Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является реконструкция материальной и духовной культуры населения племен Приамурья мохэ и шивей в эпоху раннего средневековья. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы, полученных в ходе исследования географии бассейна Амура
2. Выявить особенности и общие черты между двумя периодами (шивейский и мохэский)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА АМУРА И НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1.1 Средневековая география бассейна Амура
1.2 Этнокультурная история народов Приамурья в раннем Средневековье
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В работах Э.В. Шавкунова нет комментариев к выделенным О.В. Дьяковой группам мохэской культуры. Ю.М. Васильев с таким делением согласен и считает троицкую группу “мохэской” культуры, возможно, первым этапом покровской культуры - конец VIII-IX вв. Но при этом он поддерживает точку зрения Э.В. Шавкунова о шивэйской принадлежности “мохэской” культуры. Это вытекает из отнесения им “мохэской” и покровской культур к одной археологической культуре как разных хронологических этапов. Последнее положение полностью совпадает с точкой зрения О.В. Дьяковой (см. выше), но имеет другое этническое определение, в том числе и о принадлежности к покровской культуре племенного объединения Уго, в состав которого включены шивэй. Кроме того, Ю.М. Васильев в районах Среднего и Нижнего Амура размещает государство Мэнгу, в которое в IX-XII вв. входили не только монголоязычные шивэйцы и кидани, но и тунгусоязычные мохэ, возможно, какая-то часть уйгурских и кыргызских племен, также, по-видимому, палеоазиатские племена гилеми. В дальнейшем исследователь отказался от данного этнического состава “государства Мэнгу”, сосредоточив основное внимание на монголоязычных племенах шивэй как носителях покровской культуры. Даже в отношении принадлежности племен уго к покровской культуре у Ю.М. Васильева и Э.В. Шавкунова появилось сомнение: они высказали версию об их отнесении к древним согдийцам. Но точка зрения о создании в Приамурье шивэйского государства получила поддержку у Э.В. Шавкунова, который называет его “государство Хамаг Монгол”, а образование связывает с первой половиной XII в.
Несколько иная версия о существовании в приморско-амурском регионе племен и государства Мангу высказана В.Е. Ларичевым. Исследователь считает, что их этническое имя произошло от названия реки, на которой они жили (ульчи, или мангуны, и сейчас называют Амур Мангу).
Версия Э.В. Шавкунова и Ю.М. Васильева о принадлежности культуры амурских чжурчжэней монголоязычным шивэй вызвала возражения у В.Е. Медведева, который подробно разобрал эту концепцию и сделал вывод об идентичности этнонимов “мэнгу” (мэнъу, мэнгули) и “монголы”, а также об отсутствии на территории восточнее Малого Хингана какого-либо государства монголоязычных шивэй или монголов.
Из последующих глав, посвященных этнокультурной ситуации в различных районах Приамурья, будет видно, что существование “государства Хамаг Монгол” в IX-XII вв. здесь было невозможно из-за того, что практически все Приамурье оказалось занятым мигрировавшими сюда не ранее VIII в. хэйшуй (в западные районы) и бохайскими (в западные и восточные регионы) мохэ, а также переселения в восточные районы в Х в. сумо мохэских по происхождению племен чжурчжэней. Учитывая мнение В.Е. Ларичева, можно предположить, что переселившиеся сюда чжурчжэни к XII в. создали достаточно мощное племенное объединение Мэнгу, о населении которого у китайцев сложилось лишь некоторое представление этнографического характера, и которое в дальнейшем было наложено на схожие по имени монголоязычные племена. И только в XIII в. в западной части Приамурья появляются монголоязычные дауры, которые в результате смешения с аборигенным тунгусоязычным населением сформировали владимировскую археологическую культуру.
Выше нами были рассмотрены мнения российских ученых об этнокультурной ситуации в Приамурье в эпоху раннего средневековья, основанные на археологических материалах, происходящих с левобережья Амура. С правого берега к Амуру прилегает провинция Хэйлунцзян, где китайскими археологами раскопаны и изучены многочисленные памятники этого периода. У китайских археологов нет сомнения в том, что они связаны с племенами мохэ. Поэтому выделенный тунжэньский тип памятников был сразу отнесен к мохэской культуре. На основании его материалов исследователи установили два хронологических этапа существования мохэской культуры: ранний - тунжэньский и поздний - суйбиньский; между ними выделяется еще переходный период. В этническом плане ранний этап мохэской культуры они связывают с хэйшуй мохэ, а суйбиньский - с чжурчжэнями периода Ляо. По российской периодизации, это соответствует благословеннинско-найфельдской и троицкой группам мохэской культуры, а на последнем этапе - амурским чжурчжэням.
С
чжурчжэнями Приамурья
Археологические
памятники из провинции Цзилинь
(мог. Дахаймэн, Чалиба, Лаохэшэнь и
др.) с верхнего течения р. Сунгари
китайские исследователи
Несмотря
на то, что китайскими учеными проделана
большая работа как по накоплению
археологического материала, так и
по его интерпретации и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая историографический обзор исследований
этнокультурных процессов в Приамурье
в эпоху раннего средневековья, необходимо
отметить, во-первых, положительную динамику
их изучения, во-вторых, ряд дискуссионных
моментов, порожденный углубленным анализом
имеющегося археологического материала
и письменных источников. К нерешенным
задачам можно отнести: реконструкцию
средневековой географии дальневосточного
региона; локализацию летописных шивэй,
мохэ, уго, амурских чжурчжэней как в Приамурье,
так в Приморье и в Маньчжурии; этнокультурную
характеристику 5 групп мохэской культуры
и культуры амурских чжурчжэней; механизм
тюркского (в широком смысле слова) и киданьского
влияния на дальневосточные культуры.
Именно этим проблемам, подчас очень дискуссионным,
посвящена данная работа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ