Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является реконструкция материальной и духовной культуры населения племен Приамурья мохэ и шивей в эпоху раннего средневековья. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы, полученных в ходе исследования географии бассейна Амура
2. Выявить особенности и общие черты между двумя периодами (шивейский и мохэский)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА АМУРА И НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1.1 Средневековая география бассейна Амура
1.2 Этнокультурная история народов Приамурья в раннем Средневековье
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В VIII в. в связи с образованием государства Бохай и проведением им захватнической политики, направленной на сопредельные территории, в пределах дальневосточного региона происходят миграции, которые изменили этнокультурное лицо Приамурья (рис. 1). Первыми пришли в движение хэйшуй мохэ. Наиболее вероятным местом исхода были районы, наиболее приближенные к Бохаю. Об этом свидетельствует абсолютно одинаковый материал из мог. Шапка и памятников с р. Ашихэ. Конечным пунктом мигрантов было Западное Приамурье. Хэйшуй мохэ в Западном Приамурье заняли наиболее удобные земли в Зейско-Буреинской низменности по берегам Амура (от устья Зеи - на западе до Малого Хингана - на востоке) в районе шивэйской горы Тугэшань, оттеснив дун шивэй на ее окраины.
Население троицкой группы появилось в Западном Приамурье не ранее второй пол. VIII в. Идя тем же путем, что и хэйшуй мохэ, бохайцы, или сумо мохэ, вышли в район расселения хэйшуй мохэ по Амуру. В результате военных действий они были вынуждены продвинуться в бассейн Зеи и Верхнего Амура (выше устья р. Зеи), куда влияние хэйшуй мохэ, видимо, не распространялось или было слабым. Будучи близкородственными, хэйшуй мохэ и бохайцы довольно быстро пришли к территориальному равновесию, и на их стыке появилось смешанное население. Несмотря на близкое родство, бохайцы и хэйшуй мохэ в Приамурье, видимо, все же различали друг друга, возможно, по происхождению. По крайней мере, аборигенная лепная керамика у них была разная, иногда сближаясь по форме, но отличаясь орнаментом. Пришлое бохайское население оказалось достаточно активным и быстро освоило земли на северо-запад по Амуру, вплоть до Шилки. В свете новых данных трудно согласиться с существующем мнением исследователей о том, что формирование протомохэской и бурхотуйской культуры проходило в Восточное Забайкалье, на Верхнем Амуре и в северо-восточной части Монголии. В данном случае, подтверждается мнение А.П. Окладникова о расселении каких-то амурских мохэских племен вверх по Шилке, где они жили сплоченными родовыми массивами. Амур западнее Малого Хингана не входил в ареал формирования мохэ.
Население троицкой группы на рубеже I-II тыс. смогли продвинуться также на восток Зейско-Буреинской низменности, в междуречье рек Завитая и Куприяниха (селища у пос. Поярково, мог. Падь Прибрежная), а также до р. Буреи (Сухие Протоки-1, Усть-Талакан), где добывали и выплавляли железо.
Материалы раскопок на р. Бурее дают возможность проследить судьбу аборигенной михайловской культуры и уточнить ее верхнюю дату. Так, часть находок из верхних горизонтов культурного слоя с памятников Букинский Ключ-1, -2 и Большие Симичи можно отнести к позднейшим обитателям этих стоянок. Это - половина нефритовой и яшмовая подвески от комбинированных ушных серег, как и сама золотая серьга в виде проволочного кольца, большое нефритовое кольцо; бусина из синего стекла. Данные типы украшений были характерны, в первую очередь, для мохэ. Но отсутствие на данных стоянках найфельдской и троицкой керамики этого времени и присутствие в слое только черепков от посуды михайловской культуры позволяет предположить, что украшения мохэского типа распространились в аборигенной среде. Не характерны для михайловской культуры и звенья цепей в виде сильно уплощенного овала: ее носители использовали звенья восьмеркообразной формы.
Данные
факты свидетельствуют о том,
что определенную радиоуглеродным
методом верхнюю границу
Практически
одновременно с мохэ на территорию
Западного Приамурья
Таким образом, этнокультурная история Западного Приамурья эпохи средневековья прошла несколько периодов и была связана, в основном, с монголо- и тунгусоязычными племенами и их взаимоотношениями. Общая тенденция изменения этнокультурной ситуации в регионе заключалась в постепенном замещении (ассимиляции) шивэйского населения мохэскими племенами. Это произошло к концу I тыс., но уже в XIII в. происходит частичная уступка территории Верхнего Приамурья монголоязычным даурам и, видимо, образование смешанного населения в контактных зонах между даурами и дючерами (чжурчжэнями). Последнюю этническую обстановку и застали русские первопроходцы в XVII в.
Этнокультурные
изменения в Восточном
Последняя фиксируемая волна переселения населения с территории Маньчжурии в Х в. оказала огромное влияние на этнокультурную ситуацию в Восточном Приамурье. Во-первых, она усилила образовавшуюся здесь ранее родственную бохайскую диаспору. Во-вторых, видимо, ускорила процесс вхождения хэйшуй мохэ в новую этническую общность - чжурчжэней, т.к. именно с этой волной в Приамурье проникает и окончательно закрепляется данный новый этноним. По крайней мере, исследованные памятники конца Х-XII вв. (Корсаковский, Надеждинский, Дубовской и др. могильники; городище Джари, поселения Сикачи-Алян-III, Петропавловка, в устье р. Тунгуски и др.) демонстрируют отсутствие лепных сосудов найфельдского типа и широкое распространение керамики троицкого варианта мохэской культуры.
Определенным свидетельством о бохайском происхождении амурских чжурчжэней служат данные о лексических заимствованиях в чжурчжэньском языке. А.М. Певнов, изучивший 826 слов чжурчжэньской лексики, обнаружил 469 заимствований. Из них, на первом месте стоят заимствования из неизвестного языка (269 слов, при этом 131 слово встречается только в чжурчжэньском языке, а 138 - в чжурчжэньском и маньчжурском, а также в некоторых случаях в нанайском и ульчском языках). Изучение слов из неизвестного языка позволило исследователю сделать вывод о том, что заимствования происходят из языка, на котором говорили в государстве Бохай.
Переселившиеся
в Приамурье чжурчжэни уже
к концу Х - началу XI вв. создали высокоразвитую
культуру - амурских чжурчжэней, а, возможно,
и мощное образование государственного
типа - Мангу, сведения о котором нашли
смутные отражения в китайских письменных
источниках XII в. Этноним “чжурчжэнь”
широко распространился на все Приамурье
и сохранился здесь вплоть до этнографического
времени в форме “дючер”, “джучер”, несмотря
на миграцию на Верхний Амур в XIII в. племен
монголоязычных дауров. Они вытеснили
часть тунгусоязычного населения - гогулей
с Амура и Зеи на мелкие притоки, но не
смогли захватить земли дючеров по Амуру,
между устьем Зеи и Малым Хинганом. В период
позднего средневековья в Западном Приамурье
формируется владимировская археологическая
культура как результат смешения даурского
и дючерского (тунгусского) населения.
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР
История исследования археологических памятников на Дальнем Востоке подробно изложена А.П. Окладниковым и А.П. Деревянко. Так уж сложилось в раннесредневековой историографии Дальнего Востока, что археологические материалы этого периода были сразу отнесены к тунгусо-маньчжурским племенам мохэ, хорошо известным по китайским летописям.
Одновременно с мохэским этническим массивом в Приамурье исследователи разрабатывали шивэйский пласт. Но в отличие от мохэ, с которыми соотносили весь раннесредневековый археологический материал, материальная культура шивэй оставалась не известной. Э.В. Шавкунов и А.П. Деревянко отметили этническую неоднородность шивэй и разделили их на три группы: шилкинскую, верхнеамурскую и среднеамурскую. Последнюю, или шивэйских мохэ, они локализовали по всему Среднему Амуру и его притокам до устья р. Сунгари, в том числе и в долине р. Зеи. Именно с шивэйскими мохэ исследователи в какой-то степени связали археологический материал, известный на начало 1960-х гг. (Шавкунов, Деревянко, 1964, с. 554-555). Эти материалы происходят с памятников, которые и в настоящее время относят к мохэской культуре. Из данного положения вытекает вывод о том, что между некоторой частью шивэй и мохэ разницы в материальной культуре не было, при всем том, что, судя по письменным источникам, шивэй были монголоязычными, а мохэ - тунгусоязычными племенами. В попытке выйти из этого противоречия Е.И. Деревянко предположила проживание на Амуре этнического субстрата, но при преобладании мохэ (1975, с.192-193).
В монографии “Племена Приамурья” (1981) Е.И. Деревянко еще раз вернулась к проблемам этногенеза мохэских племен Приамурья, подтвердив на более широком историческом фоне высказанные ранее положения. Единственно, в этой работе было выдвинуто предположение о принадлежности носителей бурхотуйской культуры к шивэй, и тем самым установлена определенная этнокультурная цепочка родства племен, некогда входивших в “единую этнокультурную общность”: шивэй (бурхотуйцы)– верхнеамурские шивэйские мохэ– приамурские мохэ. При этом материальная культура шивэйских мохэ и мохэ остается неразличимой. Если говорить об общей концепции, разработанной Е.И. Деревянко, то ее положения сводятся к следующему: 1) все известные раскопанные раннесредневековые памятники Приамурья принадлежат культуре мохэ, делящейся на локальные варианты; 2) мохэская культура прошла ряд хронологических этапов, начиная с IV в.; 3) на основе мохэского субстрата вырастают первые на Дальнем Востоке государства - Бохай и Цзинь. Несмотря на признание Е.И. Деревянко локальных вариантов единой мохэской культуры, в ее работах они не получили своей характеристики. Тем не менее, это явилось новым шагом в изучении мохэской археологической культуры.
Таким образом, на данном этапе изучения мохэской культуры для ее характеристики использовался весь не разделенный на локальные варианты комплекс археологического материала в хронологических рамках раннего средневековья (в трудах А.П. Окладникова, А.П. Деревянко, Е.И. Деревянко, Э.В. Шавкунова). Уже в конце 1970-х гг. эта концепция начала приходить в несоответствие с все возрастающим объемом археологического материала как из Приамурья, так и из Приморья, и из Маньчжурии. Все больше стали очевидны определенные различия в керамических комплексах мохэской культуры. Первые сомнения о единстве мохэской керамики высказала еще Е.И. Деревянко в монографии “Мохэские памятники Среднего Амура”.
Наконец, изучение и систематизация мохэской керамики позволили О.В. Дьяковой в 1979 г. выделить среди мохэских памятников 4 группы: найфельдскую, троицкую, михайловскую и благословеннинскую, различающиеся по составу категорий лепной посуды, форме, орнаменту и технике ее изготовления, а в 1984 г. - гладковскую группу. Но, несмотря на наличие 5 локальных групп памятников, О.В. Дьякова считает мохэские памятники однокультурными. К более ранним исследователь отнесла памятники благословеннинской и михайловской групп, к поздним - найфельдскую и троицкую группы, а гладковскую сблизила с троицкой, но отметила ее более архаичные черты. Основную причину различия мохэских керамических комплексов О.В. Дьякова видит в составе того аборигенного населения, на территорию которого мигрировали мохэские племена. Дополнительными факторами могли служить хронологические различия исследованных памятников и, в некоторых случаях, географическая удаленность их друг от друга, что обуславливало определенную изолированность и влияние местных условий.
Идея деления единой мохэской культуры на 5 групп по лепной (аборигенной) керамике окончательно сформировалась и получила в работах О.В. Дьяковой достаточно полную характеристику к началу 1990-х гг. Исследователю удалось установить, что троицкая группа мохэ явилась ядром формирования бохайской культуры и культуры амурских чжурчжэней. Это положение позволило приблизиться к пониманию причин сходства мохэских памятников троицкой группы из районов к западу от Малого Хингана с памятниками амурских чжурчжэней, расположенных к востоку от этого хребта. О.В. Дьякова ни одну из мохэских групп памятников не связала ни с шивэй, ни с шивэйскими мохэ.
Иная
точка зрения на состав населения
Приамурья в эпоху
Таким образом, в списке раннесредневекового населения, помимо шивэй и мохэ, появляются амурские чжурчжэни, а вместе с ними и проблема их соотношения с амурскими племенами мохэ (особенно с троицкой группой), т.к. сходство их материальных культур, по мере накопления материала, становилось все более очевидным. Наиболее приемлемое объяснение этому факту предложено О.В. Дьяковой. В тоже время этническое определение памятников этого региона Приамурья как чжурчжэньских породило острую дискуссию между исследователями, основоположником которой стал Э.В. Шавкунов.
Точка зрения Э.В. Шавкунова на этнокультурную ситуацию в Приамурье в эпоху раннего средневековья, начиная с 1960-х гг. претерпела довольно сильные изменения. В материалах к “Истории Сибири”(1964) он (в соавторстве с А.П. Деревянко) отнес все известные к этому времени раннесредневековые памятники Верхнего и Среднего Приамурья к мохэ и, в какой-то мере, к шивэйским мохэ, предполагая, видимо, их родство. В монографии “Государство Бохай...”(1968) Э.В. Шавкунов основной центр расселения мохэских племен в IV-VII вв. размещает в бассейнах Сунгари, Уссури, Нижнего Амура, т.е. из ареала расселения мохэ исключен Верхний и Средний Амур, из-за чего раннесредневековые памятники (ранее относимые им к мохэ) остаются без этнокультурного определения. В дальнейшем (в статье “Локализация гидронима Хэйшуй...”, 1986) он из ареала проживания хэйшуй мохэ исключил Нижний Амур. Что касается этнической принадлежности раннесредневековых памятников (мохэской культуры и культуры амурских чжурчжэней), исследованных на Амуре, то Э.В. Шавкунов относит их к монголоязычным шивэй и доумолоу.