Основные направления построения социализма в СССР: перспективы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

В историческом сознании общества 1930-е годы характеризуют «период построения социализма» согласно духу и букве большевистской идеологии, согласно «учению и заветам Ленина».

Однако с момента прихода большевистской партии к власти в среде коммунистического руководства выявились две кардинально отличные концепции развития общества в социалистическом направлении.

Поражение в ходе внутрипартийной борьбы второй половины 1920-х годов антисталинских оппозиций в реальности означало победу именно левокоммунистического подхода, причем самого радикального его варианта, которого как раз придерживался И.В. Сталин. Результатом и стала политика «большого скачка» в социализм...

Согласно официальным документам того периода задача построения социализма была реализована у нас в кратчайшие по историческим меркам сроки. В 1936 году было определено, что социализм в СССР «построен в основном». А в 1939 году на XVIII съезде ВКП(б) последовало заявление о вступлении в «эпоху постепенного перехода от социализма к коммунизму».

Содержание

Введение.----------------------------------------------------------------------- 1 стр.
Особенности сталинской индустриализации.-------------------------- 2 стр.
Первые шаги коллективизации.------------------------------------------- 4 стр.
«Неонэп».---------------------------------------------------------------------- 7 стр.
Завершающий этап «Великого перелома».----------------------------- 9 стр.
«Культурная революция» 1930-х годов.-------------------------------- 11 стр.
Концепция «идеальной политической системы» И. В. Сталина.-- 14 стр.
Основы советской внешней политики в 1930-е годы.--------------- 18 стр.
Заключение.------------------------------------------------------------------ 19 стр.

Список литературы.------------------------------------------------------------ 22 стр.

Работа содержит 1 файл

кр по истории.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

         Но сталинское руководство, убедившись в прочности созданных  к этому времени идеолого-политических механизмов, продолжало наращивать темпы силовыми методами.

         Проходивший в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) закрепил вывод, что в СССР «осуществлена в  основном первая фаза коммунизма –  социализм», поставил задачу «постепенного  перехода от социализма к коммунизму». При этом вернулись к установкам начального этапа «великого перелома», определив основной задачей догнать и перегнать в ближайшее время в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США. Акцент вновь был смещен на приоритетное развитие тяжелой промышленности.

         Снова резко увеличились затраты на новое строительство. Параллельно был завершен «арест рубля» и уничтожены механизмы товарно-денежных отношений. В частности, отказались от золотого обеспечения рубля. Количество денежной массы в обороте опять стало быстро нарастать. А это закономерно породило очередной виток роста цен.

         Государственный банк был в 1938 г. подчинен непосредственно  Совнаркому СССР. Экономсовет при  Совнаркоме стал теперь утверждать кассовые планы Госбанка в качестве директив по денежному обращению в стране. Вместо удовлетворения спроса появилось «выполнение заданий по денежным поступлениям». Вместо предложения – плановые материалы ведомств. В августе 1939 г. правительство установило жесткие квартальные фонды заработной платы с помесячной разбивкой. Учреждениям категорически запрещалось повышать заработную плату наличного состава работников за счет недоукомплектования штата. Иными словами, работай хоть один за всех, но получить зарплату можно было не более одной установленной ставки.

         Ликвидируемые механизмы экономической заинтересованности заменялись административно-принудительными и репрессивными. Развернулась кампания борьбы за укрепление трудовой дисциплины. Была введена уголовная ответственность за выпуск некачественной и некомплектной продукции и т. п. Полномочия руководителей предприятий были расширены, но взамен на них была возложена единоличная ответственность за невыполнение заведомо невыполнимых планов.

         Аналогичные процессы наблюдались и в сельском хозяйстве, где приступили к завершению сплошной коллективизации. Были ликвидированы остатки хуторского хозяйства, объявленного основой возрождения капитализма и кулачества. Административные меры сопровождались усилением налогового пресса.

         Сама колхозная  системы также была подвергнута  «социалистическим усовершенствованиям»:

         - Окончательно оформилась практика «разверстки» и «обязательных поставок», исчисляемых от количества гектар земли, также стали учитываться земли под садами, огородами, лугами и пастбищами.

         - Завершился процесс изъятия у колхозов и окончательного огосударствления средств производства.

         - По постановлению XVIII съезд ВКП(б) стало невозможным расширение приусадебного хозяйства колхозников, за счет которых они существовали. 

         В результате мероприятий  конца 1930-х годов колхозник практически полностью лишился всякого стимула к труду, тем более, что его оплата имела чаще всего форму не прямых денежных и натуральных расчетов, а форму трудодней, которые реально не обеспечивались.

         На смену экономическим  стимулам была введена самая настоящая барщинная система. С 1939 г. для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы вводился обязательный минимум трудодней, которые подлежали выработке в течение года (от 60 до 100 в зависимости от региона). Была определена и реальная продолжительность рабочего дня.  

  1.   «Культурная революция» 1930-х годов.

         1930-е годы проходили  в стране под знаком не только  индустриализации и коллективизации,  но и «культурной революции». Последняя рассматривалась как  составная часть развернутого  «социалистического строительства» и как важнейший инструмент его обеспечения.

         Направления сталинской «культурной революции» были следующими:

         •  создание необходимого для «построения социализма»  кадрового потенциала;

         •  формирование соответствующего идейного мировоззрения  общества.

         Исходя из левокоммунистического  убеждения о возможности построения социализма лишь пролетарскими руками, Сталин начал свой путь «великого  перелома» с масштабного наступления  на «буржуазных специалистов».

         На собрании актива Московской партийной организации И.В. Сталин определил первоочередные задачи:

         Во-первых, ликвидировать  двоеначалие, когда на предприятии  наряду с главным («красным») директором имелся еще технический директор из «спецов».

         Во-вторых, улучшить подготовку «красных» молодых специалистов на основе тесной связи с производством.

         В-третьих, втягивать  широкие рабочие массы в дело управления промышленностью.

         Все это захватывало  не только сферу, связанную непосредственно  с материальным производством.

         В литературе образовалась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Ее руководство, объединившееся вокруг журнала «На литературном посту», в буквальном смысле являлось преемником левокоммунистических идей Пролеткульта.

         В искусстве и  театральной жизни развернулась борьба с показом заграничных фильмов, «несущих на экраны буржуазный индивидуализм, пошлость и мещанские вкусы».

         Не обошел процесс  стороной науку и высшую школу.

         На смену «спецам» хлынул поток «пролетарских практиков». Впрочем, быстро обнаружилось, что пролетарское происхождение и сознание не заменяли знания. Выдвиженцы-практики в реальности были совершенно беспомощны без «непролетарского спеца». На XVI съезде ВКП(б) В.В. Куйбышев вынужден был констатировать, что главным лимитом, ограничивающим темпы развития хозяйства страны, является именно отсутствие подготовленных специалистов.

         Съезд не изменил  прежние сталинские установки по кадровой политике, но из принятых документов исчезло ранее выделяемое жирным шрифтом требование замены «спецов» пролетарским элементом.

         Отступление было вынужденным маневром на время создания собственной «новой интеллигенции». Как отмечалось, передышка была использована для создания цельной системы подготовки «пролетарских кадров».

         Реорганизация высшей и средней специальной школы  была начата еще согласно решениям июльского (1928 г.) и ноябрьского (1929 г.) пленумов ЦК ВКП(б). Но под ней не оказалось адекватного общеобразовательного фундамента. На XVI партийном съезде Сталин особо подчеркнул необходимость решить вопрос с системой именно общего образования. Определил переход на общее обязательное первоначальное обучение как «решающий шаг» в деле культурной революции (специальное постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе»).

         Если говорить о  позитивной стороне преобразований, то стоит признать, что в 1930-е годы в СССР сформировалась стройная образовательная система. Был осуществлен переход к предметному обучению на достаточно высоком уровне. И самое важное – обеспечена реальная возможность перехода на следующий образовательный уровень, опираясь на предшествующий.

         Но возникла серьезная  проблема. Вузы лишились ранее созданных при них исследовательских институтов, а без ведения серьезной научной работы высшие учебные заведения не могли готовить «фундаментального специалиста».

         Проблема могла быть в определенной степени исправлена уже непосредственно на производстве путем преемственности поколений старых и новых специалистов. Но, во-первых, часть прежних опытных специалистов была уже уничтожена. Во-вторых, по мере создания системы кадрового обеспечения хозяйства страны сталинское руководство стало возрождать политику «спецеедства», окончательно ликвидируя возможность подобной преемственности. Тем более что вместо научных основ начинает проповедываться принцип «социалистической необходимости» (элементарный волюнтаризм).

         Не обошли, в частности, чистки науку и высшее образование, кадровому потенциалу которых был  нанесен очередной непоправимый урон.

         Если оценивать  результаты подготовки нового слоя специалистов с точки зрения глобальных перспектив развития как страны в целом, так и ее экономики, то можно утверждать, что проблема не была решена должным образом (не только качественно, но и количественно).

         Но И.В. Сталин явно руководствовался здесь иными критериями оценки. И, похоже, был вполне удовлетворен полученным результатом.

         На XVIII съезде ВКП(б) он позитивно оценил создание «новой интеллигенции», которая заполнила  собой поредевшие интеллигентские  ряды. Заключил:

         «В итоге мы имеем  теперь многочисленную, новую, народную, социалистическую интеллигенцию, в корне отличающуюся от старой буржуазной интеллигенции как по своему составу, так и по своему социально-политическому облику».

         Именно «социально-политический облик» прежде всего и интересовал  вождя. Ему требовались не просто хозяйственные, культурные, научные кадры, но кадры, которые обеспечивали бы проведение в жизнь «социалистической идеи», причем именно в его видении. Наряду с кадровым вопросом идейно-воспитательный момент являлся также фундаментальным камнем сталинской «культурной революции».

         Итак, центральной  задачей «культурной революции» 1930-х годов являлось не только создание кадрового потенциала, но и формирование идейно-мировоззренческих ценностей, соответствующих политике форсированного построения социализма:

         -  Привнесен пролеткультовский тезис о классовости науки, культуры «по происхождению»;

         - Во второй половине 1930-х годов в научной сфере развернулась кампания борьбы с «низкопоклонством» перед Западом. Наука, культура брались под жесткий и детальнейший контроль партийных органов;

         - Гонению был подвергнут целый пласт творчества поэтов и писателей (М.А. Булгакова, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, А.П. Платонова), живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича и др. Их художественный талант не работал на прямое обоснование сталинской концепции и практики социалистического строительства, не имел идейно-прикладного значения;

         - Провозглашаемый принцип «социалистического реализма» подразумевал не адекватное отражение реальности, а, напротив, – лакировку существующей действительности, ее подгон под известный постулат: «жить стало лучше, жить стало веселей»;

         - «Сталинский социализм» требовал ликвидации «антимарксистских» исторических школ и формирования принципиально нового видения исторического процесса.

         - Идеологической платформой объявлялся марксизм-ленинизм, но учение подверглось основательной чистке - идеям придавался характер религиозной догмы.

         - Оформлялся «культ  личности» Сталина;

         - Изживалась традиционная  религия.

  1. Концепция « идеальной политической системы» И. В. Сталина.

         Не менее значимой частью и важнейшим механизмом сталинской политики «большого скачка» в социализм стали изменения в государственно-политической системе советского общества.

         Еще в январе 1918 г. Сталин сделал принципиальный вывод: «Властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят».

         В 1920 г. он развил этот постулат, доказывая, что если рабочий  класс действительно хочет овладеть государственным аппаратом для  управления страной, то он должен иметь  «опытных агентов» в центре и на местах, иметь «достаточное количество кадров по управлению».

         Собственно, это был  отказ от идеи диктатуры пролетариата в марксистском понимании, подмена  ее идеей аппаратного управления от «имени рабочих».

         Таким образом, «оптимальная политическая система» Сталина имела концепцию «тоталитарной партократии», центральной идеей которой было «покорение человека государством, государства партией, партии аппаратом, аппарата вождем».

Информация о работе Основные направления построения социализма в СССР: перспективы и противоречия