Опричнина и её итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Цели опричнины: стремление царя к единовластию; сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
Причины опричнины: противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати; неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны); борьба двух тенденций: централизации с одной стороны и децентрализации с другой; произошла сверхцентрализация государства; подчинение общества государству, а именно боярства, торгового люда, свободных крестьян, крестьян общинников.

Содержание

Введение.
1.Опричнина и опричный террор.
2.Опричнина в Александровой слободе.
3.Отмена опричнины и ее итоги.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Поход начался, как вдруг  царь отменил его, спешно покинул  армию и на перекладных помчался в Москву. Причиной внезапного отъезда  было известие о заговоре в земщине.

Во время похода в  Ливонию князь Владимир Андреевич Старицкий передал царю разговоры, которые вели в его присутствии недовольные бояре. Царь увидел в его словах непосредственную для себя угрозу, начало боярской крамолы, которой он боялся и давно ждал. Вероятно, показания князя Владимира не отличались большой определенностью и не могли служить достаточным основанием для обвинения Челяднина. Популярность конюшего в думе и столице была очень велика, и Иван решился отдать приказ о его казни только через год после "раскрытия" заговора.

Не располагая уликами против "заговорщиков", царь прибегнул к провокации. По его приказу князь Владимир посетил ничего не подозревавшего Челяднина и по-дружески попросил его составить списки лиц, на поддержку которых он может рассчитывать. В списки Челяднина записались 30 человек, старавшихся снискать расположение претендента на трон. Все происходило в строгой тайне, и никто не ждал беды.

Коварно " изобличив " недовольных, царь приступил к разгрому "заговора". Опричники начали с  того, что взыскали с конюшего огромную денежную контрибуцию и сослали его в Коломну. Многие его сообщники были тотчас же казнены. Начался трехлетний период кровавого опричного террора, вошедшего в историю как «опричный террор ».

Под тяжестью террора умолкли  московские летописи. Грозный затребовал к себе в слободу текущие летописные записи и черновики и, по видимому, больше не вернул их Посольскому приказу. Опричнина положила конец культурной традиции, имевшей многовековую историю. Следы русского летописания затерялись в опричной Александровской слободе.

Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп посетил царя и долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности увещаний, он выждал момент, когда царь со всей своей свитой явился на богослужение в кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Это нарушило благочиние церковной службы и имело неблагоприятный для Грозного исход. На другой день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица.

Открытый раздор с главой церкви ставил Грозного в исключительно  трудное положение. Он вынужден был  удалиться в слободу и заняться там подготовкой суда над Филиппом. Опричные власти поспешили вызвать  из Новгорода преданного царю архиепископа Пимена, а затем направили в Соловки особую следственную комиссию, состоявшую из опричников и духовных лиц.

Комиссия произвела розыск о  жизни Филиппа в Соловецком монастыре  и с помощью угроз и подкупа  принудила нескольких монахов выступить  с показаниями, порочившими их бывшего игумена. Вернувшись с Соловков, следственная комиссия представила боярам материалы о порочной жизни митрополита. К тому времени оппозиция в думе была обезглавлена террором, и никто не осмелился высказать вслух своих сомнений. Послушно следуя воле царя, земская боярская дума вынесла решение о суде над главою церкви. Чтобы запугать Филиппа, царь послал ему в монастырь зашитую в мешок голову его троюродного брата М.И.Колычева. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Филипп принужден был служить службу после того, как соборный суд вынес ему приговор. В середине службы в Успенский собор ворвались опричники. С Колычева содрали клобук и мантию, бросили его в простые сани и увезли его в Богоявленский монастырь.

Признанный виновным в "скаредных  делах", Колычев подлежал вечному  заточению в монастырской тюрьме. Смолкли голоса недовольных в  земщине. Не только заговорщиков, но и  заподозренных в сочувствии им постигла суровая кара. Прошел год, и усиливавшийся террор поглотил не только противников опричнины, но и тех, кто стоял у ее колыбели.

В начале 1569 г. тщательно наблюдая за положением дел в стране, Грозный  повсюду видел признаки надвигающейся  беды. К этому времени Иван IV вознамерился покончить раз и навсегда с опасностью мятежа со стороны брата.

Опричники задались целью доказать, будто князь Владимир Андреевич  Старицкий замыслил отравить царя и  всю его семью. Они арестовали дворцового повара и обвинили его  в преступном сговоре с братом царя. При поваре "найден" был порошок, объявленный ядом, и крупная сумма денег, якобы переданная ему Владимиром Андреевичем.

В те же самые дни лагерь Владимира  Андреевича был внезапно окружен  опричными войсками. Князь был  доставлен в слободу к царю, где после очной ставки с дворцовым поваром и короткого разбирательства "дела" он был осужден на смерть. Из родственного лицемерия царь принудил брата к самоубийству .

Продолжением опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. Разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду.

8 января 1570 г. царь прибыл в  древний город. В городе прошли  повальные аресты. Опричники увезли  арестованных в царский лагерь  на Городище. Суд над главными новгородскими "заговорщиками" на Городище явился центральным эпизодом всего новгородского похода. Опричные следователи и судьи действовали ускоренными методами, но и при этом они не могли допросить, подвергнуть пыткам, провести очные ставки, записать показания и, наконец, казнить несколько сот людей за две-три недели.

Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы. В опричную казну перешли бесценные сокровища Софийского дома. По данным новгородских летописей, опричники конфисковали казну также у 27 старейших монастырей.

Положение изменилось после окончания  суда и монастырского объезда. В эти дни опричники произвели форменное нападение на город. Они разграбили новгородский торг и поделили самое ценное из награбленного между собой. Простые товары, такие, как сало, воск, лен, они сваливали в большие кучи и сжигали. Ограблению подверглись не только торги, но и дома посадских людей. Опричники ломали ворота, выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.

Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял  свои замыслы

Опричные санкции против этих городов  преследовали две основные цели. Первая состояла в том, чтобы пополнить  опричную казну, а вторая - в том, чтобы терроризировать низшие слои городского населения, подавить в нем  все элементы недовольства, ослабить опасность народного возмущения. Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали само понятие опричнины синонимом произвола и беззакония.

Санкции против церкви и богатой  торговой верхушки Новгорода продиктованы были скорее всего корыстными интересами опричной казны. Не прекращавшаяся война и дорогостоящие опричные затеи требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста. Испытывая финансовую нужду, власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств - церкви. Но духовенство не желало поступаться своим имуществом.

Суд над митрополитом Филиппом нанес  сильнейший удар престижу церкви. Опричное правительство использовало это  обстоятельство, чтобы наложить руку на богатства новгородской церкви. Государев разгром нанес большой ущерб посадскому населению Новгорода, Пскова, Твери, Ладоги. Торговля Новгорода с западноевропейскими странами была подорвана на многие годы. Но санкции опричнины против посада носили скоротечный характер. Их целью было скорее устрашение, чем поголовное истребление населения.

 

 

 

 

 

 

 

2.Опричнина  в Александровой слободе.

Одним из самых драматичных событий в истории России XVI в. была опричнина, тесно связанная с небольшим поселением на территории бывшего Переславль-Залесского княжества Александровой слободе.

Полная драматизма история  Александровой слободы началась с 3 декабря 1564г. В государев опричный удел вошла значительная территория государств, в том числе дворцовая Гусевская волость Владимирского уезда, Аргуновская волость вокруг Александровой слободы, весь Суздальский уезд.

Предполагалось, что из взятых в опричнину территорий будут выселены те служилые люди, которым «не быти в опришнине», а земли их отойдут опричникам. Так появились в нашем крае сёла, названные именами своих опричных владельцев: Бельково, Бунаково, Годуново, Глинково, Отяево, Шуйское и др. (Александровский район). В свою очередь из опричных земель были высланы в Казань на поселение князья Ромодановские, Пожарские, Ковровы, Гундоровы, Кривобарские (из рода князей Стародубских).

Уже к осени 1565 г. в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд других учреждений. Внешней политикой ведал царь, но Посольский приказ оставался в земщине. И при том именно слобода была едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Сюда прибывали послы и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского (затем Речи Посполи-той), Дании, папского престола, иных государств. С 1568 г. в слободе располагалась царская книгописная палата и печатный двор. Постепенно слобода обрастала стрелецкими слободками, поселками иноземных наемников, слободками служилых людей по прибору, торгами. Из слободы шли указания о «переборе людишек», туда шли многочисленные обозы с едой, фуражом, всем необходимым, прибывали челобитчики.

Из Александровой слободы  отправилось опричное войско на Новгород. В палатах слободы происходили жутковатые пиры, описание которых оставили современники; в слободе погиб царевич Иван, смертельно раненный царем в приступе гнева. В Москву теперь Иван IV ездил «на невеликое время». Деревянные укрепления, воздвигнутые в свое время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом «от земли до стрельниц» (бойниц). Современники относили слободской кремль XVI в. к крупнейшим крепостям московской Руси.

В слободе умерла вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна.

В 1571 г. после страшного  пожара Москвы (в результате набега крымского хана ДевлетТирея) в Александрову слободу свозят две тысячи девиц, из которых царь выбрал шестнадцатилетнюю новгородскую дворянку Марфу Собакину. Иван IV обвенчался с ней в Троицком соборе Александровой слободы в октябре 1571 г. «Дружками» Марфы на свадьбе были Малюта Скуратов и Борис Годунов. Не прошло и двух недель, как Марфа Васильевна при таинственных обстоятельствах умерла.

Похоронили ее в Вознесенском монастыре в Москве. После этого  в Александровой слободе было еще четыре царицы - четыре жены царя, одна из которых, княжна Анна Васильчикова, так же, как в свое время Соломония Сабурова, была насильно пострижена в суздальский Покровский монастырь. В 1580 г. в том же Троицком соборе слободы на сестре Бориса Годунова Ирине женился второй сын Грозного, Федор.

Одна из тайн Александровой  слободы - знаменитая царская библиотека. Есть свидетельства о том, что  московские князья владели богатейшей библиотекой, в которой хранились древнейшие греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, возможно, ярлыки Батыя и других ханов. В один из приездов в Москву в 1566 г. царь лично просматривал в кремлевском архиве документы и часть из них забрал с собой в слободу. В древней описи царского архива значился 231 ящик с книгами и документами. При переезде в слободу Иван IV отобрал бумаги из 31 ящика. Предполагают, что это были летописи и грамоты, относящиеся к царской родословной, так как в это время Грозный настойчиво искал доказательства родства с римскими цезарями. После гибели сына в 1581 г. царь оставил слободу и больше в нее не возвращался. Возможно, что где-нибудь в тайнике осталась и царская библиотека.

В ноябре 1581 г. в царском  дворце в Александровой слободе  произошла ссора между Иваном IV и его сыном, наследником престола Иваном Ивановичем, в ходе которой царь ударил сына посохом, нанеся ему смертельную рану в висок. Современники по-разному объясняли причины этой ссоры. Предполагают, что Иван Грозный начал опасаться, что Иван Иванович пользуется большей популярностью, чем он сам, боярство может пожелать возвести на престол нового царя. Известно, что наследник престола собирался возглавить войско в войне с Речью По-сполитой и «учал говорити о выручении града Пскова». (Сам Грозный последние годы из-за болезни позвоночника не участвовал в походах.) Папский посланник иезуит Антонио Поссевино, прибывший в Москву уже после убийства, на основании слухов в столице записал, что царевич заступился перед отцом за свою беременную жену, которую Иван IV «поучил» палкой. Трудно сказать, какая из версий соответствует действительности. Ясно одно: царь не имел намерения убивать сына. По свидетельству современников, он едва не помешался от горя. В похоронной процессии царь сопровождал гроб сына в Архангельский собор в Москву; шел по дороге за санями, бился лбом о крышку гроба, рыдал и просил прощения у покойника, у его матери, у Бога.

После отъезда царя Александрова слобода утратила былое значение и славу. Постепенно переехали в  столицу «дворовые» люди, уехали печатники. Начала разрушаться крепость. Долгое время Александрова слобода ассоциировалась с опричниной, террором, казнями, напоминала о трагическом разделении общества, приведшем к ослаблению государства и послужившем одной из предпосылок начавшейся в XVII в. Смуты.

 

3.Отмена опричнины и ее итоги.

В итоге всех устрашающих мер  Ивана Грозного военная система  страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись  вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и  быть за это казненными. Опричное войско оказалась небоеспособным.

Информация о работе Опричнина и её итоги