Общее географическое описание бассейна амура и народов Приамурья в раннем средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является реконструкция материальной и духовной культуры населения племен Приамурья мохэ и шивей в эпоху раннего средневековья. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы, полученных в ходе исследования географии бассейна Амура
2. Выявить особенности и общие черты между двумя периодами (шивейский и мохэский)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА АМУРА И НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1.1 Средневековая география бассейна Амура
1.2 Этнокультурная история народов Приамурья в раннем Средневековье
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Это готово!!!.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА АМУРА И НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

1.1 Средневековая география бассейна Амура

    1. Этнокультурная история народов Приамурья в раннем Средневековье

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Данная  курсовая работа посвящена изучению талаканской археологической культуры. Решение данной проблемы, связанные с изучением истории раннесредневековых племен Дальнего Востока, давно привлекают внимание археологов, этнографов, историков, лингвистов. Дискуссии, возникающие по тому или иному вопросу, свидетельствуют о сложностях интерпретации источников. Одной из таких проблем является решение вопросов об этнической принадлежности населения Приамурья, Приморья и Маньчжурии в средние века; о границах их расселения; о миграционных процессах; о смене археологических культур. Историография проблемы достаточно обширна и многопланова. Эпоха раннего средневековья Приамурья в ней представлена двумя археологическими культурами: мохэской и амурских чжурчжэней (по В.Е. Медведеву), или покровской (по Ю.М. Васильеву). Первая отождествляется с племенами мохэ, вторая - с чжурчжэнями.

Цель  и задачи исследования. Целью настоящей  работы является реконструкция материальной и духовной культуры населения племен Приамурья  мохэ и шивей  в эпоху раннего средневековья. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    1. Изучить материалы, полученных в ходе исследования географии бассейна Амура
    2. Выявить особенности  и общие черты между двумя периодами (шивейский и мохэский)
    3. Проанализировать локализацию летописных шивэй, мохэ, уго, амурских чжурчжэней, как в Приамурье, так и в Приморье и Маньчжурии.

Спецификой  работы по истории данного периода  является использование, наряду с археологическими материалами, письменных источников. Нами привлекаются письменные данные, касающиеся этнической истории и материальной культуры племен, проживающих на территории бассейна реки Амура.

     Археологические источники, использованные в данной работе, подразделяются на две группы. Одна из них - археологические материалы  с памятников Приамурья, Приморья, Маньчжурии и смежных территорий, полученные другими исследователями (российскими и китайскими), как опубликованные, так и архивные. Сюда входят такие авторы как: Е.И. Деревянко, Крадин H.H, С.П. Нестеров, Мазин А.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БАССЕЙНА АМУРА И НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 

    1. Средневековая география бассейна Амура
 

     Чтобы было легче ориентироваться в  событиях, происходивших в Приамурье, в Приморье и в Маньчжурии в I тыс. н. э., необходима географическая привязка известных многочисленных летописных племен мохэ и шивэй, обитавших в бассейне Амура. В свою очередь, это требует соотнесения древних географических объектов, дошедших до нас в китайском звучании, с современными.

     Река  Амур принимает в себя воды большей  части Маньчжурии, северо-восточной  части Забайкалья и Монголии, всей Амурской области, Хабаровского края и почти всего Приморья. По общепринятому положению, Амур делится на зоны верхнего (от слияния рек Шилки и Аргуни до устья Зеи), среднего (от устья Зеи до устья Уссури) и нижнего (от устья Уссури до впадения в Татарский пролив) течения.

     Наиболее  ранние сообщения о географии  Дальнего Востока в эпоху средневековья  содержатся в “Вэй шу”. Прибывшее  в 544 г. к китайскому двору шивэйское  посольство среди различных сведений этнографического порядка рассказало о пути в их владения и отметило как достопримечательность бегущую с севера р. Нашуй, шириной более 4 ли (2 км).

     Существует  несколько точек зрения на идентификацию  Нашуй с современными реками Амурского  бассейна. Анализ описания дороги в  земли шивэй К. Сиратори показал, что такой большой рекой на Дальнем Востоке может быть только Амур. Этой же точки зрения придерживаются В.Е. Ларичев и В.С. Таскин. Иного мнения Комаи Ёсиаки, Тан Инцзе, Д.П. Болотин, Б.С. Сапунов и Э.В. Шавкунов, которые отождествляют Нашуй с современной р. Нонни, причем считают, что в период династии Вэй это название распространялось также на Сунгари после слияния ее с Нонни и далее на Амур, вплоть до его впадения в море. К ним близка позиция китайского исследователя Линь Шушаня, который за верхнее течение р. Нашуй (Нахэ) принимает р. Таоэрхэ (совр. правый приток р. Нонни)– Нэньцзян (Нонни) ниже устья Таоэрхэ– 1-я Сунгари– Хэйлунцзян (Амур) между устьями Сунгари и Уссури; далее на северо-востоке Нахэ сливалась с р. Хэйшуй.

     На  наш взгляд, Нашуй называлась река Зея с Амуром ниже ее впадения. Именно р. Зея соответствует описанию китайского источника: она течет с севера на юг и имеет ширину в нижнем течении 2 км (4 ли).

     В “Бэй ши”, при описании земель шивэйцев, также говорится о р. Нашуй. В  этой же хронике упоминается также река Наньшуй, с которой на северо-востоке сливается текущая с северо-запада река Ваньшуй. Малые реки все впадают в Нань, которая на востоке впадает в море. Относительно Ваньшуй есть предположения, что это - древнее название Амура (Н.В. Кюнер), или Аргуни (Э.В. Шавкунов), а Наньшуй - это Нахэ, или современная река Нонни, приток Сунгари или древней Нахэ. Не соглашаясь с отождествлением Наньшуй с Нахэ, а Нахэ с цепочкой современных рек Нонни– Сунгари– Нижний Амур, мы поддерживаем определение древней Наньшуй как Нонни.

     В танских хрониках Нашуй стали  называть Нахэ. По сообщению “Цзю Тан  шу”, к северу от племени нобэйчжи шивэй, севернее больших гор имеются  кочевья да шивэй, которые живут  по р. Ванцзяньхэ (вэйская Ваньшуй). Эта река вытекает из оз. Цзюйшу (совр. Далай-нор), лежащего на северо-восточной границе тюрков, и, извиваясь, течет на восток. Единственной рекой, вытекающей из озера, расположенного на северо-восточной границе древних тюрков, является Аргунь. Затем Ванцзяньхэ течет далее на восток и сливается с реками Нахэ и Хуханьхэ. Далее на востоке она протекает к северу от южных хэйшуй мохэ и к югу от северных хэйшуй мохэ и, продолжая течь на восток, впадает в море. В разделе танской истории, посвященной племени даньло сказано, что Нахэ течет на северо-восток и впадает в Хэйшуй. Таким образом, выстраивается цепочка рек танского времени: Ванцзяньхэ (Шицзяньхэ, по “Синь Тан шу”) впадает в Нахэ, которая, в свою очередь, впадает в Хэйшуй.

     Самым загадочным для понимания гидронимом Амурского бассейна оказался Хэйшуй, по берегам которого в эпоху средневековья жили хэйшуй мохэ. Большинство исследователей подразумевали под этой рекой участок Амура после впадения в него Сунгари. В месте впадения р. Сунгари в Амур на большом протяжении резко видна граница между темной, чистой водой Амура и желтой, мутной водой Сунгари. Под влиянием Сунгари, Амур принимает направление, сообщенное ей притоком. Такая ситуация связана с тем, что река Амур в третичном периоде, до того как она пропилила горы Малого Хингана, текла на юг, в Маньчжурию, а Нижний Амур являлся прямым продолжением р. Сунгари. Видимо, как одна река Сунгари и Нижний Амур воспринимались и в эпоху раннего средневековья. Но участок от устья Сунгари, вниз по Амуру, где желтые воды Сунгари, смешиваясь с темными водами Амура, в силу более мощного водного потока последнего, также становились темными, черными, получил название Хэйшуй - Черные воды. Временами это название распространялось и на всю Сунгари.

     Если  рассмотреть Приамурье с точек  зрения орографии, гидрографии, удобства обитания, то выделяются два географических района. Первый располагается между Большим Хинганом на западе и Малым Хинганом на востоке. На юге, от Маньчжурской равнины, его отделяет хребет Ильхури-Алинь и западная ветвь Малого Хингана, на севере от бассейна Лены - Становой хребет. Этот район включает в себя бассейн Амура в пределах современной Амурской области с российской стороны и сопредельные территории - с китайской. Окаймляющие долину с запада горы Большого Хингана, с юга Ильхури-Алиня и с востока Малого Хингана сплошь покрыты густым таежным лесом, и потому труднодоступны. Лишь к западу, в направлении отрогов Ильхури-Алиня, Малый Хинган снижается до высоты 500-600 м. Здесь между этими двумя водораздельными горными хребтами есть проход, связывающий долину Амура с Маньчжурской равниной. Зимой вся территория Западного Приамурья, заключенная между горными хребтами, представляет собой громадную чашу с высоким атмосферным давлением, в которую стекают холодные массы воздуха. Характерной чертой этого района является широкое распространение инверсии температуры воздуха, а в связи с ней, чрезвычайно холодная зима на наиболее низких абсолютных высотах - в речных долинах, являющихся основными местами расселения древнего человека.

     Второй  район Приамурья включает в себя территории по обеим сторонам Амура восточнее Малого Хингана. По левому берегу - это Среднеамурская равнина, по правому - Нижне-Сунгарийская низменность. С Маньчжурией этот район соединен узким проходом возле Саньсина, где долина Сунгари зажата между юго-восточным ответвлением Малого Хингана на западе и отрогами хребта Чжангуанцайлин на востоке.

     Важность  выделения в Приамурье двух географических районов - западного и восточного связана с расселением раннесредневековых племен. 

    1. Этнокультурная история народов Приамурья в раннем Средневековье
 

     Анализ  археологического материала памятников Западного и Восточного Приамурья  показал, что эпоха раннего средневековья  на этих территориях начинается не одновременно. В западной части ее начало связано с михайловской археологической культурой, которая уже в III в. предстает вполне сформировавшейся: характерные для этого периода жилищные конструкции, набор бытового инвентаря и типы лепной керамики продолжают существовать и в VII в. В восточной части Приамурья эпоха средневековья начинается с благословеннинско-найфельдской группы мохэской культуры не ранее конца IV-V вв.

     Происхождение михайловской культуры в настоящее  время еще не совсем ясно, хотя определенная преемственность от талаканской  культуры наблюдается отчетливо. Имеющиеся радиоуглеродные даты по обеим культурам свидетельствуют об их сосуществовании, видимо, в III в.

     С михайловской культурой в Приамурье  появляется тип жилища, который на весь оставшийся период I тыс. предопределил домостроительство региона. Выработанная пирамидальная форма всей конструкции, утепленная берестой и дерном, видимо, более всего была приспособлена к природно-климатическим условиям края. В настоящее время определенно можно говорить о двух типах поселений михайловцев: укрепленных городищах и сезонных промысловых стоянках. В расположении михайловских городищ на высоких сопках, позволяющих визуально контролировать большие пространства, есть еще одна закономерность: все известные укрепления находятся на северной границе Зейско-Буреинской низменности и горно-таежных районов. Это свидетельствует о не очень благоприятной для михайловцев политической обстановке, когда они были не только вытеснены более сильным противником из плодородных земель Зейско-Буреинской равнины, но и вынуждены постоянно обороняться. Политические осложнения возникли, примерно, в VII в., когда немонголоязычные да шивэй, предположительно из бассейна Лены, по р. Олёкме переселяются на Верхний Амур. Возможно, с территориальными изменениями у бэй шивэй связано и то, что в танских хрониках этноним бэй шивэй исчезает, а вместо него используется имя дун (восточные) шивэй, о которых известно, что они являются остатками ухуаней и на востоке граничат с хэйшуй мохэ. Последнее обстоятельство важно в том плане, что подтверждает датировку данных миграций: эти события не могли произойти позже VII в., т.к. уже в VIII в. часть хэйшуй мохэ переселяется в Западное Приамурье и занимает земли по Амуру ниже устья Зеи (т.е. по р. Нахэ), или южнее дун шивэй.

     Начиная с VIII в., в этнокультурной истории Западного Приамурья заканчивается первый (шивэйский) и начинается второй период раннего средневековья - мохэский.

     Наиболее  ранние этапы мохэской археологической  культуры в Восточном Приамурье  связаны с найфельдской группой (включая благословеннинский локальный вариант и тунжэньскую культуру китайского правобережья). Согласно китайским летописям, в этом же регионе проживали хэйшуй мохэ. Письменные данные свидетельствуют и о том, что хэйшуй мохэ уже на раннем этапе своей истории (V-VII вв.) подчинили себе другие мохэские племена по р. Сунгари до р. Ашихэ и по долине р. Уссури в Приморье до границы с Кореей. Это обстоятельство подтверждает распространение найфельдской группы памятников в указанном регионе и ее датировка, преимущественно, в рамках первого этапа.

Информация о работе Общее географическое описание бассейна амура и народов Приамурья в раннем средневековье