Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:44, реферат
Возникновение государства
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.
1.Государство и право Древнего Египта…………………………………………3
2. Общественный строй Вавилонского государства……………………………8
3. Государственный строй Вавилона…………………………………………….10
4. Законы Хаммурапи……………………………………………………………...11
- Право собственности…………………………………………………………..13
- Обязательства…………………………………………………………………..13
- Брачно-семейные отношения………………………………………………...14
- Уголовное право и процесс………………………………………………...…14
5. Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18
При составлении
сборника в его основу были положены
старое обычное право, шумерийские
судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны
с точки зрения их полноты и по своей категоричности,
они не предусматривают разнообразных
явлений жизни. Законы Хаммурапи отличались
казуальной формой изложения. Например,
в статье 8 Нумерация статей условна сказано:
«если человек украдет либо вола, либо
овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью,
то, если это Божье - собственность храма
или если это дворцовое, он может отдать
это в 30-кратном размере, а если это принадлежит
мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном
размере; если же вору нечем отдать, то
его должно убить». При этом ничего не
говорится о других видах имущества.
В своде законов
нет различия между гражданским
и уголовным правом, что весьма
характерно для кодификаций древности.
Кроме того, в Законах Хаммурапи
о многих преступлениях, государственных
например, вообще ничего не сказано. Похоже,
наказание за эти преступления было столь
естественным и очевидным, что законодатель
не видел смысла в их разъяснении.
В Законах Хаммурапи
широкое распространение
Идея талиона
является продолжением идеи кровной мести.
Кровная месть ограничивалась законодателем,
поскольку была уже не актуальна. Кровная
месть господствует в обществе до появления
в экономике избыточного продукта. Затем
основной мерой наказания становится
материальное возмещение ущерба - штраф.
Кровная месть же, успевшая стать традицией,
перерождается в идею талиона.
Законы Хаммурапи
носили ярко выраженный сословный характер.
Например, если у врача во время
операции погибнет свободный человек,
то врачу в соответствии с Законами
Хаммурапи следует отрезать пальцы.
Если же у врача во время операции погибнет
раб мушкенума, то врач должен возместить
мушкенуму раба.
В Законах Хаммурапи
активно используется объективное
вменение. За совершенное преступление
могли отвечать члены семьи преступника.
В наследственном
праве существуют два вида наследования
- по закону и по завещанию. Первым появилось
завещание по закону. Законодатель стремился
обеспечить потомков собственника и ограничить
завещательную свободу наследодателя.
Согласно Законам Хаммурапи отец может
лишить сына наследства только в наказание
за «тяжкий грех», а не по собственному
усмотрению. В соответствии с Законами
Хаммурапи братья и сестры получают наследство
в равных долях.
Очень интересной
представляется регламентация семейной
жизни, что так характерно для восточных
государств. Семья Древнего Египта была
патриархальной. Жена и дети должны были
безоговорочно подчиняться мужу и отцу.
Отец имеет право продать своих детей.
Муж имеет практически
неограниченное право развода. Право
жены на получение развода резко ограничено.
Она может требовать развод только в трех
случаях - в случае измены мужа, необоснованном
обвинении в измене и в случае оставления
мужем дома и местности проживания.
Бездетная жена
могла дать мужу наложницу, которая
родит ему детей. Жена при этом остается
полноправной хозяйкой в доме.
Муж не имеет
права без согласия жены распоряжаться
имуществом жены. Интересно, что в
случае развода жена может забрать
свое имущество. Анализ некоторых статей
Законов Хаммурапи позволяет
сделать вывод, что незамужняя и не находящаяся
под опекой женщина, например жрица, обладает
значительной экономической свободой.
Таким образом:
1. Практически
все государства восточного
2. Государства
восточного типа отличались
3. Во всех
государствах восточного типа
огромную роль в общественной
и государственной жизни
4. Право древневосточных
государств отличалось особой
жестокостью (талион, ордалии, объективное
вменение), хотя это вполне соответствовало
представлениям о справедливости того
времени. Нет общих принципов, системы
в изложении, хотя известная логика присутствует.
Но все представленные случаи разбираются
с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи,
в отличие от других восточных кодификаций,
не содержат религиозного и морализующего
элементов.
Своим законодательством
Хаммурапи пытался закрепить
общественный строй государства, господствующей
силой в котором должны были стать
мелкие и средние рабовладельцы. Это
первый известный сборник законов, освящавший
рабовладельческий строй, частную собственность.
Законы содержат пережитки родового строя,
что проявляется в суровости наказания,
сохранении принципа талиона, применении
ордалия.
Право собственности.
Во времена правления Хаммурапи частная
собственность достигла высокого уровня
развития. В Вавилоне существовали различные
виды земельной собственности: были земли
царские, храмовые, общинные, частные.
И царским и храмовым хозяйством управлял
царь, и это был важнейший источник дохода.
Царская земля раздавалась в пользование
издольщикам. Значение царского хозяйства
было велико в области торговли и обмена.
Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным
развитием частной собственности на землю,
чему в немалой степени способствовало
расширение сети каналов. Частное землевладение
было различным по своему объему. Крупные
землевладельцы использовали труд рабов
и наемных рабочих, мелкие -- сами обрабатывали
свою землю. Развитие частной собственности
на землю вело к сокращению общинных земель,
упадку общины. Земли могли свободно продаваться,
сдаваться в аренду, передаваться по наследству,
о каких-либо ограничениях со стороны
общины источники не упоминают.
Особый правовой
режим существовал в отношении
имущества воинов (имущество “илку”),
о чем говорилось выше.
Обязательства.
В законах Хаммурапи имеется
ряд статей, регулировавших аренду
земли, которая играла, очевидно, большую
роль в земельных отношениях того
времени. Плата за арендованное поле
равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде
на условиях отдачи половины урожая арендодатель
обязывался участвовать в расходах или
в работе по обработке поля. Сад, который
давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая.
Аренда была краткосрочной (на один или
два года). На более длительный срок в аренду
сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство,
определяющее отношения между хозяином
земли и арендатором, способствовало развитию
хозяйства. Если арендатор не обрабатывал
взятую землю, то он должен был уплатить
хозяину поля исходя из объема урожая,
выращенного соседями.
Кроме аренды поля,
сада, законы Хаммурапи упоминают
о различных видах
Довольно подробно
законы Хаммурапи регулировали договор
займа. Характерной чертой законодательства
в этом вопросе является стремление
оградить должника от кредитора и
предотвратить долговое рабство. Об
этом свидетельствуют положения о максимальном
сроке отработки долга (три года), ограничении
процентов, взимаемых ростовщиком как
с денежного, так и с натурального займа,
ответственность кредитора в случае смерти
должника в результате дурного обращения
с ним.
В условиях существования
частной собственности как на
движимое, так и на недвижимое имущество
большое развитие получил договор
купли-продажи. Продажа наиболее ценных
предметов (земли, построек, рабов, скота)
осуществлялась в письменной форме
(на глиняных табличках) при свидетелях.
Продавцом мог быть только собственник
вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота
(например, имущество “илку”), считалась
недействительной.
Кроме названных
законодательство Хаммурапи знает
договоры хранения (поклажи), товарищества,
мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают
обязательства из причинения вреда. Ответственность
несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину
следует отдать раба за раба); корабельщик,
потопивший корабль вместе с вверенным
ему для перевозки имуществом, обязан
возместить стоимость всего погибшего.
Брачно-семейные
отношения. Брак был действительным
только при наличии письменного
договора, заключенного между будущим
мужем и отцом невесты. Семейные
отношения строились на главенстве
мужа. Жена за неверность подвергалась
суровому наказанию. Если жена была бесплодна,
муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя
женщина не была бесправна: она могла иметь
свое имущество, сохраняла право на приданое,
имела право на развод, могла вместе с
детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная
власть отца над детьми проявлялась
в возможности продавать их, отдавать
в качестве заложников за долги, отрезать
язык за злословие на родителей. Тем
не менее, закон ограничивал эту
власть. Так, отец не имел права лишить
наследства сына, не совершившего преступления.
Законы Хаммурапи признают усыновление
детей.
Наследование
по завещанию уже имеет силу, но
с известными ограничениями. Преимущественным
способом наследования является наследование
по закону. В качестве наследников выступали:
дети, усыновленные дети, внуки, дети от
рабыни-наложницы, если отец признавал
их своими.
Уголовное право
и процесс. Как и другие древние
кодификации, законы Хаммурапи не дают
общего понятия преступления и перечня
всех тех деяний, которые признаются
таковыми. Ничего не говорится в законах
о государственных и религиозных преступлениях,
всегда караемых смертью. Из содержания
кодификации можно выделить лишь три вида
преступлений: против личности, имущественные
и против семьи.
Среди преступлений
против личности законы называют неосторожное
убийство (об умышленном ничего не говорится).
К таким преступлениям относятся, например,
действия строителя, построившего дом,
который обвалился и причинил смерть хозяину,
врача, причинившего смерть человеку в
результате операции. Довольно подробно
в законах говорится о различного рода
членовредительствах: о повреждении глаза,
зуба, кости. Во всех случаях при определении
наказания действовал принцип талиона:
виновного постигала та же участь, что
и потерпевшего. В случае причинения побоев
с преступника взимался определенный
штраф.
К имущественным
преступлениям, указанным в законах,
следует отнести кражу скота,
рабов. Укрывательство рабов, снятие с
них клейма законы определяли как
преступные действия. Отличным от кражи
преступлением законы называли грабеж.
Все имущественные преступления наказывались
очень сурово. Это была либо смертная казнь,
либо членовредительство (отрубание руки,
например), либо огромный штраф, многократно
превышающий стоимость украденного, заплатить
который мог далеко не каждый. В случае
неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений,
подрывающих устои семьи, законы
называют прелюбодеяние (причем только
со стороны жены), кровосмешение (например,
связь матери с сыном, отца с дочерью
и между другими близкими родственниками).
Названы преступлениями действия, подрывающие
отцовскую власть (сын, ударивший своего
отца, лишался руки).
Виды наказаний,
предусмотренные законами Хаммурапи,
определялись их целью. Такой целью
было возмездие. Поэтому при определении
наказания законодатель довольно часто
руководствовался принципом талиона.
Основным видом наказаний являлась смертная
казнь в самых различных вариантах: сожжение,
утопление, посаженое на кол; членовредительские
наказания: отрубание руки, отрезание
пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.
Процесс был
одинаков как по уголовным, так и
по гражданским делам. Дело начиналось
с заявления потерпевшей
Заключение.
Таким образом,
существуют важные тенденции общественного
и государственно-правового
Информация о работе Основные черты права Древнего Вавилона по законам Хаммурапи