Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 15:50, контрольная работа
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:
А. «Панегиристы» (панегирики Петру возникли еще при его жизни)
Б. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни)
В. «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).
Введение 3
1. Общая оценка личности и деятельности ПЕТРА I 5
Панегиристы
5
1.2 Обличители 8
1.3 Объективисты 11
2. Оценка реформ ПЕТРА I 15
2.1 Панегиристы 15
2.2 Обличители 17
2.3 Объективисты 19
3. Значение деятельности ЦАРЯ ПЕТРА I 21
3.1 Панегиристы 21
3.2 Обличители 22
3.3 Объективисты 23
Заключение 25
Список используемых источников 26
Академия труда и социальных отношений
Курганский филиал
(Финансовый
факультет)
по дисциплине: «Отечественная история»
на тему: «Оценка деятельности и личности Петра Великого»
Преподаватель
д.и.н., профессор
В.В.Менщиков
Содержание
Введение | 3 |
1. Общая оценка личности и деятельности ПЕТРА I | 5 |
|
5 |
1.2 Обличители | 8 |
1.3 Объективисты | 11 |
2. Оценка реформ ПЕТРА I | 15 |
2.1 Панегиристы | 15 |
2.2 Обличители | 17 |
2.3 Объективисты | 19 |
3. Значение деятельности ЦАРЯ ПЕТРА I | 21 |
3.1 Панегиристы | 21 |
3.2 Обличители | 22 |
3.3 Объективисты | 23 |
Заключение | 25 |
Список используемых источников | 26 |
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:
А. «Панегиристы» (панегирики Петру возникли еще при его жизни)
Б. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни)
В. «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).
Тем не
менее, личность и деятельность Петра
I постоянно находится в центре общественного
внимания. В одной из отечественных дореволюционных
работ, был отмечен характерный научный
парадокс: с одной стороны, «эпоха Петра
Великого давно уже стала достоянием прошлого»,
но, с другой — «мы как будто все еще стоим
под обаянием этого времени, как будто
все еще не пережили этой тревожной, лихорадочной
поры и не в силах отнестись к ней вполне
объективно». Причины такой ситуации виделись
в том, что «великий император ребром поставил
вопросы, которых мы и до сих пор окончательно
не решили…» (Е.Ф. Шмурло). Это отразилось
и на литературе, посвященной петровским
преобразованиям, которая «скорее напоминает
судебные речи в защиту или в обвинение
подсудимого, чем спокойный анализ научной
исторической критики». А согласно несколько
ироническому отзыву В.О. Ключевского,
«часто даже вся философия нашей истории
сводилась к оценке петровской реформы:
посредством некоторого, как бы сказать,
ученого ракурса весь смысл русской истории
сжимался в один вопрос о значении деятельности
Петра, об отношении преобразованной им
новой России к древней».
1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I
1.1 ПАНЕГИРИСТЫ
Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.
В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.
Многим
современникам импонировала простота
царя, его неприхотливость, умение, напрягая
волю, физические и нравственные силы,
преодолевать препятствия. Современников
поражало то, что царь, как простой бомбардир
участвовал в осаде Азова, а во время торжественного
шествия в Москве по поводу взятия Азова,
шагал в общей колоне с протазаном на плече.
Его отец, Алексей Михайлович, никогда
не покидал собственные покои без сопровождающей
его свиты. А Петр Алексеевич не гнушался
ездить в двуколке без свиты и охраны.
Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году
Петр не возглавил Великое посольство,
а отправился в заграничный вояж одним
из членов этого посольства, да еще и под
чужим именем — Петр Михайлов. Но еще более
обескуражило современников то, что заграницей
царь, приобретя экипировку простого плотника,
сам усердно трудился над сооружением
корабля, учился этому мастерству и даже
получил диплом кораблестроителя.
Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.
Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).
Петр, в
отличие от своих предшественников
и ближайших преемников, не ограничивал
свои обязанности актом
Свидетельства иностранцев:
Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».
Итальянский певец Филиппо Балтари: «Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте ноги мне показались тонкими, голова у него часто конвульсивно дергалась вправо».
Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Нарвский
пастор Симон Дитрих
Геркенс: «Обыкновенно его величество
видят в такой простой одежде, что тот,
кто его не знает, ни за что бы не признал
в нем столь великого монарха… Следует,
кроме того, признать, что его величество
благочестив и от природы добр и милостив.
Говорят также, будто его величество желал
бы по-доброму реформировать и улучшить
русское вероисповедание, как он уже для
людей, переходящих в русскую веру, отменил
в обряде крещения погружение в воду, прежде
требуемое. Кроме того, он разрешил не
соблюдать в своей армии принятые у русских
долгие и строгие посты, во время которых
им совсем нельзя есть мясо…»
1.2 ОБЛИЧИТЕЛИ
Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Его показная простота, одежда, поведение, манера общения — всё это было заимствованным, чужим, противоречащим национальным и религиозным традициям России. Но всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского.
Его личная жизнь и поведение не может вызывать ничего, кроме осуждения. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. Петр отличался распутством, для него узы брака ничего не значили, у него было множество любовниц. Распутство, поощряемое царем, господствовало и при императорском дворе. Ужасно то, что Петр даже не скрывал своих низменных страстей, наоборот, всячески демонстрировал их публично. Тем самым Петр разрушал в глазах подданных образ православного русского царя, создававшийся столетиями. А, значит, Петр собственным поведением дал начало процессу разрушения нравственных основ российской государственности.
При Петре происходит десакрализация как персоны царя, так и идеи власти и самой государственной власти. В отличие от предшественников на русском престоле, Петр не поставил перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Следовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. Ушли в прошлое пышные церемониальные церковные шествия государя с участием множества церковных и светских чинов. А это значит, что обращения царя к Богу перестали быть публичными молитвами православного государя за свой православный народ. Царь Петр прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти.
Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Уничтожение самостоятельности Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.
Информация о работе Оценка деятельности и личности Петра Великого