Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:44, реферат
Возникновение государства
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.
1.Государство и право Древнего Египта…………………………………………3
2. Общественный строй Вавилонского государства……………………………8
3. Государственный строй Вавилона…………………………………………….10
4. Законы Хаммурапи……………………………………………………………...11
- Право собственности…………………………………………………………..13
- Обязательства…………………………………………………………………..13
- Брачно-семейные отношения………………………………………………...14
- Уголовное право и процесс………………………………………………...…14
5. Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18
Среди земледельцев,
очевидно, имелось немало общинников.
Лишь немногие из них разбогатели, основная
же масса общинников-земледельцев беднела.
Земледельцев в принудительном порядке
использовали на царских и храмовых землях.
Были также земледельцы, которые использовались
частными лицами. Некоторые состоятельные
земледельцы имели свой рабочий скот,
рабочее снаряжение. Храмовые земледельцы
могли иметь рабов. Периодически проводились
смотры людей, скота, птицы с целью наложения
различных тягот, назначения на ту или
иную работу.
Особенностью
общественных отношений в Новом
царстве является возвышение жречества.
С ростом богатства высшего жречества
происходит его освобождение от зависимости
по отношению к центральной власти. Жречество
превращается в замкнутую наследственную
касту.
Государственный
строй характеризуется
Отличительной
чертой государственного строя данного
периода является тот факт, что
фараон покровительствует сановникам,
вышедшим из низов, в противовес тем,
кто унаследовал ранг и богатство
от предков. Таким образом, служилая знать
отодвигает на второй план знать аристократическую.
Первым и высшим
сановником был везир. Он ведал установлением
придворного церемониала во дворце,
всеми канцеляриями, управлением
столицы, распоряжался всем земельным
фондом страны и всей системой водоснабжения;
в его руках была высшая военная власть,
сосредоточены верховный судебный надзор
и контроль за всем податным и местным
управлением.
Важными чиновниками
были главный казначей и начальник
всех царских работ. Многочисленные
писцы записывали приказы, надзирали за
работами земледельцев и ремесленников,
подсчитывали доходы, идущие в казну.
Завоевательная
политика фараонов наложила особый отпечаток
на всю систему государственного
управления Египта, придав ему военный
характер, усилив роль воинских начальников
в сфере хозяйственного управления.
В XII--XI вв. до н. э.
Новое царство приходит в упадок.
Противоборствующие общественные силы,
сосредоточенные на севере и юге,
не будучи в состоянии одолеть
друг друга, вели страну к распаду на две
части. Единая государственная власть
при этих условиях становилась номинальной.
Позднее царство.
История Позднего
царства начинается в VII в. до н. э. и
продолжается до VI в. до н. э.
В то время резче,
чем прежде, обозначилось деление общества
на свободных и рабов. Получили распространение
сделки по самопродаже в рабство. Росло
обнищание широких слоев свободных людей.
Значительная часть населения по-прежнему
находилась в зависимости от казны, храмов,
знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным
сословием наряду со жречеством становится
воинское. Военную опору фараонов
составляли иноземные наемники.
Костяк местной
знати, как и ранее, составляли номархи
и городские правители. Прочие представители
чиновной знати мало чем отличались
от своих предшественников: это были верховный
сановник, хранитель сокровищницы, хранители
казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое
место занимали военачальники.
Общественный
строй Вавилонского государства
Как всякое рабовладельческое
государство, Древний Вавилон знал деление
общества прежде всего на свободных и
рабов.
Рабы (“вардум”)
составляли низший общественный слой.
Рабами становились военнопленные,
а также порабощенные и ставшие
бесправными свободные (например, преступники
и несостоятельные должники). Рабы рассматривались
законом как вещь, находящаяся в полной
собственности хозяина. Право собственности
на рабов переходило в семье из поколения
в поколение. Рабов продавали, закладывали.
Повреждение их здоровья или лишение их
жизни считалось не более как повреждением
имущества их господина, которому виновный
обязан возместить ущерб. Например, за
лишение жизни раба-вольноотпущенника
по неосторожности виновный был обязан
отдать раба за раба; за смерть раба в доме
кредитора по вине последнего, за умерщвление
его бодливым быком господину уплачивалась
треть мины; за повреждение глаза рабу
или неудачную операцию, повлекшую его
смерть,- половина его стоимости. Раб не
имел права самостоятельно распоряжаться
чем бы то ни было из имущества господина,
даже если пользовался большим доверием
со стороны последнего. Купля-продажа,
совершенная с рабом, наказывалась смертной
казнью для покупателя. За содействие
бегству и укрывательство раба или отказ
его выдать виновный подлежал смертной
казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший
его господину получал за услугу награду.
Для обозначения рабского состояния на
рабов налагались особые знаки, вырезаемые
или выжигаемые на теле. Но такое клеймение
ограничивало владельческие права господина,
который лишался возможности продать
раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские,
храмовые, частновладельческие. Они
не могли быть собственниками. Имущество,
которое имели рабы, наживалось с
разрешения господина, но считалось
частью собственности господина и переходило
к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи
не ограничивали власть господина над
рабом. Лишь некоторые категории рабов,
составлявшие меньшинство, пользовались
защитой закона. Это рабыни, имевшие детей
от своих владельцев. Такие дети считались
свободными. Закабаленные за долги не
могли находиться в рабском состоянии
более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику
позволялось жениться на свободной, дети
от такого брака были свободны.
Свободное население
Вавилона, в свою очередь, делилось
на полноправных и неполноправных. Полноправные
свободные граждане “авилум” (человек,
муж) составляли основную массу населения.
В большинстве своем они владели землей,
несли имущественные и личные повинности
в пользу государства. Однако полноправные
граждане не были однородным сословием.
В царствование Хаммурапи процесс расслоения
сельской общины зашел довольно далеко.
Отдельные зажиточные общинники становились
все более самостоятельными. Наряду с
ними появились обедневшие общинники,
попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей
законов Хаммурапи свидетельствует о
стремлении законодателя облегчить положение
этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным
владельцем всего своего имущества, без
его разрешения и разрешения суда заимодатель
не имел права отчуждать это имущество.
“Муж” не мог стать рабом-должником. Законы
называют члена семьи должника, отрабатывающего
долг в хозяйстве заимодателя, не рабом,
а заложником. Через три года работы заложника
долг считался погашенным независимо
от его суммы. Ограничение произвола кредиторов
над попавшими в долговую кабалу беднейшими
слоями свободного населения объясняется
стремлением царской власти сохранить
могущество войска, основу которого составляли
свободные.
Множество статей
законов Хаммурапи посвящено
правам и обязанностям воинов, бывших
основной опорой государственной власти.
Земельные наделы и скот, пожалованные
воинам, не могли отбираться у них за долги.
Кредитор мог отобрать лишь купленные
воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина
становился законным наследником его
надела. Если после смерти воина оставался
малолетний сын, то вдова получала одну
треть надела, чтобы иметь возможность
вырастить будущего воина. В случае пленения
воина его можно было выкупить, и он сохранял
свое право на земельный надел. Воины,
обеспеченные земельным наделом, были
обязаны за это по приказу царя в любое
время выступить в поход. За отказ следовала
смертная казнь, а человек, выступивший
вместо воина, получал его земельный надел.
Полноправным
гражданам противостояли “
Наряду с сословиями
законы Хаммурапи указывают также профессиональные
занятия населения. Первое место занимают
придворные служащие, из которых законы
называют царского телохранителя и высшее
жречество, стоявших в непосредственной
близости к царю. Из других государственных
служащих законы упоминают “редум”, “баирум”,
“декум”, “лубуттум”. Функции этих лиц
не совсем ясны, вероятно, это различного
рода военнослужащие. В соответствии с
важным государственным значением религии
и храмов в Вавилонии почетное положение
среди представителей других профессий
занимают храмовые служащие. Из них законы
Хаммурапи отмечают только лиц женского
пола: “божья жена”, “божья сестра”,
храмовая дева, храмовая блудница.
Довольно высокое
положение в обществе занимало чиновничество,
к нему предъявлялись большие
требования, но власть наделяла их землей,
которая могла переходить по наследству
или обращаться в пенсию.
Низшие ступени
профессионально-служебной
Государственный
строй Вавилона
Древневавилонское
царство представляло собой централизованное
государство. В руках царя была сосредоточена
законодательная, исполнительная и
судебная власть. Вместе с тем царская
власть не была сильной. Царь рассматривался
как наместник и служитель бога
на земле. Таким образом, глава государства
не был самостоятельным, его деятельность
направлялась свыше, богом. Снизу царская
власть ограничивалась сильным духовенством
и богатыми городами. Три священных города
Вавилонии - Ниппур, Сиппар и Вавилон -
имели льготные грамоты, ставившие их
в привилегированное положение. Царь не
имел права сажать в тюрьму граждан этих
городов, требовать с них солдат, заставлять
работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями
неприкосновенности прав городов выступали
жрецы.
Древневавилонские
правители создали отлаженный механизм
управления. Достигнуто это было путем
личного внимания ко всем, даже мельчайшим
делам своего государства. Поэтому
в государстве ценились умелые и
опытные чиновники. Служилая знать
вытеснила родовую. Все управление
было сосредоточено в царском дворце.
Дворцовая система управления отличалась
тем, что лица, управлявшие царским хозяйством,
занимали высшие должности в государстве;
четкого разграничения функций между
ними не было. Среди высших сановников
государства - визирь, дворецкий, начальник
финансов, кравчий, главный военачальник.
Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных
органов управления различались
центральные и местные. Большими
городами управляли наместники царя.
На местах, хотя и со значительно ограниченными
функциями, сохранялись органы общинного
самоуправления, осуществлявшие некоторую
административную, финансовую, судебную
власть.
Судебные функции
выполняли чиновники, назначаемые
царем: наместники и правители местности.
Высшей судебной инстанцией был царь.
Общинные и храмовые суды все больше теряли
свое значение.
В Вавилоне существовала
постоянная армия.
Законы Хаммурапи
Правление царя
Хаммурапи (1792--1750 гг. до н. э.) ознаменовано
созданием сборников законов. Хаммурапи,
придавая большое значение законодательной
деятельности, притупил к ней в самом начале
своего правления. Первая кодификация
была создана на втором году правления;
это был год, когда царь “установил право
стране”. Данная кодификация, к сожалению,
не сохранилась, а известные сегодня законы
Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были
выбиты на большом черном базальтовом
столбе. Наверху, на лицевой стороне
столба изображен царь, стоящий перед
богом Солнца Шамашшем - покровителем
суда. Под рельефом начертан текст законов,
заполняющий обе стороны столба. Кроме
того, это позволяло всем подданным фараона
ознакомиться с законами, действующими
в данном государстве.
Текст распадается
на три части. Первой частью является
обширное введение, в котором Хаммурапи
объявляет, что боги передали ему царство
для того, “чтобы сильный не притеснял
слабого”. Затем следует перечисление
благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи
городам своего государства. После введения
размещены статьи законов, которые в свою
очередь заканчиваются обстоятельным
заключением. Всего памятник насчитывает
282 статьи.
Информация о работе Основные черты права Древнего Вавилона по законам Хаммурапи