Опричина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

Советские историки раскрыли классовую cущность опричнины, указывали её значение в укреплении военно-феодальной диктатуры,в подготовке акрепощений крестьян помещиками. Тем не менее "споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения ". До настоящего времени остается нерешенным и ряд конкретных моментов истории опричнины. В современной литературе о ней можно встретить буквально "полярные взаимо исключающие суждения по одному и тому же вопросу ".

Работа содержит 1 файл

история 25 страниц.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

ОПРИЧНИНA 
 
 

 Советские  историки раскрыли классовую  cущность опричнины, указывали  её значение в укреплении военно-феодальной  диктатуры,в подготовке акрепощений  крестьян помещиками. Тем не менее "споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения ". До настоящего времени остается нерешенным и ряд конкретных моментов истории опричнины. В современной литературе о ней можно встретить буквально "полярные взаимо исключающие суждения по одному и тому же вопросу ". Так, например А.А. Зимин называет события 1575 - 1576 годов, связанные с воцарением Симеона Бекбогдановича " антиоопричниной ", рассматривает их" как окончательный разгром опричнины". К аналогичным рассуждениям приходит и историк Хорошкевич А.А. в своих исторических трудах. Р.Г.Скрынников толкует те же события как вторую "опричнину ", видит в ней возрождение опричных порядков. Не решён вопрос и о том, была ли в 1972 году опричнина отменена или нет. Многочисленные расхождения, как в общих, так и в конкретных толкованиях истории, историк Д.Н. Альшиц в своем труде" Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия " объясняет" не в малой степени состоянием источниковой базы". Зимин А.А. :"Тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует". Специальное исследование сочинений Генриха Штадена показывают, что: Во-первых, Штаден никогда не служил в опричнине, Во-вторых, его свидетельство об отмене опричнины не заслуживает никакого доверия". В 1575 году опричнина была переименована в "двор" и как свидетельство этому является тот факт, что РГ Скрынников в своём труде прямо упоминает об этом: "Дворовое правительство продолжало функционировать до конца жизни Ивана Грозного"10 Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том , какими методами будет вестись борьба . Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата , а также особенности характера царя , бывшего, по видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван Грозный расправился с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами. 

 1.УКАЗ ОБ ОПРИЧНИНЕ. 

 В обстановке  внешнеполитических неудач 60-тых г XVI в. соратники царя настоятельно советовали установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве" и одно крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе". Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно  необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю" совету крупных феодалов ", он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал "вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения."

 Отречению  Грозного предшествовали события  самого драматического свойства. Вначале декабря 1564 г. царская  семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV" посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них". К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После  окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли" сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного". Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и "в недоумении и во унынии быша, такому государскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо куды бяша". Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том, "от великие жалости сердца " он оставил свое

государство и  решил поселиться там, где " его, государя, бог наставит ". Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, "чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никторые нет". Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он, не стесняясь говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу "изменниками-боярами".

  Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты "от рук сильных" и готовы сами " отребить" всех государевых изменников ".

  Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но "вынужденна была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством". Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена. Затем в слободу были допущены руководители думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев и править государством как ему "годно".

  Ответная речь царя подробно изложена в записках опричников-иностранцев Таубе и Крузе. Сам по себе этот источник не внушает большого доверия. Но в нем фигурируют многие сюжеты, присутствующие в подлинном послании царя Курбскому. Царь заявил боярам, что они и прежде пытались погубить славную династию и теперь ежечасно готовы сделать это. В словах Ивана можно усмотреть прямой намек на заговоры в пользу Старицких. Как и в письме, Курбскому, царь охотнее всего касался таких тем, как "беззаконное боярское правление в годы его детства". В слободе Иван IV выдвинул новые обвинения против бояр. Он заявил, будто после смерти отца бояре хотели лишить его законных прав и сделать своим государем выходца из рода князей Горбатых-Шуйских. И этих людей он ежедневно вынужден видеть в числе тех, кто причастен к правлению. Свою гневную речь Грозный заключил словами о том, что "изменники извели его жену и стремятся уничтожить его самого, но бог воспротивился этому и раскрыл их козни. Теперь он, царь, обязан принять меры, чтобы предупредить надвигающееся несчастье". Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили покорным согласием для выработки соглашения с думой царь оставил в слободе нескольких бояр, а остальных в тот же день отослал в столицу. На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опришнину" с двором, армией и территорией. Далее он заявил о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий-права без совета с думой "опаляться" на "непослушных" бояр, казнить их и отбирать в казну "животы" и "статки" опальных. При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом, как ни парадоксально, заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины.

  Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа. Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве. Организованная по типу удельного княжества "опришнина" находилась в личном владении царя. Управляла опричниной особая Боярская дума. Формально ее возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но "фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы" (бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов) и их друзья (Вяземский и Зайцев).

 В состав  опричного "удела" вошло  несколько крупных дворцовых  волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды (Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина) с богатыми торговыми городами. Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала "важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины". 

2.ОПРИЧНАЯ  ГРОЗА. 

 Царь забрал  в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды , а также около десятка других совсем мелких. Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал" разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не

 молчать обо  всем дурном, что он узнает". Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Они привязывали к поясу у колчана некое подобие метлы, что символизировало стремление "вымести" из страны измену.

 Опричная  тысяча была создана как привилегированная  личная гвардия царя. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные "оклады", для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу.

  В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына и его тестя -

 П.П. Головина. Грозный недаром исправлял официальную историю своего царствования. Летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных приверженцев Старицких. Но репрессии опричников в отношении них носили умеренный характер. Боярин князь И.А.Куракин и боярин князь Д.И. Немой-Оболенский, которых летописные приписки изображали руководителями заговора в пользу Старицких,  были пострижены в монахи и заточены в монастырь. Разжалованный боярин князь С.В.Ростовский, некогда приговоренный к смертной казни, был схвачен на воеводстве в Нижнем Новгороде и убит. Голову убитого опричники привезли в Москву царю. Жертвами опричнины стали еще два знатных дворян, не входивших ранее в думу: брат убитого ранее боярина Юрия Кашина князь Иван и князь Дмитрий Шевырев.

  Очевидцы первых дней опричнины Таубе и Крузе отметили, что царские опричники форменным образом терроризировали обитателей княжеских гнезд. Опальных княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку опальным запрещалось брать с собой что-либо из имущества, некоторые принуждены были кормиться в пути подаянием.

 Власти не  пожелали обременять себя заботами о содержании ссыльных и по этой причине решили наделить их землями в местах поселения на восточной окраине. Присланный из Москвы окольничий Н.В.Борисов произвел в 1565-1566 гг. описание всех наличных земель Казанского края, включая земли татарские, чувашские, мордовские и земли дворца. Распределением поместий ведала местная администрация, во главе которой Грозный поставил самых знатных и влиятельных лиц из числа ссыльных. Таким образом, вопросами о распределении казанских поместий занимались сами ссыльные. Несмотря на то, что для устройства опальных дворян были использованы земли Казанского и Свияжского уездов, "казанской землицы" не хватало для сколь-нибудь сносного обеспечения поселенцев. Главные воеводы Казанского края опальные бояре князья П.А.Куракин и А.И.Котырев-Ростовский при поместном "окладе" в 1000 четвертей пашни смогли получить не более 120-130 четвертей пашни и перелога. Прочие княжата должны были довольствоваться еще более меньшими поместьям. Некоторые дворяне были "испомещены всем родом" князей Гагариных получили одно крохотное поместье на всех. Источники дают основание заключить, что ссыльные дворяне получали казанские поместья взамен старых земельных владений, а не в дополнение к ним. Авторы официальной летописи определенно указывали на то, что ссылка дворян в Казанский край сопровождалась конфискацией их имущества". А дворяне и дети боярские, - писал летописец, - которые дошли до государские опалы, и на тех (царь) опалу свою клал и животы их имал на себя". Достоверность летописного известия подтверждают подлинные приказные документы тех лет. Согласно данным официальной летописи, при учреждении опричнины были публично казнены пятеро. По размаху эти репрессии никак не соответствовали военным приготовлениям опричнины. Сколь бы влиятельными ни были казненные люди, царь мог уничтожить их без разделения государства и учреждения опричной гвардии. Факты, относящиеся к казанской ссылке, позволяют объяснить парадокс. Особая вооруженная сила понадобилась царю в тот момент, когда он замыслил осуществить широкую конфискацию княжеских земель. Власти прекрасно сознавали, что незаконное с точки зрения традиций отчуждение вотчин без суда, без всякой провинности со стороны землевладельцев вызовет сильнейшее негодование, и готовились подавить протии воздействие знати вооруженной рукой. Опричные репрессии имели свои исторические корни. По мере дробления древней Ростово-Суздальской земли местная династия положила начало суздальскому, московскому, ростовскому, ярославскому и стародубскому княжеским домам. Возвышение Москвы и объединение земель привели суздальскую знать на московскую службу. Покинув " великие княжения " и уделы, князья собрались в Москве, чтобы совместно управлять Русской землей. Младшая "братия" московских государей, полная зависти к правящей династии, плотной стеной окружила трон. Монархия стала пленницей аристократии. Старина надежно ограждала привилегии знати,поэтому начавшаяся в XVI в. перестройка системы управления неизбежно наталкивалась на ее сопротивление. Продворянские реформы 50-х годов не могли подорвать влияние суздальской знати. При Адашеве четыре суздальские княжеские фамилии (Шуйские, Ростовские, Ярославские, Стародубские) оказывали всестороннее влияние на политическое руководство страной. Они имели наибольшее представительство в Боярской думе (17 бояр и окольничьих) и в большом числе служили в составе "государева двора"(265 князей). Суздальские князья сидели крупными гнездами на территории некогда принадлежавших им великих и удельных княжеств и продолжали владеть крупными земельными богатствами. В отличие от немногочисленных удельных князей преимущественно литовского происхождения коренная суздальская знать располагала прочными связями с дворянством.

Информация о работе Опричина