Основные концепции исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Чтобы говорить о тех или иных трактовках исторического развития надо понимать, какие методы в изучении истории существуют вообще.
Под методами исторического исследования, которые исследователь использует для той или иной трактовки, понимают все общие методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований. К числу основных методов относятся: историко - генетический, историко - сравнительный, историко - типологический и историко - системный. При использовании основных методов применяются и другие общенаучные приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.).

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

                           Христианская концепция.                              Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире, составивших онтологическую основу мировоззрения европейской цивилизации с 4 - 5 вв. до середины 18 в. включительно. В рамках религиозных воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки. Первая из этих проблем - вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою конечность, зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Вторая проблема - вопрос о начале и конце истории. Начав отсчет от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая, христианская концепция фиксирует внимание на хронологической стороне исторического процесса, без чего невозможна наука истории. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний о будущем, ориентировала историческое познание на область реальных фактов и тенденций.                                                                Третья проблема - вопрос о внутренней структуре исторического

                                                    13

процесса, закономерно проходящего определенные ступени, которые позднее были интерпретированы как ступени                исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс - географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история. Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

                    Линейные и нелинейные концепции                                 Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели.               В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени.     Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно           14    несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок. В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение

                                                        14

техногенного  общества. Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации, унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы интегративного характера.  На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.                                             Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс – это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

                            Концепция взглядами философов                                                   Так, философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов христианской церкви. Согласно их точке зрения земная жизнь человечества должна закончиться вторым пришествием Бога на землю и страшным судом. Главной движущей силой истории христианские мыслители представляют       Бога, а люди рассматриваются актерами драмы, о развитии которой осведомлен только Всевышний. В полемику с таким пониманием исторического процесса вступили сторонники теории "круговорота". Согласно Д. Вико, И.Г. Гердеру и Г.В.Ф. Гегелю —

                                                 15

социальная история  развивается по кругу, народы проходят стадии детства, юности, зрелости и  старости и сходят со сцены мировой  истории. Затем все повторяется  сначала. Таким образом история  человечества представляется в виде бесконечной цепи круговых движений. Согласно Г.В.Ф. Гегелю, людям только кажется, что они преследуют в ходе истории свои цели, на самом деле мировой разум, обладающий хитростью, реализует в истории свои цели. История у Г.В.Ф. Гегеля хотя и движется по кругу, но она представляет собой самодвижение мирового духа.

                               Концепция А. Тойнби

Особое место  среди концепций понимания исторического  процесса занимает концепция, основывающаяся на цивилизационном подходе к  пониманию истории общества. Наиболее обстоятельно цивилизационный подход к объяснению человеческой истории нашел выражение в трудах английского историка А. Тойнби. Он выделил в истории человечества ряд цивилизаций, каждая из которых в своем развитии проходит четыре стадии: генезис, рост, надлом и распад. Он считал, что цивилизации существуют локально, т.е. как самостоятельные образования. История человечества при таком подходе распадается на историю относительно самостоятельных, обладающих спецификой цивилизаций, которые возникают и исчезают, пройдя определенные этапы своего существования. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению Тойнби, вступает деятельность людей. Особую роль при этом играет творческое меньшинство. Однако оно исчерпывает свой потенциал и цивилизация распадается. Распад цивилизации носит, согласно Тойнби, универсальный характер и заканчивается ее полным исчезновением.

          “Теория общественно-экономических формаций”

Среди концепций, объясняющих ход развития человеческой истории, важное место занимает “теория общественно-экономических формаций”, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Суть своего понимания развития человеческой истории К. Маркс выразил следующим образом: “В общественном

                                              16

производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Термин общественно-экономическая формация в дальнейшем использовался для обозначения общества, находящегося на определенной ступени исторического развития с характерным для него способом производства. История человечества была изображена в виде последовательной смены общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной) и социалистической (коммунистической). Общественно-экономическая формация складывается как взаимодействие экономического базиса и юридической надстройки. Экономический базис, по Марксу, представляет собой совокупность производственных отношений, в которые входят отношения собственности, собственно-производственные отношения, отношения потребления, взаимного обмена деятельностью и распределения. Данные отношения развиваются медленнее чем надстроечные отношения. Иными словами базис развивается медленнее, чем надстройка, представляющая собой совокупность идей, отношений и учреждений, возникающих на основе данного базиса. Следствием этого выступает противоречие между базисом и надстройкой. Под воздействием надстройки базис в состоянии меняться. Таким образом, по Марксу, происходит переворот в обществе и осуществляется замена одной общественно-экономической формации другой. Такой подход к объяснению хода истории, по мнению В.И. Ленина, позволил представить историю общества как естественно-исторический процесс. Достоинством такого подхода к объяснению истории было то, что это объяснение основывалось на анализе диалектики взаимодействием реальных материальных и духовных общественных отношений, что

                                                 17

позволяет понять механизмы развития общества. К недостаткам такого подхода некоторые философы относят сегодня то, что реализация теории общественно-экономических формаций не исключала революционного насилия по отношению к богатым со стороны бедных слоев населения. Следует иметь в виду то обстоятельство, что рассмотренные подходы к объяснению исторического процесса существования общества имеют разные модификации, однако до сих пор они остаются наиболее широко применимыми. 

                                     Заключение

 Хочется отметить, что историческое развитие — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

Историческое развитие можно изучать двояко: с точки зрения внутренних процессов, присущих данному обществу, или в мировом контексте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 18

                                               Содержание

Введение………………………………………………………..3-4

Сущность исторического  процесса…………………………...4-8

Трактовки исторического  развития…………………………..8-11

Всемирно-историческая концепция…………………………11-12

Культурно-историческая концепция………………………...12-13

Христианская  концепция……………………………………..13-14

Линейные и  нелинейные концепции………………………...14-15

Концепция взглядами  философов……………………………15-16

Концепция А. Тойнби…………………………………………..16

“Теория общественно-экономических формаций”………….16-18

Заключение……………………………………………………....18

Литература……………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 2                                                    

                                        Литература 

История России с древнейших времен до второй половины  XIX века

 Курс лекций. Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет,1995.

Тойнби А. Постижение истории — М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Избранные  произведения / М. Вебер. — М., 1990.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 2002.

История России с древнейших времен до 1861 года под  ред. Павленко Н. И. М. 1998

Карамзин М. Н. Предания веков М. 1988 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        19

Информация о работе Основные концепции исторического развития