Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:24, контрольная работа
Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах.
Введение 3
1. Революция 1905-1907 гг.: попытка установления парламентской монархии. «Манифест» 17 октября 1905 года. 5
2. «Основные государственные законы» 1906 г. 14
2.1. Основные законы 23 апреля 1906 года и их корни 14
2.2. Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года 18
Заключение 22
Список используемой литературы
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающей монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную систему, но сохранившую весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.
Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация – Совет министров становится постоянно действующим органом1.
Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: “О мерах к укреплению в деятельности министерства и главных управлений”. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавалась частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”.
В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).
20
февраля 1906 года вышло “Учреждение
Государственной думы”, в
Одновременно
с “Учреждением” было принято
новое Положение о
Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы” (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”. Власть управления также принадлежала императору “во всем ее объеме”, но законодательную власть император осуществлял “в единении с Государственным советом и Государственной думой” и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.
Однако ст.87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывались. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был выноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
Весной 1906 года Дума начала свою работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Необходимо отметить, что Государственный совет состоявший наполовину из государственных чиновников был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.).
Итак, мы рассмотрели революцию 1905-1907гг. Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию.
Также мы рассмотрели основные законы 23 апреля 1906 года и их корни, а также дали характеристику царской власти по Основным законам 1906 года.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Впервые
в своей истории Основные Законы
провозгласили права
Конституция России 1906 г. принадлежала классу так называемых октроированных, т.е. жалованных, конституций. Она не стала результатом народного волеизъявления, а явилась актом "высочайшей" милости, проявления народолюбия монарха. Для юридической констатации факта, впрочем, способ принятия конституции не имеет принципиального значения. Юридические свойства конституции мало зависят от формы ее принятия.
Данная конституция не страдала радикализмом и не была столь последовательна в выражении демократических начал, как, скажем конституции США и Франции. Но надо учитывать, что та конституция принималась в экстремальных условиях и выражала тот компромисс между новым и старым государственным порядком, который был в России в то время единственно возможным. Не смотря на все свое несовершенство, или лучше сказать свою незрелость, конституция России 23 апреля 1906 г. достаточно ярко знаменовала переход государства от самодержавного к конституционному управлению. Именно ей в первую очередь российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться.
Важным
этапом в переходе России к цивилизованным
формам государственности явился акт
Временного правительства от 1 сентября
1917 г., в котором Россия объявлялась республикой.
Однако первая Конституция России как
Основной Закон в подлинном смысле этого
слова была принята только после Октябрьской
революции 1917 года.
Список используемой
литературы
1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век - 1917 год. М., 2004. С. 384.
2.
Исаев И.А. история
3.
История отечественного
4. Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев А.И. Первая российская революция и самодержавие (государственно-правовые проблемы). Л., 1975.
5. Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. М., 2003. С. 492.
6. Куликов С. Японские корни российской конституции // Родина. 2002. № 7.