Основные концепции исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Чтобы говорить о тех или иных трактовках исторического развития надо понимать, какие методы в изучении истории существуют вообще.
Под методами исторического исследования, которые исследователь использует для той или иной трактовки, понимают все общие методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований. К числу основных методов относятся: историко - генетический, историко - сравнительный, историко - типологический и историко - системный. При использовании основных методов применяются и другие общенаучные приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.).

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Вопрос о смысле истории является традиционным для  философии истории. Вместе с тем,

 Н.А. Бердяев  справедливо обращал внимание  на то, что проблема смысла  истории начинает волновать человека  в те периоды, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергаются сомнению ранее казавшиеся очевидными представления о мире. В относительно спокойные исторические эпохи вопрос о смысле истории уходит на второй план. Поиск смысла в истории связан с желанием человека увидеть, что его существование – не случайность, что история – не бессмысленное нагромождение событий. Существует ли цель истории, которая придавала бы смысл каждому событию, выстраивая эти события в определенном порядке? Так, религиозная философия связывает смысл истории с Божественным провидением. Именно Бог задает направленность историческому процессу, он определяет цель и смысл истории. С этой точки зрения история человечества имеет начало и конец. Конечность истории придает ей смысл. В этом отношении религиозная философия является эсхатологией. Среди наиболее крупных философско-исторических концепций этого типа можно назвать философию истории Августина, Г. Гегеля,

 Н. Бердяева, А. Тойнби.

Среди современных  позиций по вопросу о смысле истории  наиболее завершенной является концепция К. Ясперса. В его концепции мировая история является единым путем всего человечества. Рациональными, научными аргументами нельзя доказать ни единство мировой истории, ни противоположную точку зрения. Этот вопрос является предметом философской веры. Истолковывая философскую веру как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научным знанием, К. Ясперс «философски» верит в единство истории. Стержнем философской концепции немецкого мыслителя выступает понятие «осевое время», которое пронизывает все человечество и все его проявления – от разнообразия веры в Бога до научных изысканий.

                                                    7

Ясперс обозначает это историческим периодом 800-200 гг. до н.э., а суть его связана, прежде всего, с возникновением сразу в нескольких точках земного шара философии.

Из общих истоков  человечества возникает период доисторического  существования, которое географически  располагается в четырех мировых  точках – Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н.э. происходит формирование мировых культур как духовной основы человечества. Это культуры Индии. Китая и Европы.

Период осевого  времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейские  культуры и в этот же период возникает мощная исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, что постепенно связывает все регионы земного шара, породив схожую систему коммуникации, выступая фактором культурной интеграции. Собственно, с этого момента и начинается, по Ясперсу, мировая история в ее современном значении.

Наступивший ныне период мировой истории характеризуется  мощнейшими интегративными процессами и переходом человечества от системы  локальных культур к единой человеческой культуре. Основой этого выступает наука. Таким образом, наступление всемирной истории есть не что иное, как реализация ее основного смысла и цели, которые заключаются в единстве человечества. В результате этого достигается не завершение истории, но ее преодоление. 

                          Трактовки исторического развития

Рационалистические  позиции (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев) – полагают, что знание, просвещение  предопределяют ход истории.

С. М. Cоловьев видел причины движения русской истории во взаимодействии трех объективно существовавших факторов. В качестве таковых он выдвигал "природу страны", "природу племени" и "ход внешних событий". при изучении истории использовал сравнительно-исторический метод.

Позитивизм (В. О. Ключевский) – всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества". В то же время для каждой страны, для каждой "местной истории"

                                                    8

характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории    сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории.

П. А. Сорокин – духовное начало.

Школа "Анналов" (М. Блок, Л. Февр) – в центре истории  стоит человек во всех его жизненных  проявлениях, чья культура может  быть понята с точки зрения совокупного  действия всех факторов.

Все многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: линейный тип (признание поступательного, прогрессирующего движения человечества от низших форм к высшим, через которое, как правило – хотя в разное время – проходят все народы) или циклический тип (развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций или культурно-исторических типов.

Все ранее описанные  подходы так или иначе укладываются в эту систему разделения подходов по двум типам. Каждый из типов имеет  свои преимущества и недостатки.

В первом случае не принимается в расчет то, что  некоторые народы могут двигаться  не только по возрастающей, но и, с некоторого момента, по ниспадающей линии. К  тому же, если представить, что все  народы развиваются ориентировочно по одной линии, то при этом не учитывается специфика отдельных цивилизаций. С другой стороны он дает возможность проследить историческое развитие как цепь закономерностей, логичный процесс.

Во втором случае не рассматривается закономерное развитие каждой из цивилизаций в совокупности и взаимодействии с другими цивилизациями.

Скорее всего, более правильным надо считать подход, при котором будет рассматриваться  закономерное развитие всех цивилизаций  от низших форм к высшим. Ценность такого подхода заключается в том, что он учитывает все слабые и сильные стороны каждого из описанных подходов.

Теории исторического  процесса, или теории изучения (методологическая интерпретация), определяются предметом  истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты

                                                   9

действительности» ничего не объясняют. Только историк  дает факту толкование, которое зависит  от его идейно-теоретических взглядов.                                                                                               

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в  предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в её логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса, и предлагают своё видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут  быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определённой теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории - мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

По предметам  изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Метод как способ исследования показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и

                                                     10

поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в  истории считают, что дух и  сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей,

а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное; так как материальная жизнь первична по отношению к  сознанию людей, то именно экономические  структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми. Западную историческую науку характеризует идеалистический подход, отечественную - материалистический. Современная историческая наука основана на диалектическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и вместе с тем находящийся под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также  специально-исторические методы исследования:

хронологический - предусматривает изложение исторического  материала в хронологической  последовательности;

синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

диахронный - метод  периодизации; историческое моделирование; статистический метод.

                    Всемирно-историческая концепция

  • история всего человечества – это единый процесс

                                                  11

 поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же, ступени развития;

  • история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.
 

 Подобным образом история рассматривалась в V веке до н.э. Большой вклад внесли ученые XVIII века. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение). Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.

        Культурно-историческая (цивилизационная) концепция

  • История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.
  • Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.  

                                                     12                       

Впервые идея о  локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом  Н.Я. Данилевским. Он выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада. 

Информация о работе Основные концепции исторического развития