Общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII-XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

В начале XII века после смерти Мстислава Великого, сумевшего ещё некоторое время после кончины своего отца, Владимира Мономаха, удерживать целостность Киевской Руси, государство это было разделено между его сыновьями и внуками и перестало существовать как единая держава Рюриковичей. К началу XIII века из него выделились и обособились 15 удельных земель. Так началась феодальная раздробленность Киевской Руси.
Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной системы организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Политические изменения Руси в период феодальной раздробленности…………………………………………………………………..4
1.1. Формирование новых политических центров на Руси в XII-XV века…………………………………………………………………………………4
1.2. Изменение политического строя на Руси в период феодальной раздробленности…………………………………………………………………..6
2. Особенности политического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики…………………………..11
2.1. Политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества………….11
2.2. Галицко-Волынское княжество…………………………………………….15
2.3.Политический строй Новгородской республики………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы.......................................................................24

Работа содержит 1 файл

Реферат по отечественной истории.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Параллельно складывались и формы  древнерусской феодальной иерархии, характерной для всех стран в периоды феодальной раздробленности. Эти формы во многом отличались от "классических" западноевропейских: в основе вассалитета здесь лежало не столько условное земельное держание, сколько подчинение "младших" князей "старшим" по силе и могуществу, а бояр — великому князю и князьям в каждом княжестве. В XII в. в отдельных княжествах на землю сажается часть дружины и слуг княжеского "двора", составившие основу будущего слоя дворян и "детей боярских", т.е. низшее звено феодальной иерархии. Структура ее оставалась, однако, менее четкой и многоступенчатой, чем в Западной Европе. На этом более высоком уровне феодализации политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерной и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель, местных бояр, городов, дворян. Вместе с тем она делала Русь более уязвимой для внешних врагов. Боярство формировалось из верхушки княжеской дружины, в меньшей степени местной знати, и делилось на "столичное" (великокняжеское) и "провинциальное" (областное). Роль боярства была неодинакова в разных древнерусских землях. Наиболее значительна она была в Новгороде, Галицко-Волынской Руси.

Увеличение производительности труда  повысило ценность земли и крестьянского  труда, усилило борьбу феодалов за землю и за закабаление крестьян. В XII—XIII вв. феодальная знать и князья «грабят» общинные и осваивают пустующие территории, захватывают их друг у друга, ведут между собой жестокие феодальные войны. Растут крупные вотчины. Феодальное хозяйство было в своей основе натуральным, экономические связи между отдельными вотчинами слабыми. Это предопределяло известную самостоятельность вотчин как в экономическом, так и в политическом отношениях.

Собственник земли имел и политические права в отношении жителей принадлежащей ему территории. Иммунитеты появились и в Галиче, и во Владимире, и даже в Рязани. В XII—XIII вв. вполне оформляется система вассалитета-сюзеренитета. Господствующий класс, державший в своих руках власть, во всех феодальных княжествах, независимо от местных особенностей, представлял собой так называемую феодальную лестницу, иерархическую организацию вассалитета-сюзеренитета, которая возглавлялась верховным «сюзереном» — великим князем. Бояре, являвшиеся вассалами последнего, имели в свою очередь своих вассалов.

Великий князь считался носителем  высшей власти и верховным собственником  земли княжества. Он «жаловал» вотчины  и иммунитетные грамоты своим  вассалам и должен был защищать их. Вассалы обязаны были нести службу в пользу великого князя, главным образом, военную. Бояре и «вольные слуги» пользовались правом «отъезда», то есть могли перейти от одного князя к другому. Мелкие феодалы — «слуги под дворским» (дворяне) таким правом не пользовались. Вся эта иерархия была «ассоциацией», направленной против порабощенного производящего класса, то есть против зависимого крестьянства. Именно иерархическая структура земельной собственности и связанная с ней система вооруженных дружин давали дворянству власть над крепостными4.

 

 

 

 

2. Особенности политического развития

Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики

 

2.1. Политическое развитие  Владимиро-Суздальского  княжества

 

Владимиро-Суздальское княжество  расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство. На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха — от Юрия Долгорукого (1125 —1157) вплоть до Даниила Московского (1276 — 1303) — носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения  Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту  — греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г. покинул митрополию в Киеве, в 1300 г. он уже окончательно перебрался во Владимир, Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита «всея Руси».

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское  княжество недолгое время сохраняло  единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 —1212) оно стало дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского (1252 — 1263) — Данииле — самостоятельным стало Московское княжество.

Экономическое состояние  Владимиро-Суздальского княжества  достигло своего расцвета во второй половине XII — начале XIII в. при великих князьях  Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй половине XII в., — Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах ко Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства.

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском  княжестве мало отличалась от киевской. Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов — так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин — «дворяне».

К господствующему  классу относилось также и духовенство. Духовенство во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей — Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, монголо-татары сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Согласно ханским ярлыкам гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

Владимиро-Суздальское княжество  представляло собой раннефеодальную  монархию с сильной великокняжеской  властью. Уже первый ростово-суздальский  князь — Юрий Долгорукий — характеризуется  как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, бежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а возвращается во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластца» Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский стол на протяжении XIII—XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига.

Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось  военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался Совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир — сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Местное управление было сосредоточено  в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей — в  сельской местности. Органы управления вершили и суд в подведомственных землях.

До перенесения митрополичьей  кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском  княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или  епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства  при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Монастыри часто основывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.

 

 

2.2. Галицко-Волынское  княжество

 

Формирование Галицкого княжества  началось во второй половине XI в. Этот процесс связан с деятельностью основателя Галицкой династии князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого.

Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Осмомысла (1153 — 1187), который давал решительный  отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. Со смертью его сына Владимира Ярославича династия Ростиславичей прекратила свое существование, а в 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславич овладел Галицким княжеством и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество. Центром его был Галич, затем — Холм, а с 1272 г. — Львов. Победные походы дружин Романа на Литву, Польшу, Венгрию и половцев создали ему и княжеству высокий международный авторитет.

После смерти Романа (1205) западные земли  Руси вновь вступили в полосу смут и княжеско-боярских междоусобиц. Наибольшей остроты борьба феодальных группировок  западных земель Руси достигла при  малолетних сыновьях Романа Мстиславича  — Данииле и Васильке.

Галицко-Волынское княжество распалось  на уделы — Галицкий, Звенигородский и Владимирский. Это дало возможность  Венгрии, где при дворе короля Андрея II воспитывался юный Даниил, постоянно  вмешиваться в галицко-волынские  дела, а вскоре и оккупировать западно-русские земли..

Незадолго до нашествия орд Батыя  Даниил Романович сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких и волынских бояр и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции  власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов. Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом, но успех был кратковременным.

Надеясь создать при помощи папы антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему Иннокентием IV королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Римская курия обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество. В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела.

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там создалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Однако процесс образования крупного феодального землевладения проходил не везде одинаково. В Галичине его рост опережал образование княжеского домена. На Волыни, наоборот, наряду с боярским значительное развитие получило домениальное землевладение. Объясняется это тем, что именно в Галичине раньше, чем в Волыни, созрели экономические и политические предпосылки более быстрого роста крупного феодального землевладения.

К господствующему классу Галицко-Волынского княжества принадлежала и крупная  церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей и других, которые также владели обширными  землями и крестьянами. Церкви и монастыри приобретали земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, а крестьян превращали в монастырских или церковных феодально-зависимых людей.

Жестокая эксплуатация крестьян усиливала классовую борьбу, которая нередко принимала форму народных восстаний против феодалов. В городах располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклоделательные мастерские. Они работали как на заказчика, так и на рынок, внутренний или внешний. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи крупным торгово-промышленным центром. Галич быстро приобрел также значение культурного центра. В нем создавались известная Галицко-Волынская летопись и другие письменные памятники XII — XIII вв.

Поскольку галицко-волынские князья не обладали широкой экономической  и социальной базой, их власть была непрочна. Она передавалась по наследству. Место умершего отца занимал старший  из сыновей. Несмотря на систему вассальной зависимости, на которой строились отношения между членами княжеского дома, каждое княжеское владение политически было в значительной мере самостоятельным.

Хотя князья и выражали интересы феодалов в целом, тем не менее  они не могли сосредоточить в  своих руках всю полноту государственной власти. Галицкое боярство играло крупнейшую роль в политической жизни страны. Оно распоряжалось даже княжеским столом — приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку боярства, вынуждены были покидать свои княжества. Иногда бояре сами выгоняли князей, а иногда предавали смерти неугодных (были повешены князья Игоревичи в 1208 г.). Так был выгнан молодой князь Даниил, лишь в 1221 г. ему удалось стать князем во Владимире (при помощи своего тестя  Мстислава Удалого), и лишь в 1234 г. в Галиче. Бояре являлись слабой опорой, и он решил искать новой. Князь Даниил созывает «вече» отроков, служилых воинов, младших членов дружины, все поддерживают его: «Верны есмы богу и тобе, господину нашему!»5.

Информация о работе Общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII-XV веках