Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 09:56, реферат
В первой четверти XVIII в. верховная власть России, задумав подчинить церковь государству, взяла под свой контроль и школьное обучение детей духовенства. Указом Петра I (1708) предписывалось всем поповым и дьяконским детям «учиться в школах греческой и латинских», не желающих обучаться в них – устранять от посвящения и определения в гражданскую службу. Единственным выходом для них объявлялась воинская повинность [см.: ПСЗ, т. 4, № 2186].
Можно предположить,
что новички были привлечены в
школу в октябре – ноябре 1722
г., когда Татищев с де Генниным прибыли
из Москвы и почти два месяца осматривали
рудные месторождения – искали место
для строительства медеплавильных заводов
в Кунгурском и Соликамском уездах. Обратим
внимание, что все они церковничьи дети.
Думается, не без участия Татищева попал
в кунгурскую казенную школу и «поповской
сын Парфен»: наверняка, Татищев имел встречу
со Строгановыми или с отцом этого Парфена
и убедил отдать подростка учиться математике,
так как ни одной другой казенной школы
в уезде не существовало.
Согласно ведомостям, в школу не только прибывали новички, но и выбывали пришедшие в ходе первого и второго набора. Сначала ушел сын бывшего подьячего Лев Костромин: в январе 1721 г. он был «приобщен в посад», т. е. записан в подушные книги в ходе первой ревизии [см.: РГАДА, ф. 271, оп. 1, д. 620, л. 210]. В ведомости за март 1723 г. уже отсутствовали имена и фамилии всех пяти детей, зачисленных в школу «по росписи» из сел Кунгурского уезда в результате первого набора (сыновья трех попов, дьячка и пономаря). Поскольку четверо из них поначалу учились писать, можно было бы предположить, что их отчислили как не подающих надежд к обучению математике, но в ведомости за март 1722 г. трое уже учили математику, причем двое дошли до умножения, т. е. обучались довольно быстро. Двое же и в 1723 г. числились в «письме» и в отпуске по болезни, из-за чего, видимо, в школу они и не вернулись. Покинули школу и учившиеся по желанию отцов сын урядника
Я. Шмаков и сын
посадского А. Феденев: в марте 1722 г.
они практиковались в умножении
и делении, и, по-видимому, их отцы, решив,
что полученного объема знаний вполне
достаточно для жизни, забрали детей.
В 1723 г. учащиеся
школы уже начали распределяться
к делам. В марте Берглин по
требованию де Геннина отправил на
Екатеринбургский завод двух учеников
из церковничьих детей, «которые старее
и в науке больше»,– Антона Пестерева
и Ефима Казакова [см.: ГАСО, ф. 24, оп. 1, д.
22, л. 354]. Часть учеников использовалась
временно у дел, продолжая числиться в
списках школьников. Так, приходно-расходные
ведомости денежной казны Егошихинского
завода за 1723 г. фиксируют выплату денег
с мая 1723 г. бывшим «у переклички работных
людей» О. Хлопину – по октябрь, Л. Попову
– по декабрь; в мае – декабре 1723 г. выплачивались
деньги С. Романову, И. Батрунову; на Мулинском
руднике числился школьник у записок с
июня по октябрь [см.: Там же, д. 28, л. 81 об.
– 82, 511].
В ведомостях за
1724 г. Л. Попов упомянут «за пищиков
в канцелярии у письма» (т. е. писал
документы в Кунгурской горных дел
канцелярии) с января по сентябрь, как
и О. Хлопин. В конце 1724 г. Хлопин был направлен
в плавильню Егошихинского завода как
писчик, И. Батрунов и С. Романов трудились
там уже восемь месяцев. Один из школьников
в течение трех месяцев вел записи при
добыче руды для плавильных печей Пыскорского
завода [см.: Там же, л. 90, 93, 245].
Берглин был
обеспокоен, что в школе «малолюдство»:
когда ученики, набранные в школу,
к делам распределятся, то «здесь
учении не будет, понеже из своей воли
во учение нихто не пришел». Берглин
предложил взять в школу детей посадских
жителей Кунгура и попросил у Геннина
разрешения на это [см.: Там же, д. 22, л. 354
об.]. Но дети посадских людей не могли
заинтересовать горное начальство: они
находились в ведении воеводы, платили
подушную подать, поэтому горные власти
не могли распределять их к заводским
делам.
В июне 1723 г. Татищев,
еще находясь под следствием, был
отправлен В. И. Генниным в Кунгур
и на Егошиху «для строения завода»,
а также в Соль-Камскую «для
строения новых плавилен и до Верхотурья».
В этой поездке он пробыл до 4 октября [Там
же, оп. 12, д. 1636а, л. 21 об.]. Как и во время
поездки 1722 г., Татищев особое внимание
уделил арифметической школе и попытался
пополнить ее знающими грамоту церковничьими
детьми.
В делах ГАСО
нами были обнаружены и опубликованы тексты
двух писем Татищева, направленных архиерею
Вятскому и Великопермскому Алексию и
кунгурскому протопопу Иоанну Антониеву.
Как сообщал Татищев архиерею, сначала
он «…посылал к протопопу и учрежденному
инквизитору салдата, словесно требовал
от них как их детей, так и протчих, которые
к службе церковной не определены, дабы
явили их к смотру для определения малолетных
в школы, а возрастных к делам, пристойным
во услугу е. в., понеже здесь во многих
е.в. нуждных делех за недостатком письмо
умеющих великия непорядки и в делех безполезныя
медления происходят. Но получил от них
отказ» [Василий Никитич Татищев, 1990, 68].
Тогда Татищев 18
июня 1723 г. отправил полное возмущения
письмо протопопу, в котором обвинил
его в непослушании указу Берг-коллегии
1721 г. и распоряжению вятского воеводы
об отдаче детей духовного ведомства в
кунгурскую школу: «Ты же и другие некоторые
церковники, яко обыкли не токмо указам
коллегии, но и святейшаго правительствующаго
Синода преслушаться, детей своих не отдали
и ныне посланным не отдаете и отказываете
с нечестием». Татищев потребовал от протопопа
«сего дня» прислать детей, угрожая, что
в противном случае донесет о его недостойном
поведении начальнику заводов де Геннину,
а тот – царю. Татищев был уверен в правильности
своих действий, он обращается к протопопу
как к лицу, подчиненному горному начальству:
«И о сем извольте мне сего числа ответствовать
письменно» [см.: Там же, 1990, 66–67].
Текст письма убедительно
свидетельствует, что Татищев и
в 1723 г., после выхода законодательных
актов об обучении детей церковнослужителей
в школах духовного ведомства, продолжал
рассматривать более ранний указ Берг-коллегии
как действующий. Более того, и Духовный
регламент он трактовал как доказательство
своей правоты, считая, что дети духовенства
должны учиться: «А ежели вы мните, что
без указа от Синода учинить не смеете,
и в том вас ясно обличает Духовный устав
о учинении училищ, подписанный Синодом
и выше. Однако ж, хотя б того и не было,
но ты, где хочешь не токмо неповеленное,
но и весьма от Синода запрещенное делаете
без опасения, исполняя свою корысть»
[Там же].
В записной книге
входящих и исходящих дел Исетских
заводов (будущего Екатеринбургского
завода) за 8 июля 1723 г. зарегистрирована
копия письма Татищева протопопу, «при
том же от протопопа с ведении копия» [ГАСО,
ф. 24, оп. 12, д. 1636а, л. 38 об.], т. е. протопоп
ответил Татищеву, а Татищев уведомил
об этом начальника заводов Геннина —
отправил ему копии своего письма и ответа
протопопа. В. И. Геннин занял правильную
позицию, посоветовав Татищеву жаловаться
архиерею.
Перед отъездом
из Кунгура 29 сентября 1723 г. Татищев
отправил письмо епископу Вятскому и
Великопермскому [см. об этом: Василий
Никитич Татищев…, 67–69]. Накануне он
узнал от Геннина, что следствие
закончено, он оправдан и допущен Петром
I к делам [см.: Геннин, 1995, 113]. Изменение
положения Татищева сказалось на содержании
письма: оно написано в довольно резких
тонах и полно сарказма. Татищев жаловался
на кунгурского инквизитора И. Веселкова,
который, вопреки повелению Синода, не
уничтожил старообрядческую часовню в
городе, «верх сломал, однако ж иконы не
вынесены, и по вся недели ходил сам во
оную для сребролюбия своего молебствовать…».
Из письма становится ясно, как мотивировал
кунгурский протопоп неотдачу части детей
в горно-заводскую школу: «ответ, которой
и малым рабятам в смех, бутто они имели
в 1720-м году вашего преосв[ященства] указ
о высылке детей их на Вятку, и оные за
распутием не послали, а ныне посылают.
И по тому видно: явная отговорка и нехотение
– бутто в три годы не имели они добраго
пути к езде!».
Заметим, Татищев
возмущался нежеланием духовенства
учить детей не только в горно-заводских,
но и в духовных школах и уже
не требовал отдачи детей именно в
кунгурскую школу: «…доношу, дабы вы соблаговолили
к пресечению таких противностей свой
труд приложить, а об отдаче церковных
служителей детей их в школу прислать
к кому надлежит указ, понеже о сочинении
школ правительствующий Синод, веледушно
прилежа, указами во все епархии и для
изъяснения от оных предлежащих польз
печатными книгами объявили, которое вашему
преосв[ященству] не без известно».
По сути, Татищев
указывал духовному чину на то, что
его предписания, как и предписания
самого Синода, в Кунгурском уезде
не исполняются, и поскольку сам епископ
подтвердительных указов на места об обучении
детей после 1720 г., видимо, не рассылал,
то Татищев ему невольно о выполнении
долга напомнил. Не получилось у него с
привлечением детей церковничьих в кунгурскую
школу, так пусть епископ побеспокоится
и заберет их в школу архиерейскую на Вятку
– так, на наш взгляд, рассуждал Татищев.
Заметим, новый
начальник заводов В. И. Геннин, в
отличие от Татищева, во время поездки
на Егошихинский завод и в Кунгур
в ноябре–декабре 1723 г. не интересовался
деятельностью кунгурской школы: ни одной
записи об этом нет в его дневальной книге,
лишь указ о смене учителя в связи с производственной
необходимостью [см.: ГАСО, ф. 24, оп. 1, д.
19, л. 100–107].
По-видимому, глава
Вятской епархии на письмо Татищева
отреагировал: 10 ноября 1723 г. в книге входящих
и исходящих дел Исетских заводов записано:
«Доношение с Кунгура от протопопа Иоанна
Антониева, чтоб из школы кунгурской поповских
и церковных причетниковых детей, которые
обучаются в школе, прислать на Кунгур
в святительской двор для отсылки в Хлынов
в архиерейской приказ» [Там же, оп. 12, д.
1636а, л. 132 об.]. Письмо Татищева сработало:
духовные власти решили забрать в архиерейскую
школу не только остававшихся вне учения
детей из домов их отцов, но и обучавшихся
в горно-заводской школе. Они начали борьбу
за возврат детей из духовного сословия
под свое крыло, тем более что и действующее
законодательство было на их стороне.
Но горное ведомство
не собиралось расставаться с обученными
за счет уральских заводов церковно-служительскими
детьми. На доношении протопопа де Геннин
сделал помету: «по сему доношению писать
в Берг-коллегию и послать копию, повелят
ли их [детей] отдать, а в Кунгур капитану
Татищеву взять с собою ведомость». Татищев,
уезжая в столицу, должен был задержаться
по делам в Кунгуре, проконтролировать
ход строительства Егошихинского завода,
ему, видимо, поручалось также сверить
с ведомостью наличный состав учеников,
продолжавших обучаться в кунгурской
школе. Поскольку с Татищевым отправлялась
в Берг-коллегию и копия с доношения протопопа,
ясно, что решение вопроса об обучаемых
в кунгурской школе церковничьих детях
отдавалось на усмотрение центрального
органа управления горно-заводской промышленностью.
В Берг-коллегии
хорошо понимали, что права духовного
ведомства на своих людей закреплены рядом
законодательных норм и им нельзя противоречить.
Вероятно, поэтому при рассмотрении доношения
Геннина от 18 ноября 1723 г., состоящего из
ряда пунктов, по вопросу об обучении церковничьих
детей в горно-заводских школах члены
коллегии никакого решения не приняли
[см.: РГАДА, ф. 271, оп. 1, д. 751, л. 182]. Правда,
в ноябре 1726 г. в обер-бергамте заслушивался
указ Берг-коллегии, разрешавший принимать
к горным делам для обучения «охотою»
вольных людей из дворцовых крестьян,
купечества и церковничьих детей [см.:
ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 194, л. 402 об.].
В феврале 1724 г.,
рассматривая штаты уральских заводов,
Берг-коллегия предложила слить кунгурскую
школу с Екатеринбургской арифметической,
установить общее число учащихся
на жалованье в школах до 100 человек [см.:
РГАДА, ф. 271, оп. 1, д. 758, л. 17 об., 21 об.]. В июне
1725 г. это предписание коллегии о слиянии
школ было претворено в жизнь. Согласно
присланному доношению капитана Берглина
и реестру учеников кунгурской школы,
в ней числилось 14 человек, причем пятеро
новеньких, в списках 1723 г. не фигурировавших,
социальное происхождение которых осталось
неизвестным [см.: ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 52, л.
448–449 об.]. Можно лишь предположить, что
они попали в школу в результате усилий
Татищева в ноябре 1723 г.
С учителем шихтмейстером
Одинцовым прибыло в
В августе 1725 г.
явилось трое болевших, младший сын
попа П. Веселков, пономаря – Ф. Розмахнин
и новенький – И. Яковлев. Сын
попа И. Бочкарев прибыл по выздоровлении
лишь в октябре 1725 г. Обер-бергамт потребовал
прислать еще двух детей попов – беглого
Ф. Демакова и болевшего И. Веселкова [см.:
Там же, ф. 38, оп. 1, д. 4, л. 140, 169; ф. 24, оп. 1,
д. 52, л. 453]. Таким образом, можно считать,
что горно-заводские власти и в середине
20-х гг. XVIII в. не отказались от использования
детей духовенства, прошедших курс обучения
в горно-заводских школах, в интересах
своего ведомства, продолжали учить их
в Екатеринбургской школе.
Дети духовенства
с 1721 г. по инициативе Татищева начали
привлекаться наряду с детьми мастеровых
и в первые словесные школы, открытые при
Уктусском и Алапаевском заводах, в Уктусскую
арифметическую. Это была территория,
непосредственно подведомственная горному
начальству со всем ее населением. Служителей
культа в церквах заводских поселков,
в селениях приписных к заводам слобод
Татищев рассматривал как составную часть
горнозаводского населения и считал возможным
использовать их в интересах своего ведомства,
в том числе привлекать для обучения в
горно-заводские школы.
На протяжении
1721 г. Татищев вынес ряд предписаний,
касавшихся как сбора церковничьих
детей в школы вместе с детьми
подьячих и мастеровых, так и обучения
детей в школах на дьячков. Поскольку
Генеральным регламентом
Информация о работе Обучение детей духовенства в горно-заводских школах Урала в 20-е гг. XVIII в