Основные направления развития русской экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени история русской экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. Последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Однако, история развития экономической мысли, созревшей в такой стране, как Россия, также представляет интерес в силу своих определенных особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Русская экономическая мысль на различных исторических этапах. 5
1.1 Русская экономическая мысль в IX-XVI вв. 5
1.2 Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. 11
1.3 Экономическая мысль России в конце XVIII-XIX вв. 14
1.4 Экономические взгляды Народничества 19
2. Экономическое наследие ведущих российских ученых 21
2.1 Идеи Г.В. Плеханова как зарождение марксизма в России 21
2.2 Экономические идеи Туган-Барановского 22
2.3 А.В.Чаянов как представитель организационно-производственного направления 26
2.4 Экономические идеи Н.Д.Кондратьева 27
2.5 В.И.Ленин как экономист 29
2.6 Роль российских ученых в становлении математического направления в экономике 31
3. Российская экономическая мысль в 20-90-е годы XX в. 33
Заключение 40
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.19 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

 

Выполнил:

студент группы М1-4

Афанасьев Д.Ю.

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Алленых М.А.

 

 

План

 

 

Введение 3

1. Русская экономическая мысль на различных исторических этапах. 5

1.1 Русская экономическая мысль в IX-XVI вв. 5

1.2 Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. 11

1.3 Экономическая мысль России в конце XVIII-XIX вв. 14

1.4 Экономические взгляды Народничества 19

2. Экономическое наследие ведущих российских ученых 21

2.1 Идеи Г.В. Плеханова как зарождение марксизма в России 21

2.2 Экономические идеи Туган-Барановского 22

2.3 А.В.Чаянов как представитель организационно-производственного направления 26

2.4 Экономические идеи Н.Д.Кондратьева 27

2.5 В.И.Ленин как экономист 29

2.6 Роль российских ученых в становлении математического направления в экономике 31

3. Российская экономическая мысль в 20-90-е годы XX в. 33

Заключение 40

Список литературы 41

 

 

 

 

 

Введение

 

До недавнего времени  история русской экономической  мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической  мысли. Последняя оказала решающее влияние на формирование современных  представлений о законах и  механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Однако, история  развития экономической мысли, созревшей  в такой стране, как Россия, также  представляет интерес в силу своих  определенных особенностей.

Во-первых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос, и все связанные с этим социально-экономические проблемы, и пути их решения.

Во-вторых, большинство работ  русских экономистов имеют в  своей основе идеи социально-экономического реформаторства. Это объясняется  как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской  экономической мысли, начиная со второй половины девятнадцатого века.

В-третьих, русская экономическая  мысль придавала большее значение внеэкономическим факторам (этике, роли государства, социальным умонастроениям и т.д.)

Можно назвать также некоторые  традиции и особенности, которые  лучше помогут понять специфику  русской экономической мысли. В  России, в отличие от Центральной  и Западной Европы, не закрепилось  римское право собственности, опирающееся  на хорошо организованную юридическую  базу. Поэтому в отличие от Европы, где эта многовековая культура развила  такое качество личности, как хозяйственный  индивидуализм и экономический  рационализм, в России на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного  пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние  на отношение к институту частной  собственности, наложив на него соответствующий  нравственно-этический отпечаток. В  русском менталитете идею "естественного  права", которая является основой  западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и  правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение.

Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению  людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства)1 и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

Что касается хозяйственных  российских традиций, то, несмотря на их многообразие, они на протяжении веков  складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.

Целью данной курсовой работы является получение представления  об экономической деятельности и  экономических отношений в России на протяжении всей ее истории

Задачей является изучение предметов и методов русской  экономической науки, основных этапов развития экономической мысли, уяснение сущности основных экономических школ и ведущих экономических деятелей в России.

В качестве методологической базы в данной работе использована классическая, учебно-методическая и  научная литература следующих авторов: В.И. Ленина, А.Н. Маркова, А.А. Осипова, И.И. Рубина, Н.Е.Титовой, В.Н.Костюка и др., - а также различные интернет-публикации современных авторов.

 

1. Русская экономическая  мысль на различных исторических  этапах.

1.1 Русская экономическая  мысль в IX-XVI вв.

 

Экономическая мысль, экономические  учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного  строя. Экономические учения каждого  периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном  управлении.

Поэтому становление и  развитие отечественных экономических  идей необходимо исследовать в тесной связи с политическими и идеологическими  проблемами того или иного исторического  этапа.

Так, на развитие русской  экономической мысли IX-XVI вв. влияли в основном два фактора: феодализм и христианство.

В период разложения первобытной  общины у восточных славян, в IV-VI вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С VI века крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд рабов. В IX-XII вв. процесс закрепощения крестьян. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы2, преобладала отработочная рента (барщина). В дальнейшем все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), которая к XI в. становится преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.

В IX-XI вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство - Киевскую Русь. Именно сильное государство обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.

Русь этого периода - одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением  труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием  ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.).

Естественно, что экономическая  мысль этого периода не могла  не отражать процесса феодализации государства. Идеологи своего времени находили оправдания гражданскому и имущественному неравенству. Летописцы называют бояр «лучшими людьми», а о народном восстании говорят с ненавистью и осуждением. Даже введение христианства в 988г., в период княжения Владимира Красное Солнышко (980-1015), имело противоречивые последствия. С одной стороны, способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, осуждало крайности крепостничества и противилось взиманию высоких ростовщических процентов на ссуды. С другой, призывало холопов, смердов к полному повиновению феодалам.3

Пока еще экономическая  мысль не стала самостоятельной  ветвью идеологии. Но уже была составной  частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная  литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую  политику киевских князей. Древние  летописи дают довольно полное представление  о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.

Складывалось и законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в договоре 911 г. князя Олега (882-912) с греками «Закона Русского».

Для понимания специфики  развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории  весьма ценным источником, первым древнерусским  сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. XI в., действовавший до XVв.

«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый  экономической мыслью к этому  времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные  повинности. Она содержала нормы  торговли и защиты интересов русских  негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя  торговля) и пр.

Степень социального расслоения характеризуется дифференциацией  размера штрафа за убийство людей  различных категорий. Так, жизнь  смерда или холопа оценивалась в 16 раз ниже жизни знатного человека.4 Ряд статей «Русской правды» посвящен способам розыска беглой челяди. Закупку, т.е. закабаленному смерду, за побег грозило обращение в холопа.5

Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70 гг. XI в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей». Главный смысл этой части кодекса—зашита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором. Управлял вотчиной огнищанин («огнище» - дом), княжеский подъездной ведал сбором налогов.

Главное богатство вотчины—земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом  охранялась княжеская межа. Руководство  сельскими работами возлагалась  на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно возрастал  интервал в плате за убийство различных  категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства  в защите жизни и собственности  феодалов.

Юридическое закрепление  права наследования земель, которые  получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли.

Черты экономической политики Галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесел, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском  своде Ипатьевской летописи.

Экономическая мысль нашла  своеобразное отражение и в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими человеческими  качествами.

В ходе восстания в Киеве 1113 г. на великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» — очередная часть «Русской Правды».

Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил  правовое положение купечества, регламентировал  запись в холопство.6

Более решительное закабаление  смердов зафиксировано в «Уставе о закупах», в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг «купу» в боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить крестьянина-должника в холопа, раба.

При Владимире Мономахе монахом  Киевско-Печорского монастыря Нестором (конец XI-начало XII вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература.

«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько  заниженный, по сравнению с ранее  применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным  займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение  купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить  эти проценты только два года, а  на третий год делался свободным  от всякого долга.7

Примером своеобразного развития общественно-экономической мысли начала XIII в., периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем - народным заступником.8

Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в XIV-XV вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще.9

Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское  государство, во много способствовала монголо-татарскому господству XIII-конца XV вв. Стран подвергалась значительному материальному и моральному испытанию. Стремление к политической централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).

Информация о работе Основные направления развития русской экономической мысли