Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
До недавнего времени история русской экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. Последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Однако, история развития экономической мысли, созревшей в такой стране, как Россия, также представляет интерес в силу своих определенных особенностей.
Введение 3
1. Русская экономическая мысль на различных исторических этапах. 5
1.1 Русская экономическая мысль в IX-XVI вв. 5
1.2 Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. 11
1.3 Экономическая мысль России в конце XVIII-XIX вв. 14
1.4 Экономические взгляды Народничества 19
2. Экономическое наследие ведущих российских ученых 21
2.1 Идеи Г.В. Плеханова как зарождение марксизма в России 21
2.2 Экономические идеи Туган-Барановского 22
2.3 А.В.Чаянов как представитель организационно-производственного направления 26
2.4 Экономические идеи Н.Д.Кондратьева 27
2.5 В.И.Ленин как экономист 29
2.6 Роль российских ученых в становлении математического направления в экономике 31
3. Российская экономическая мысль в 20-90-е годы XX в. 33
Заключение 40
Список литературы 41
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Микроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Выполнил:
студент группы М1-4
Афанасьев Д.Ю.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Алленых М.А.
План
Введение 3
1. Русская экономическая мысль на различных исторических этапах. 5
1.1 Русская экономическая мысль в IX-XVI вв. 5
1.2 Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. 11
1.3 Экономическая мысль России в конце XVIII-XIX вв. 14
1.4 Экономические взгляды Народничества 19
2. Экономическое наследие ведущих российских ученых 21
2.1 Идеи Г.В. Плеханова как зарождение марксизма в России 21
2.2 Экономические идеи Туган-Барановского 22
2.3 А.В.Чаянов как представитель организационно-
2.4 Экономические идеи Н.Д.Кондратьева 27
2.5 В.И.Ленин как экономист 29
2.6 Роль российских ученых в становлении математического направления в экономике 31
3. Российская экономическая мысль в 20-90-е годы XX в. 33
Заключение 40
Список литературы 41
До недавнего времени
история русской экономической
мысли рассматривалась в
Во-первых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос, и все связанные с этим социально-экономические проблемы, и пути их решения.
Во-вторых, большинство работ
русских экономистов имеют в
своей основе идеи социально-экономического
реформаторства. Это объясняется
как внутренними условиями
В-третьих, русская экономическая
мысль придавала большее
Можно назвать также некоторые
традиции и особенности, которые
лучше помогут понять специфику
русской экономической мысли. В
России, в отличие от Центральной
и Западной Европы, не закрепилось
римское право собственности, опирающееся
на хорошо организованную юридическую
базу. Поэтому в отличие от Европы,
где эта многовековая культура развила
такое качество личности, как хозяйственный
индивидуализм и экономический
рационализм, в России на протяжении
многих веков хозяйство было основано
не на частной собственности, а на
своеобразном сочетании общинного
пользования землей и власти государства,
выступающего в роли высшего собственника.
Это оказало существенное влияние
на отношение к институту частной
собственности, наложив на него соответствующий
нравственно-этический
Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства)1 и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.
Что касается хозяйственных российских традиций, то, несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.
Целью данной курсовой работы является получение представления об экономической деятельности и экономических отношений в России на протяжении всей ее истории
Задачей является изучение
предметов и методов русской
экономической науки, основных этапов
развития экономической мысли, уяснение
сущности основных экономических школ
и ведущих экономических
В качестве методологической базы в данной работе использована классическая, учебно-методическая и научная литература следующих авторов: В.И. Ленина, А.Н. Маркова, А.А. Осипова, И.И. Рубина, Н.Е.Титовой, В.Н.Костюка и др., - а также различные интернет-публикации современных авторов.
Экономическая мысль, экономические
учения как наука оформились лишь
в эпоху становления
Поэтому становление и
развитие отечественных экономических
идей необходимо исследовать в тесной
связи с политическими и
Так, на развитие русской экономической мысли IX-XVI вв. влияли в основном два фактора: феодализм и христианство.
В период разложения первобытной общины у восточных славян, в IV-VI вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С VI века крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд рабов. В IX-XII вв. процесс закрепощения крестьян. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы2, преобладала отработочная рента (барщина). В дальнейшем все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), которая к XI в. становится преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.
В IX-XI вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство - Киевскую Русь. Именно сильное государство обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.
Русь этого периода - одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.).
Естественно, что экономическая мысль этого периода не могла не отражать процесса феодализации государства. Идеологи своего времени находили оправдания гражданскому и имущественному неравенству. Летописцы называют бояр «лучшими людьми», а о народном восстании говорят с ненавистью и осуждением. Даже введение христианства в 988г., в период княжения Владимира Красное Солнышко (980-1015), имело противоречивые последствия. С одной стороны, способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, осуждало крайности крепостничества и противилось взиманию высоких ростовщических процентов на ссуды. С другой, призывало холопов, смердов к полному повиновению феодалам.3
Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.
Складывалось и
Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. XI в., действовавший до XVв.
«Русская правда» отражала
практический уровень, достигнутый
экономической мыслью к этому
времени. Фиксировала процесс
Степень социального расслоения
характеризуется
Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70 гг. XI в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей». Главный смысл этой части кодекса—зашита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором. Управлял вотчиной огнищанин («огнище» - дом), княжеский подъездной ведал сбором налогов.
Главное богатство вотчины—земля,
на которой трудились смерды, холопы,
челядь. Чрезвычайно высоким штрафом
охранялась княжеская межа. Руководство
сельскими работами возлагалась
на ратайных (пашенных) и сельских старост,
контролировавших труд соответственно
холопов и смердов. Ремесленники
дополняли число вотчинных
«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства в защите жизни и собственности феодалов.
Юридическое закрепление права наследования земель, которые получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли.
Черты экономической политики Галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесел, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском своде Ипатьевской летописи.
Экономическая мысль нашла
своеобразное отражение и в былинах.
Они воспевают труд земледельца,
наделяют труженика лучшими
В ходе восстания в Киеве 1113 г. на великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» — очередная часть «Русской Правды».
Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство.6
Более решительное закабаление
смердов зафиксировано в «
При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (конец XI-начало XII вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература.
«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга.7
Примером своеобразного развития общественно-экономической мысли начала XIII в., периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем - народным заступником.8
Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в XIV-XV вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще.9
Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское государство, во много способствовала монголо-татарскому господству XIII-конца XV вв. Стран подвергалась значительному материальному и моральному испытанию. Стремление к политической централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).
Информация о работе Основные направления развития русской экономической мысли