Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:02, реферат
Русская Правда является древнейшим памятником права. Я считаю, что точкой отправления для нынешнего российского права стала именно Русская Правда. В своей работе я хотела бы рассмотреть состав и содержание этого памятника, т.к. для осмысления ныне существующего права, я считаю, надо знать и о праве, источниках права, существовавших ранее. Многие историки по многу раз исследовали Русскую Правду, и я уверена, что каждое новое исследование открывало для них что-то новое, новые аспекты этого древнейшего источника права. Актуальность моей темы, я думаю не так уж и ничтожна, как некоторые могли бы подумать: «
Введение
II. 1. Русская Правда, как древнейший памятник права
1.1 Общая характеристика Русской Правды
1.2 Основные редакции Русской правды
2. «Русская Правда» - кодекс раннефеодального права. Институты права по Русской правде
2.1. Гражданское право: а) право собственности
б) обязательственное право
в) наследственное право
2.2. Преступление и наказание по Русской Правде
2.3. Судебный процесс
3. Правовое положение населения по Русской Правде
III. Заключение
IV. Список литературы
Четвертый источник рабства - бегство закупа от феодала или совершение закупом преступления - говорит о том, что давно существующие фактические отношения эксплуатации феодалами свободных крестьян, попавших в нужду, были юридически закреплены в Русской Правде. По мнению Б. Д. Грекова, закуп - это бывший свободный смерд, экономической необходимостью вынужденный искать «защиты» и «покровительства» у феодала25. В основе закупничества, писал СВ. Юшков, лежит долговое обязательство, которое может возникнуть по разным основаниям: при займе; при получении вперед заработной платы; при отдаче отцом своего сына в кабалу за долг; при условии отпуска на волю холопа; при неуплате вознаграждения за правонарушения; при неуплате ранее сделанного долга, когда кредитор имеет право продать должника в холопство26. В лице люда, отмечал И.Я. Фроянов, поступающего в закупы, исследователь имеет дело с деклассированной частью древнерусского общества; закуп полностью утратил связь с крестьянской общиной, членом которой он был раньше27. «Закуп - это человек, стоящий на границе холопства, и достаточно одного рискованного шага с его стороны, чтобы дверь к свободе навсегда закрылась для него», -подчеркивал СВ. Покровский28.
По вопросу о происхождении и правовом положении закупов высказано много разнообразных мнений. Некоторые ученые считали закупов наемными рабочими или сельскими рабочими, другие полагали, что закупы - это крестьяне, живущие на чужих землях. Имеются исследователи, которые считают, что под закупами на Руси в XII в. скрывались полурабы, а не феодально зависимые.
В нашу задачу не входит анализ положения о бытовой и юридической близости смерда, закупа и холопа. Мы полагаем, что закуп - не раб. Закуп - это смерд, попавший в кабалу к феодалу за долги. До возврата взятой суммы денег закуп обязан работать в хозяйстве феодала, давшего «купу». При натуральном хозяйстве «купа» не всегда являлась суммой денег, она могла быть переведенными на деньги необходимыми для ведения хозяйства средствами.
По своему юридическому положению закуп был ограничен в правах, прежде всего было ограничено его право выхода. «Если закуп убежит от господина, то он становится обельным (холопом); если уйдет на поиски денег, притом открыто, или убежит ко князю или судьям из-за обиды, нанесенной ему господином, то за это его не порабощать, но urn, ему управу по закону». Закуп мог уйти от господина только после того, как был полностью погашен долг господину. Значит, самым существенным моментом в положении закупа является именно то, что он живет и работает в хозяйстве господина. Ограниченное право закупа ухода от феодала было первым этапом юридического закрепоще-ния крестьян и предвосхищает позднейшие ограничения крестьянского отказа в Псковской Судной грамоте и Судебниках XVI - XVII вв. 1 to судьба закупов сложнее, чем изорников Псковской Судной грамоты и различных категорий крестьян по Судебникам XVI - XVII вв. Мы уже знаем, что бывало с закупом, если он бежал: он превращался в холопа. Такой меры в отношении крестьян законодательство периода феодальной раздробленности и образования единого русского государства не предусматривало.
О том, что в правовом положении холопов и закупов имелась разница, свидетельствуют статьи, в частности, устанавливающие уголовную ответственность закупа. Как уже отмечалось, холопы имели ограниченную гражданскую правоспособность и дееспособность. Однако они были лишены уголовной правосубъектности. Владелец холопа по своему усмотрению мог или отвечать (нести ответственность за холопа), или выдать его потерпевшему. Юридическая ответственность закупа определялась его правовым положением. Закуп, так же как и холоп, не платил уголовные штрафы за кражу. В этом случае он превращался в холопа, отвечал за него господин. Если, совершив кражу, закуп скрывался, то хозяин за него не отвечал. Если же хозяин не хотел платить за пойманного закупа, то он, ставший уже холопом, продавался господину, который из вырученных денег вознаграждал обиженного за украденную вещь. Как видно из текста Русской Правды: факт побега закупа имел решающее значение для обращения вора -закупа в холопы с вытекающими из этого правовыми последствиями. Видимо, если закуп, совершивший кражу, не бежал, то не становился автоматически холопом без суда. Вознаграждение обиженному выплачивал сам закуп, а если у него не хватало средств, то за обиду платил феодал, в счет старого долга закупа, тем самым усугубляя его зависимость.
Итак, закуп - полусвободный человек. Утратив положение свободного общинника, связанный с долговыми обязательствами, закуп сидит на частновладельческой земле. Отмеченное выше фактическое зависимое положение закупа привело к ограничениям его правоспособности. Закрепление за закупом земельного надела и передача ему скота и инвентаря создавали заинтересованность в труде. Феодал мог рассчитывать на получение с закупа ренты как путем использования его труда на барщине, так и взимая оброк продуктами. По оценке А. А. Зимина, в этом состоял основной смысл законодательства Владимира Мономаха о закупах29.
Русская Правда фиксирует и другие источники рабства: а) совершение преступлений, за которые назначались «поток и разграбление», б) рождение от рабыни. Статья 99, регламентирующая порядок опеки в Древней Руси, предусматривала: «...если же будет приплод от челяди или от скота, то это все взять (опекаемым)...»30.
Одним из источников рабства, или формой лишения свободы, или, как отмечал М.Д. Шаргородский, основанием для возникновения холопства, являлось преступление. Уголовному рабству могли подвергаться: приговоренный к «потоку и разграблению», злостный неплательщик долга, несостоятельный преступник, человек, приговоренный к смертной казни, но помилованный. Ю.Г Алексеев, говоря о замене потока и разграбления смертной казнью, отмечал: «Поток и разграбление - лишение гражданских и политических прав, т.е. гражданская смерть».[*]
2
[1] И.А.Исаев. История государства и права России.
М.,"Юрист",1993. С.36
[2] Владимирский – Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. Киев,1899. С.34
[3] Шаргородский М. Д. Наказание в Советском уголовном праве. М.,1999. С.238
[4] Там же. - С.239.
[5] Болтин И. Правда русская или законы великих князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха. СПб.,1792. С.15
[6] Памятники русского права. Вып. 1. Ь.,1952. С.108.
[7] История отечественного государства и права/ Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1. М.,1949. С.491.
[8] Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М.,1957. С.245.
[9] Юшков С.В. Общественно-политический строй Киевского государства. М.,1949. С.491.
[10] Карамзин. История государства Российского. СПб.,1818. Т.2. С.67.
[*] Р.Л. Хачатуров Вестник Волжского университета им.В.Н. Татищева.,2005. С.170-181.