Великолукская государственная сельскохозяйственная
академия
Кафедра аграрной
экономики и экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Мировая экономика и внешнеэкономической
деятельности (ВЭД)»
на тему:
«Организация Североатлантического договора».
Выполнил:
студент 2 курса экономического факультета,
очной формы обучения
специальность:
«Таможенное дело»
Т 22 группы Карповский М.К.
Проверил:
Бельская О.В.
г. Великие
Луки
2011 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….........3-4
- Организация
Североатлантического
договора (НАТО)…………………5-9
- Трансформация
механизмов внутреннего
взаимодействия в организации
Североатлантического
договора…………………………10-26
- Соглашение
между государствами -
участниками Североатлантического
договора и другими
государствами, участвующими
в программе "Партнерство
ради мира", о статусе
их Сил…………………………………………………………………………………………….26-30
- Организация
Североатлантического
договора (НАТО) - военно-политический
блок……………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………………………………..31-32
Список
литературы……………………………………………………………………………………33
Введение
Ряд событий в 1947-49
годов обострили международную
обстановку. Угрозы суверенитету ряда
европейских стран, переворот в
Чехословакии 1948 года, блокада Западного
Берлина...
Подписав весной
1948 года Брюссельский договор,
западноевропейские страны –
Бельгия, Великобритания, Люксембург,
Нидерланды и Франция – создали
общую систему обороны. Затем
последовали переговоры с США
и Канадой о создании единого
Североатлантического союза.
4 апреля 1949 года в
Вашингтоне правительствами 12 европейских
и североамериканских государств
был подписан Североатлантический
договор, что стало датой создания
НАТО. Изначально членами Организации
Североатлантического договора (НАТО)
стали США, Канада, Великобритания,
Франция, Италия, Португалия, Дания,
Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург,
Исландия.
НАТО – международная
политическая и военная организация,
которая расширялась пять раз.
В 1952 году в нее вступили
Греция и Турция, через три
года – Германия (ФРГ; Восточная
Германия, ГДР – в 1990), в 1980 году
– Испания, в 1999 году – Венгрия,
Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария,
Латвия, Литва, Румыния, Словакия,
Словения, Эстония, в 2008 году –
Албания и Хорватия.
Целью организации
является обеспечение коллективной
безопасности своих членов в
европейско-атлантическом регионе.
Согласно уставу НАТО, она открыта
для вступления новых членов,
способных развивать принципы
договора и вносить свой вклад
в коллективную безопасность.
Среди направлений
деятельности – развитие международного
сотрудничества и действия, направленные
на предотвращение конфликтов
между ее членами и членами-партнерами,
защиту ценностей демократии, свободы
личности, экономики свободного
предпринимательства и верховенства
закона.
Высший руководящий
орган НАТО – Североатлантический
совет, чисто военными вопросами
занимается Комитет военного
планирования. Официальные языки
НАТО – английский и французский,
а штаб-квартира НАТО расположена
в Брюсселе (Бельгия).
В современной
международной ситуации в Европе
и мире в целом Организация
Североатлантического договора
расширяет географию своего участия
в различных миротворческих операциях,
продолжает процесс расширения.
В рамках НАТО существует ряд
программ, среди которых важнейшая
– «Партнерство во имя мира».
Ее политической основой является
Совет евроатлантического партнерства,
в который входят 46 стран. Россия
не является членом НАТО, но
сотрудничает с организацией
по ряду проектов.
1.Организация
Североатлантического
договора (НАТО)
Организация Североатлантического
договора[1] (НАТО) включает в настоящее
время 19 стран и обеспечивает их
взаимодействие в военно-политической
области. Как военный союз это, безусловно,
наиболее развитая структура из всех
существующих в Европе многосторонних
инструментов обеспечения безопасности.
В НАТО создана целая система
механизмов, через которые осуществляется
совместная деятельность стран-членов,
начиная от согласования политики,
проводимой участниками союза на
международной арене, и вплоть до
подготовки к организации боевых
действий в случае войны.
Высшей политической
инстанцией союза является Североатлантический
совет, который венчает собой
«гражданскую часть институциональной
структуры НАТО. Сессии совета проводятся
дважды в год на уровне министров
иностранных дел (к ним иногда
присоединяются министры обороны), а
в некоторых случаях и на уровне
глав государств и правительств. Он
определяет направления деятельности
НАТО, проводит консультации по важнейшим
затрагивающим союз международно-политическим
проблемам и принимает ключевые
решения по практическим вопросам его
функционирования.
Что же касается военной
организации союза, то ее сердцевиной
является интегрированная командная
структура, обеспечивающая взаимодействие
вооруженных сил стран-членов и
их подготовку для участия в коллективной
обороне в случае возникновения
вооруженного конфликта. Военная организация
НАТО включает в себя десятки разнообразных
компонентов - командований, комитетов,
агентств, различных элементов общей
военной инфраструктуры и т.п. Основная
часть вооруженных сил стран-членов
находится под их управлением
и передается союзу только в случае
войны, однако некоторые воинские формирования
выделены в распоряжение интегрированной
командной структуры и в мирное
время. В целом военный механизм
НАТО представляет собой уникальное явление
как по своим масштабам, так и по степени
интегрированности входящих в него национально-государственных
компонентов.
С окончанием холодной
войны угроза широкомасштабного
военного столкновения по линии Восток
- Запад была практически снята
с повестки дня. Строго говоря, это
означало, что военный альянс утратил
свой raison d'etre, поскольку главный
смысл его существования состоял
в подготовке к отражению агрессии.
Североатлантический союз столкнулся
с серьезнейшей задачей адаптации
к новым обстоятельствам и
переосмысления своей роли в новых
условиях. Дважды на протяжении 90-х
годов принимались новые стратегические
концепции НАТО (на саммитах в Риме
в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс
перестройки альянса, сопровождающийся
острыми дебатами между его участниками,
развивается по следующим основным
направлениям.
1. Происходит определенное
снижение военной активности
в рамках НАТО. Хотя традиционная
задача организации коллективной
обороны в случае внешней агрессии
и обеспечения соответствующих
военных возможностей сохраняется
в качестве основной, масштабы
военных приготовлений после
окончания холодной войны сократились.
Уменьшена численность вооруженных
сил, некоторая их часть переведена
на пониженный уровень боеготовности,
снижена роль ядерного компонента
в военной стратегии[2] . В рамках
осуществляемой перестройки военного
командования предусматривается
сократить общее число штабов
различного уровня с 65 до 20.
2. На первом
этапе перестройки НАТО после
окончания холодной войны особый
акцент был сделан на усиление
невоенных функций альянса. Одобренная
сессией Североатлантического совета
на высшем уровне в Риме (1991
г.) «Новая стратегическая концепция»
особо выделяла значение политических
аспектов обеспечения безопасности
через развитие диалога и сотрудничества.
В решениях брюссельского саммита
НАТО (1994г.) подчеркивалась необходимость
повышения политической роли союза и его
вклада в обеспечение стабильности и безопасности
в Европе во взаимодействии с другими
структурами, оперирующими на континенте.
3. Прилагаются усилия
для укрепления роли альянса
как инструмента стратегического
вовлечения США в Европу с
одновременным обеспечением большей
самостоятельности европейским
участникам союза. В 1994г. официально
одобрен курс на формирование
«европейской идентичности в
области безопасности и обороны»
(European Security and Defence Identity - ESDI) в рамках
НАТО; принято решение о том,
что военные возможности альянса
могут быть использованы для
операций Западноевропейского союза
(ЗЕС). Принята концепция «объединенных
совместных оперативных группировок»
(Combined Joint Task Force -CJTF)[3] , которые могут
выделяться из состава НАТО
в качестве «отделимых, но не
отдельных сил» для операций,
осуществляемых европейскими участниками
альянса без участия США.
Предусматривается
более широкое использование
многонациональных формирований, образуемых
участниками НАТО из числа европейских
стран.
4. Взят курс на
установление широких контактов
и активное развитие кооперативного
взаимодействия со странами, не
входящими в НАТО. В 1991 г. создан
Совет Североатлантического сотрудничества
(ССАС), консультативный форум, включивший
в свой состав, наряду с государствами
НАТО, бывшие социалистические страны,
а затем и государства, возникшие
на территории распавшегося СССР.
Впоследствии «партнерами» НАТО
стали также несколько нейтральных
стран, и общее число участников
этой консультативной структуры
достигло 44; в 1997 г. она была
формально заменена Советом евро-атлантического
партнерства (СЕАП), который должен
был стать инструментом совместного
обращения стран НАТО и их
партнеров к проблемам европейской
безопасности. В 1994 г. инициирована
программа «Партнерство ради
мира» (ПРМ), приглашающая все
страны ОБСЕ к сотрудничеству
с НАТО на основе индивидуальных
проектов по таким вопросам, как
обеспечение транспарентности военного
планирования и военных расходов,
введение гражданского контроля над вооруженными
силами, осуществление совместного планирования,
обучения и боевой подготовки воинских
формирований для использования в целях
миротворчества, спасательных и гуманитарных
операций[4] .
5. Начиная с 1993
г. центральное место в дискуссиях
относительно НАТО занял вопрос
о возможности расширения альянса
и вступлении в него бывших
социалистических стран и стран
Балтии. В 1997 г. принято официальное
решение о предстоящем присоединении
к союзу Польши, Чехии и Венгрии,
которые стали полноправными
членами НАТО в 1999 г. Россия
вела активную политическую кампанию
против расширения НАТО, апеллируя
к необходимости не допустить
возникновения новых линий раздела
в Европе. Со стороны НАТО подчеркивалось,
что вступление в альянс новых
членов расширит зону стабильности
на континенте, будет сопровождаться
сдержанностью в распространении
военной инфраструктуры блока
на восток, и что одновременно
должно происходить интенсивное
наращивание связей с Россией.
Перспективы «второй волны» расширения
альянса достаточно проблематичны,
но официальная позиция НАТО
такую возможность предусматривает.