Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:09, контрольная работа
Чтобы говорить о тех или иных трактовках исторического развития надо понимать, какие методы в изучении истории существуют вообще.
Под методами исторического исследования, которые исследователь использует для той или иной трактовки, понимают все общие методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований. К числу основных методов относятся: историко - генетический, историко - сравнительный, историко - типологический и историко - системный. При использовании основных методов применяются и другие общенаучные приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.).
Христианская концепция.
процесса, закономерно проходящего определенные ступени, которые позднее были интерпретированы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс - географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история. Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.
Линейные и нелинейные концепции Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели. В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени. Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно 14 несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок. В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение
техногенного
общества. Общество переживает доиндустриальную
стадию, индустриальную, постиндустриальную.
Концепция стадий роста – речь идет
о линейном и прогрессивном развитии техногенной
цивилизации. Процессы глобализации, унификации,
сближения исторического организма. Имеют
место быть процессы интегративного характера.
На заре своего появления линейные концепции
– это просто выражение оптимистического
мироощущения быстро развивающегося техногенного
общества, теперь скорее они обусловлены
процессами глобализации.
Концепция взглядами
философов
социальная история развивается по кругу, народы проходят стадии детства, юности, зрелости и старости и сходят со сцены мировой истории. Затем все повторяется сначала. Таким образом история человечества представляется в виде бесконечной цепи круговых движений. Согласно Г.В.Ф. Гегелю, людям только кажется, что они преследуют в ходе истории свои цели, на самом деле мировой разум, обладающий хитростью, реализует в истории свои цели. История у Г.В.Ф. Гегеля хотя и движется по кругу, но она представляет собой самодвижение мирового духа.
Концепция А. Тойнби
Особое место
среди концепций понимания
“Теория общественно-экономических формаций”
Среди концепций, объясняющих ход развития человеческой истории, важное место занимает “теория общественно-экономических формаций”, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Суть своего понимания развития человеческой истории К. Маркс выразил следующим образом: “В общественном
производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Термин общественно-экономическая формация в дальнейшем использовался для обозначения общества, находящегося на определенной ступени исторического развития с характерным для него способом производства. История человечества была изображена в виде последовательной смены общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной) и социалистической (коммунистической). Общественно-экономическая формация складывается как взаимодействие экономического базиса и юридической надстройки. Экономический базис, по Марксу, представляет собой совокупность производственных отношений, в которые входят отношения собственности, собственно-производственные отношения, отношения потребления, взаимного обмена деятельностью и распределения. Данные отношения развиваются медленнее чем надстроечные отношения. Иными словами базис развивается медленнее, чем надстройка, представляющая собой совокупность идей, отношений и учреждений, возникающих на основе данного базиса. Следствием этого выступает противоречие между базисом и надстройкой. Под воздействием надстройки базис в состоянии меняться. Таким образом, по Марксу, происходит переворот в обществе и осуществляется замена одной общественно-экономической формации другой. Такой подход к объяснению хода истории, по мнению В.И. Ленина, позволил представить историю общества как естественно-исторический процесс. Достоинством такого подхода к объяснению истории было то, что это объяснение основывалось на анализе диалектики взаимодействием реальных материальных и духовных общественных отношений, что
позволяет понять
механизмы развития общества. К недостаткам
такого подхода некоторые философы относят
сегодня то, что реализация теории общественно-экономических
формаций не исключала революционного
насилия по отношению к богатым со стороны
бедных слоев населения. Следует иметь
в виду то обстоятельство, что рассмотренные
подходы к объяснению исторического процесса
существования общества имеют разные
модификации, однако до сих пор они остаются
наиболее широко применимыми.
Заключение
Хочется отметить, что историческое развитие — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.
Историческое развитие
можно изучать двояко: с точки зрения внутренних
процессов, присущих данному обществу,
или в мировом контексте.
Введение……………………………………………………….
Сущность исторического процесса…………………………...4-8
Трактовки исторического развития…………………………..8-11
Всемирно-историческая концепция…………………………11-12
Культурно-историческая концепция………………………...12-13
Христианская концепция……………………………………..13-14
Линейные и нелинейные концепции………………………...14-15
Концепция взглядами философов……………………………15-16
Концепция А. Тойнби…………………………………………..16
“Теория общественно-экономических формаций”………….16-18
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет,1995.
Тойнби А. Постижение истории — М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 2002.
История России с древнейших времен до 1861 года под ред. Павленко Н. И. М. 1998
Карамзин М. Н.
Предания веков М. 1988
Информация о работе Основные концепции исторического развития