Основные принципы и предпосылки возникновения и развития кооперативного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

Первой страной, вставшей на капиталистический путь, была Англия В последней трети XVIII века здесь произошел промышленный переворот. Начался стремительный рост крупного машинного производства, утвердилась рыночная экономика, наметилось быстрое развитие городов и промышленных центров. Вслед за Англией и на материке Европы и Северной Америке фабрики, заводы и другие крупные предприятия оказались в собственности буржуазии.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ.docx

— 139.14 Кб (Скачать)

     С другой стороны, культурно-просветительная  работа, проводимая путем организации кооперативных очагов культуры - народных домов, библиотек и кружков самообразования, объективно способствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни.

     Потребительской кооперации не была чужда и благотворительная деятельность. Некоторые кооперативы выделяли средства в помощь школе, церкви и приюту. В годы мировой войны был создан кооперативный фонд помощи жертвам войны.

     Кооперативные принципы давали пайщикам возможность участвовать в общих делах, приобретать практический опыт управления кооперативным хозяйством. И еще: рядовых членов потребительских обществ больше всего привлекали материальные выгоды от кооперативной деятельности и меньше интересовали программы идеологов кооперации относительно создания в будущем "кооперативной республики".

     Сама  потребительская кооперация после 1907 г. становится "полем" политической борьбы различных левых партий социалистического направления за усиление своего идейного влияния на членов кооперативов. Почти во всех крестьянских и во многих рабочих потребительских обществах "главными идеологами" являлись представители партии социалистов-революционеров (эсеров) и партии меньшевиков (крыла социал-демократии). В крупных городах и промышленных центрах (Петербург, Москва и Подмосковье, Иваново-Вознесенск, Урал, Красноярск, Иркутск) рабочая потребительская кооперация находилась под сильным влиянием партии большевиков (радикальной социал-демократии). Организации потребительской кооперации всегда находились под "отеческим" попечением полиции, но особенно усиленно она опекала те кооперативные общества, в которых обнаруживалась политическая деятельность.

     Перед каждым потребительским обществом  и его членами всегда существовал  свободный выбор в отношении  вступления в тот или иной кооперативный  союз. Поэтому только экономическая целесообразность и стремление к единству кооперативных рядов могли быть аргументами в пользу членства в союзе. Некоторые потребительские общества долгие годы оставались "дикими" (вне союза), хотя объединительная тенденция являлась общей, доминирующей.

       

     Сеть  кооперативных лавок, первичных  потребительских обществ и их союзов складывалась постепенно благодаря усилиям миллионов кооператоров и представляла собой налаженный хозяйственный аппарат. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте страны в 1913 г. составлял 2,1 %, в 1916 г. - около 7 %, а в 1917 г. - в пределах 12-13 %.

     Организации потребительской кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали политическое недоверие  со стороны властей, постоянно нуждались  в кредитах, им приходилось вести  конкурентную борьбу с частными торговцами. Как экономические организации  потребительские общества в такой  непростой обстановке действовали очень разумно, активно собирали паи, сокращали торговлю в кредит, старались не делать больших долгов, поощряли забор товаров пайщиками, ускоряли оборачиваемость своих средств (капитал оборачивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества работали не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно. Правда, крупные потребительские общества выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.

     И все-таки потребительские общества не просто выживали, а неизменно  добивались успеха в предпринимательской  деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, независимость, самодеятельный характер, демократическое управление, работа в интересах широких слоев. Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества. Потребительской кооперации принадлежали 55 % всех кооперативных обществ и 70 % общей численности пайщиков России.

     С начала XX века в стране было проведено несколько всероссийских съездов представителей всех видов кооперации. В работе съездов активное участие принимали делегаты потребительской кооперации.

     Всероссийский кооперативный съезд (Москва, 1908 г.) в числе других рассмотрел вопросы, касающиеся организации и деятельности потребительских обществ. В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы.

     Всероссийский кооперативный съезд (Киев, 1913 г ) обсудил  проект закона о кооперации, вопрос о союзном строительстве и  др. По второму вопросу съезд поддержал "централистов', т е тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы "Федералисты", наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества. Эта точка зрения съездом была отвергнута.

     "Централисты"  призывали не дробить, а объединить покупательную силу потребительской кооперации в одном месте," центре, "федералисты" были за развитие хозяйственной инициативы кооператоров преимущественно на местах. Вопрос о централизации и федерализме в кооперации был тогда и является сегодня принципиальным.

     После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в условиях продолжающегося кризиса экономики и разгула спекуляции товарами, но в обстановке демократизации общественной жизни и растущей общественной активности людей в России произошел новый подъем кооперативного движения. Потребительские общества создаются почти повсеместно, даже в самых глухих "медвежьих углах", например, в Дудинке, что на Енисейском Севере.

     20 марта 1917 г.- Временное правительство издало Положение о кооперативных товариществах и их союзах, вступившее в силу 1 мая. Это был первый в стране специальный закон о кооперации, выработанный еще в 1913 г. и принятый Государственной думой в 1916 г , но не утвержденный раньше царским правительством.

     Положение включало 2 раздела, 12 глав и 68 статей. Оно признавало кооперативом товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под особою фирмою, имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов. Потребительские общества тоже были отнесены к кооперативным товариществам.

     Главным документом для организации кооператива был признан устав, подписанный не менее чем 7 учредителями. Впредь кооперативы могли создаваться в явочном порядке, без предварительного разрешения властей. Но для приобретения прав юридического лица кооперативные товарищества и их союзы должны были зарегистрироваться в окружных судах. Закон выдвигал новые требования к основным статьям устава, предусматривал предоставление кооперативным организациям некоторых налоговых льгот. В целом закон облегчал развитие всех видов кооперации. Важно подчеркнуть: он исключал возможность вмешательства государства в деятельность кооперативных организаций.

     В такой обстановке в 1917г. было проведено еще три всероссийских кооперативных съезда: один очередной в конце марта и два чрезвычайных в сентябре и октябре. Все они носили преимущественно политический характер, хотя на словах кооперативные деятели России были за политический нейтралитет кооперации. В соответствии с решениями съездов был создан центр всех видов кооперации страны - Совет кооперативных съездов, активно поддерживавший Временное правительство, и, кроме того, кооперация выступила как самостоятельная политическая сила на выборах в Учредительное собрание, хотя не смогла провести в его состав ни одного своего кандидата.

     Общим итогом длительного развития российской потребительской кооперации стал ее выход на первое место в мировом кооперативном движении по числу потребительских обществ и численности их членов.

     В России давно уже количественно  преобладали небольшие сельские потребительские общества. Но примером более успешного предпринимательства  и развитой самодеятельности пайщиков служили городские потребительские общества. Такой кооператив, объединяя сотни и десятки тысяч членов, кроме магазинов, нередко открывал столовую и чайную, хлебопекарню и другие предприятия, а также устраивал клуб и библиотеку, имел многочисленных кооперативных активистов. Рабочие кооперативы теснее сотрудничали с профсоюзами и социал-демократическими партиями (большевиками либо меньшевиками).

     После Февральской революции происходит рост числа независимых рабочих кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации. Наметилось выделение рабочей ветви потребительской кооперации из общегражданской. 

     18) Потребительская кооперация в условиях государственного социализма 

     22 июня 1941 г. началась Великая отечественная война. Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение в стране. Поэтому вновь, как и во время первой мировой и гражданской войны, было введено нормированное снабжение городского населения продуктами и товарами первой необходимости.

      В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928 - 1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в сутки. Привилегированная часть советского общества (руководящие партийные и советские работники, партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.

      В отличие от периода 1928-35гг. по распределению продовольствия и товаров первой необходимости во время Отечественной оказались для потребительской кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать огромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскую интеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т.д. Сюда еще добавлялось большая масса эвакуированных. Общее число граждан, получавших во время войны продукты питания по карточкам, доходило до 77 млн. человек.

      Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам промышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионы гектаров.

      В условиях нормированного снабжения  возросло значение общественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.

      Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов. Люди отдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.

      Хотя  товарооборот потребительской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенного оборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.

      Много сип приложила кооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного населения из западных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения. Кроме того, кооператоры участвовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.

Информация о работе Основные принципы и предпосылки возникновения и развития кооперативного движения