непосредственной близости с Северным полярным кругом. В Азиатской части России широкое развитие кооперативное движение получило в конце XIX - начале XX века и было особенно успешным в местностях, прилегающих к Транссибирской железнодорожной магистрали. Проникновение кооперации на Дальний Север Сибири происходило медленно. В 1893 г. был утвержден устав первого общества потребителей г Тобольска, в 1894 г. - уставы таких же кооперативов в г. Томске и Хабаровске, в 1895 г. -в г. Тюмени и Владивостоке, в 1909 г. - в г Енисейске и Благовещенске, что на реке Амуре. В 1913 г. потребительское общество создается в г Якутске, в 1915 г. волна кооперативного движения докатилась до острова Сахалин, а спустя два года открыл свои операции потребительский кооператив на полуострове Камчатка.
В целом кооперативное движение в России было развито крайне неравномерно. Некоторые колониальные окраины империи являлись своего рода "кооперативными пустынями", а развитые в экономическом отношении районы были "гнездами кооперативов".
Потребительская кооперация страны в первые годы XX века развивалась под влиянием ряда факторов политического, экономического, демографического и иного характера.
Среди них заслуживает упоминания русская революция 1905-1907 гг., после которой кооперация становится поистине народной в том смысле, что в потребительские общества стали вступать большие массы крестьян, рабочих, кустарей, ремесленников, служащих и т.д. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены выкупные платежи с крестьян за землю. А поражение революции побудило многих ее участников объединиться в легальные экономические организации, в том числе в кооперативы.
Именно тогда произошел резкий рост числа независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым.
В
независимых потребительских
Другим фактором ускорения кооперативного движения был, как всегда, воет цен на товары. За первые тринадцать лет XX века цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. -более чем в 6 раз.
Ежегодно в стране стало возникать порядка 1000 потребительских обществ, преимущественно крестьянских. Обычно на селе действовала однолавочная экономически слабая "потребиловка" Она имела плохо оборудованную лавку с примитивным весоизмерительным хозяйством, торговала только самыми нужными крестьянам товарами, но избавляла их от посреднической эксплуатации со стороны частных торговцев. Особенно успешными оказались усилия кооператоров по овладению рынком потребительских товаров на Урале и в Сибири, где, кроме потребительских обществ, много кооперативных лавок открыли маслодельные артели при своих заводах. В ряде сибирских мест торговое посредничество было вытеснено полностью. Потребительские лавки заводили и кредитные кооперативы.
Кооперативные лавки и магазины руководствовались неписаными, но высокими морально-этическими нормами. Потребительское общество обычно дорожило своей репутацией и не могло строить свое хозяйственное благополучие на обмане своих членов и даже нечленов, на сбыте некачественных товаров или на завышении цен. Кооперативная торговля была торговлей пусть небезупречной (особенно с точки зрения современных требований), но честной. Правило некоторых частных посредников-спекулянтов "Не обманешь - не продашь" для кооперативной торговли не годилось и в ней не применялось. И в то же время ценилось внимание к пайщику, к его запросам. При наличии в лавке большого числа покупателей (особенно в базарные дни) за прилавок рядом с кооперативным приказчиком вставал сам председатель правления потребительского общества и обслуживал пайщиков.
К началу 1914 г. всего по Российской империи насчитывалось 10080 потребительских обществ, а без Польши, Финляндии и Средней Азии - 8584 общества.
В российском обществе всегда были люди, общества, объединения, относившиеся, кооперации с известным пренебрежением.
Создание кооперативов, развитие кооперативного оборота, кооперативная пропаганда - все это расценивалось ими как некое мелкое, недостойное их внимания, почти бесполезное, если не вредное, занятие Например, так расценивали кооперацию в течение длительного времени некоторые левые политические партии.
Но существовала также теория "малых дел", согласно которой великие свершения начинаются с небольших, негромких, но реальных и полезных для человека и общества дел на местном уровне - в пределах города, села, волости, уезда. Если программу "малых дел" выдвинули народники конца прошлого века, то осуществлением ее в России теперь занимались земства - выборные органы местного самоуправления, введенные еще в 1864 г. Земские учреждения ведали народным просвещением, здравоохранением, содействовали ремеслам и сельскому хозяйству, мелкому (народному) кредиту, местной торговле, благоустройству и т.д.
Во втором десятилетии XX века земства усиливают свою работу по содействию потребительской кооперации, что становится еще одним фактором ее развития. Земства проводят обследование местной кооперации, вводят в свои штаты инструкторов по кооперативному делу, помогают кооперативным обществам в получении кредитов и организации курсов, участвуют в создании потребительских обществ и их союзов. Деятельность земств в области потребительской кооперации была достаточно плодотворной.
Крупнейшим фактором роста потребительской кооперации стала и мировая война, разгоревшаяся в августе 1914 г. "Мировая война, - писал современник, - эра для русской потребительской кооперации". Кооперация развивалась в обстановке продовольственного кризиса острой нехватки товаров, резкого повышения цен. Потребитель стал видеть в кооперации единственное спасение. Повсеместно возникали так называемые "сахарные", "ситцевые", "керосиновые" потребительские общества, создаваемые населением для закупки того или иного дефицитного товара и удовлетворения своих потребностей в условиях невиданной спекуляции. В городах появились замкнутые потребительские общества, снабжавшие своих членов продуктами по карточкам. Правительство привлекло кооперацию к поставкам хлеба и других продуктов для снабжения армии. Количество потребительских обществ в России в годы войны утроилось.
Союзное движение в потребительской кооперации явилось еще одним мощным фактором ее развития в начале XX века. В период мировой войны правительство отказалось от прежней Политики неразрешения кооперативных союзов. В результате новые мелкорайонные и губернские союзы потребительских обществ стали возникать в большом количестве. Если в 1914 г. имелось 10 губернских союзов, то в 1916 г их насчитывалось 52. Наиболее мощными из них являлись Петроградский, Пермский, Екатеринбургский, Средневолжский союзы.
Но на роль центра потребительской кооперации страны мог претендовать - только Московский союз. Он объединял часть потребительских обществ страны и, кроме того, более половины местных союзов. В 1913 г в МСПО входили, помимо потребительских обществ, 9 союзов, а спустя три года - уже 154, в том числе такой гигант, как союз сибирских кооперативных союзов "Закупсбыт", который сам стал объединять до трех десятков союзов, действовавших на громадной территории от Урала до Тихого океана.
Московский союз активно участвовал в мероприятиях обще-кооперативного характера, в которых были заинтересованы все виды кооперации России. Среди таких мероприятий - всероссийские кооперативные съезды, выработка проекта закона о кооперации и кампания за его принятие, создание кооперативного Московского народного банка. Открывший свои операции в 1912 г. Московский народный банк становится кредитным центром всей кооперации страны.
МСПО высокими темпами развивал свою предпринимательскую деятельность.
Во-первых, союз увеличивал торговые обороты по снабжению товарами своих членов - организаций потребительской кооперации. Он обрастал сетью и собственных торгово-закупочных контор, разбросанных по всей стране.
Во-вторых, союз создал кооперативные производственные предприятия и в связи с товарным голодом расширил выпуск мыла, спичек, махорки, кондитерских и других изделий. Заработали чаеразвесочная фабрика и мельницы союза, был налажен собственный засол рыбы на промыслах. В годы войны союз осуществлял закупки хлеба, мяса, масла и другой сельскохозяйственной продукции.
В-третьих, союз установил обширные деловые связи с заграницей. Для ведения экспортно-импортных операций он открыл свои конторы и склады за рубежом - в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Копенгагене, Стокгольме, Константинополе, Харбине, Шанхае, Иокагаме, Кобе и других городах. На внешних рынках МСПО сбывал сельскохозяйственные продукты, животноводческое сырье, пушнину, а закупал там преимущественно промышленные товары широкого потребления, а также рис, кофе, чай, пряности, сельди.
Побочным результатом многогранной хозяйственной деятельности потребительской кооперации было воспитание опытных, предприимчивых руководителей, способных со знанием дела организовать работу оптовых складов и магазинов, пекарен и столовых, умеющих безубыточно торговать внутри страны и на внешних рынках.
МСПО проводил также широкую организационно-кооперативную работу, которая тогда именовалась неторговой, нехозяйственной. Главное заключалось в том, что стала наконец преодолеваться разобщенность, разрозненность обществ потребителей, теперь они получали от союза квалифицированную помощь, инструктаж и наставления по вопросам торговли, постановки счетоводства, проведения ревизий, организации собраний пайщиков и т.д. Постепенно накапливался коллективный опыт, вырабатывалось единство будущей системы потребительской кооперации. В 1903 г. МСПО приступил к изданию журнала "Союз потребителей", с 1910 г. он издает для пайщиков-горожан журнал "Объединение", ас 1914 г. - для села журнал "Общее дело". Вся эта разнообразная работа сыграла важную роль в развитии кооперативной самодеятельности "низов".
В тот период кооперативное самоуправление делало свои начальные шаги. Совершенствовалось управление и Московским союзом. Еще в 1906 г. для осуществления неторговой деятельности в МСПО создается особый орган - секретариат, который сразу же занялся кооперативной пропагандой и инструктированием. Через десять лет в секретариате МСПО и в местных организациях потребительской кооперации работал корпус инструкторов численностью свыше 1000 человек.
В 1912 г. была осуществлена реорганизация важного выборного органа союза - его бюро. На этой основе образовался новый выборный орган - большое бюро, которое позднее получило название совета; созданное малое бюро, или коллегия распорядителей, впоследствии стало представлять собой исполнительный орган - правление. Большое бюро включало и членов малого бюро (правления). В мае. 1916 г. собрание уполномоченных МСПО признало целесообразным преобразовать Московский союз из союза потребительских обществ в союз союзов; крупные потребительские общества, объединяющие свыше 10 тыс. пайщиков, продолжали входить в МСПО Юридическое оформление преобразования МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз России) произошло лишь спустя более чем два года.
Ценным направлением деятельности МСПО была подготовка кадров. В 1912 г он впервые участвует в организации постоянно действующих кооперативных курсов при Московском народном университете имени Альфонса Шанявского (подвижника российского просвещения), а в следующем году при этом университете союз открыл постоянную школу для подготовки служащих потребительских обществ МСПО занимается широкой издательской деятельностью до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок.
Противоречивой была проводимая в потребительской кооперации культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа.
С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи мелкобуржуазными демократами, рассматривали потребительскую кооперацию как особую некапиталистическую форму собственности, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение в сознание пайщиков фантастических идей использования кооперации для мирного преобразования общества в "кооперативную республику". В этом смысле меткое ленинское определение "старые кооператоры" целиком относится к крупнейшим деятелям потребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма"
Информация о работе Основные принципы и предпосылки возникновения и развития кооперативного движения