Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:24, контрольная работа
Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах.
Введение 3
1. Революция 1905-1907 гг.: попытка установления парламентской монархии. «Манифест» 17 октября 1905 года. 5
2. «Основные государственные законы» 1906 г. 14
2.1. Основные законы 23 апреля 1906 года и их корни 14
2.2. Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года 18
Заключение 22
Список используемой литературы
В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия - Союз русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации, создававшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость, будто сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства во главе с обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым.
В течение всего 1905 г. правительство не могло взять инициативу в свои руки и тащилось в хвосте событий, хотя полиции удалось провести удачные операции по пресечению подготовки «революционных партий» к восстанию. Труднее было справиться с забастовочным движением. «Революционные» партии умело проводили антигосударственную агитацию и имели договоренность о совместных действиях против правительства. Встал вопрос о созыве более широкого представительного парламента, но прежде нужно было предоставить политические права населению России.
События между тем нарастали. В октябре в крупных городах началась политическая стачка, в которой, наряду с рабочими, участвовали и представители технической интеллигенции. 8 октября 1905 г. прекратилось движение на Московской железной дороге, к 17 октября значительная часть дорог была парализована. Закрылись фабрики, не выходили газеты, в крупных городах почти не было электричества. Николай I I отверг предложение о чрезвычайных мерах и назначении «диктатора».
Видя остроту положения, Николай обратился за помощью к Витте, которому недавно удалось подписать на более или менее приемлемых условиях соглашение с Японией. 9-го октября Витте представил государю меморандум с изложения текущего положения дел и программой реформ. Констатируя, что с начала года «в умах произошла истинная революция», Витте считал указы от 6-го августа устаревшими, а поскольку «революционное брожение слишком велико», он пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не станет слишком поздно». Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.
Поколебавшись неделю, Николай решил поставить свою подпись под текстом приготовленном Витте на основе меморандума. Но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступления на престол. 17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.
Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:
1)
даровать населению незыблемые
основы гражданской свободы на
началах неприкосновенности
2)
не останавливая
3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
«Объединенное правительство»
образовало Совет министерства,
Манифест устанавливал политические права для граждан России: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избирательных прав. Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозглашалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государственной думы. Таким образом, Россия вступила на путь достаточно зрелого парламентаризма.
Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность власти на местах и не внесло скорого успокоения. Если умеренно-либеральные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей ("не желали нагайки, завернутой в пергамент конституции"); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.
Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то революционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих города контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов – толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы.
3-го
ноября был издан манифест, обращавшийся
к крестьянам с призывом прекратить
беспорядки, обещавший принятие возможных
мер к улучшению положения крестьян
и отменявший выкупные платежи за крестьянские
надельные земли.
2. «Основные государственные
законы» 1906г.
2.1.
Основные законы 23 апреля 1906 года и
их корни
Для детального понимания современных конституционных норм огромное значение имеет изучение Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г. как первой российской конституции, которые определяли, помимо всего прочего, соотношение законодательной и исполнительной власти.
Особую роль в процессе реализации и практического воплощения прав и свобод российских подданных, которые были закреплены в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство внутренних дел, которое в силу специфики своего правового статуса обеспечивало соблюдение этих конституционных положений. Уроки российского парламентаризма свидетельствуют о необходимости, для достижения эффективного функционирования государственного механизма, идти на диалог и компромисс.
Кудинов С.А. считает, что назвать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных актов в Европе и Японии, которые показывают, что Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. можно поставить в один ряд с тогдашними западноевропейскими конституциями, и, во-вторых, речь идет о формировании именно дуалистической монархии.
Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным апрельским (1906 г) Царскосельским Совещанием под председательством императора. Мнение это основывалось на признании необратимости конституционных преобразований, ограничивавших права монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников: "Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово "неограниченный". Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует до того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после 17 октября помимо законодательных учреждений, Ваше Величество не можете уже издавать законы сами. По-моему, Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть. В основных законах надо издать то, что ново, а старое оставить, но слово "неограниченный" в нем не может оставаться". Самодержавной монархии в России предстояло стать монархией конституционной.
Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она знаменовала наступление конституционной эры1.
Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в себя новые главы, посвященные отдельным конституционным институтам – о правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те положения старых Основных Законов, которых не коснулось время, - о порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке и т.д. Основные Государственные Законы 1906 г. представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей (в редакции Свода Законов), охватывающее своим действием основополагающие государственно-правовые институты.
Основные Законы занимали самостоятельное место в системе Свода Законов, образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные Государственные Законы.
Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.
Основные государственные законы 23 апреля 1906 года стали первой действующей российской конституцией, оформив изменения, происшедшие в ходе реформ и создания Государственной думы. В этом видят результат революции, которая, в свою очередь, явилась итогом русско-японской войны - трагического поражения русских армии и флота, завершившегося в августе 1905 года подписанием графом С.Ю. Витте Портсмутского мирного договора. Можно сказать, что Япония косвенно способствовала превращению России в конституционную монархию1.
Менее известно то, что существовало и прямое японское влияние на судьбы российского конституционализма. Это доказывается самой историей создания Основных законов. Автором проекта, ставшего фундаментом их окончательной редакции, был Петр Алексеевич Харитонов, начальник Государственной канцелярии, которая занималась кодификацией и обеспечивала делопроизводство Государственного совета - высшего законосовещательного учреждения, а после 1906 года - верхней палаты народного представительства.
Получив от императора Николая II в начале ноября 1905 года поручение составить проект новых Основных законов, П.А. Харитонов обратился к разработкам, исходившим из лагеря оппозиции. Это были: "Проект русской конституции", выработанный членами "Союза Освобождения" под руководством П.Б. Струве, проект конституции, подготовленный С.А. Муромцевым и напечатанный в "Русских ведомостях" 6 июля 1905 года, и программа Конституционно-демократической партии, выработанная ее учредительным съездом 12-18 октября 1905 года.
Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть монарха ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому он только царствует, но не правит, и правительство ответственно не перед ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается в Англии.
Бюрократическая конституция вышла столь же либеральной, как и ее источники, воплощая идею парламентарной монархии вполне недвусмысленно. В то же время при составлении российской конституции, помимо проектов, исходивших от оппозиции, Харитонов, как и авторы этих проектов, использовал и иностранные конституции. "Проект Основных государственных законов Российской империи, - признавался сам он, - составлен применительно к таковым же законам других государств, в соответствии с манифестом 17 октября 1905 года".
Одним
из источников проекта Харитонова была
именно японская конституция, которая
стала причиной не только появления отдельных
статей российской конституции, но и их
отсутствия. В частности, отказ от введения
в проект постановления о присяге монарха
соблюдать конституцию Петр Алексеевич
мотивировал тем, что "подобное постановление"
"не имеется" в том числе и в японской
конституции.
2.1.
Царская власть по Основным
законам 23 апреля 1906 года
Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г (нарастание студенческого движения, увеличение забастовок и стачек, крестьянских бунтов).