Образования московского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:47, реферат

Описание работы

Нельзя отрицать, что Россия подвергалась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе её влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает её от других. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России. Вопрос образования Русского государства интересовал историков всегда. Целью данной работы является изучение образования Московского государства.

Содержание

Введение.
Великое Литовско-Русское княжество, его роль в истории России.
Феодальная война XV века, её значение для будущего государства.
Эпоха Ивана III и её значение в истории России.
Роль Русской православной церкви в объединении Русских земель и утверждения принципов самодержавия.
Внешняя политика России в XV веке.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

  И великий светильник русской церкви в XIV в., основатель монашеского пустынножития  в глухих дебрях северовосточной  Руси, - преп. Сергий Радонежский не чуждался забот государственных. Князья и бояре приезжали к преп. игумену  Троицкой обители за советом, благословением и молитвенной помощью, а иногда обращались к нему с просьбой о  помощи и в делах чисто государственных. Не раз пользовался его советами и помощью знаменитый герой Куликовской  битвы Дмитрий Донской. В великую  и страшную минуту русской истории, пред походом против татар в 1380 г. великий князь Дмитрий Иванович посетил Троице-Сергиеву обитель, и  преподобный Сергий благословил  его на борьбу с Мамаем, обещал русскому воинству помощь Божию на супостатов, и послал с ними в бой против татар двух троицких иноков-витязей (бывших воинов) - Пересвета и Ослябю, которые пали героями в победоносной и славной Куликовской битве. И если, по справедливому замечанию  В.О.Ключевского, «Московское государство  родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана  Калиты», то преподобного Сергия, вдохновителя Куликовской битвы, мы должны признать как бы крестным отцом Московского  государства. Но помощь преп. Сергия нужна  была руководителям зарождавшегося общерусского государства не только для борьбы с внешними врагами, но и для умиротворения внутренних распрей и раздоров в еще лишенной политического единства Русской земле. Преп. Сергий «явился примирителем удельных князей в их столь губительных для народа ссорах и тяжбах, предупреждая кровопролития и налаживая «вожделенный мир» и согласие, уча об единстве русских «православных христиан», как народа, несмотря на его разделение по княжествам» (И.И.Лаппо). В 1365 г. св. Сергий понудил нижегородского князя Бориса Константиновича признать верховную власть великого князя Московского. В 1385 г., вскоре после опустошительного нашествия на Русскую землю татарского хана Тохтамыша, на московские пределы напал враждебный сосед великого князя Дмитрия - князь Олег Рязанский. Изнемогающий в борьбе великий князь отправился снова в Сергиев монастырь «и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, да бы шел от него сам преподобный игумен Сергий посольством на Рязань ко князю Олегу о вечнем мире и о любви»; преподобный троицкий игумен, в то время уже глубокий старик, отправился во главе посольства от великого князя в Рязань для того, чтобы добиться заключения желанного мира. «Тихими и кроткими словесы и речми и благоуветливыми глаголы», он склонил сурового рязанского князя к примирению с великим князем Дмитрием; «Князь же велики Олег, - повествует летописец, - преложи свирепство свое на кротость, и утишися и, укротися, и умилися вельми душею, устыдебося толь свята мужа, и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь... И возвратися преподобный игумен Сергий с честью и с славой многою на Москву... и достойно хвалим бысть и славен и честен от всех». А перед тем, по рассказу летописца, «мнози бо преже того к нему (князю Олегу) ездиша и не возмогоша умирити их». В 1389 г. преп. Сергий присутствовал при кончине вел. князя Дмитрия Ивановича, а перед тем он был первым из свидетелей, перед которыми было составлено духовное завещание вел. кн. Дмитрия, а может быть, был и вдохновителем этого завещания, проникнутого высоким христианским духом (в наставлениях детям) и глубокой политической мудростью (в этом завещании московский великий князь впервые «благославлял» своего старшего сына великим княжением Владимирским, полагая, таким образом, юридическое основание будущей единодержавной великокняжеской власти).

  Обращаясь теперь к вопросу о взаимоотношениях между церковью и государством в  московский период русской истории, мы видим, что между ними существует тесное идейное и политическое сотрудничество. Церковные иерархи и монастырские «книжники» поддерживают и развивают  учение о божественном происхождении  верховной светской власти, учат о  высоком назначении государя, как  охранителя правоверия, права, справедливости и порядка в государстве, требуют от него соблюдения правды и правосудия в правительственной деятельности и указывают ему на его ответственность перед Богом за вверенное его попечению «словесное стадо овец Христовых» или за «люди порученные ему Богом». На рубеже XV и XVI вв. русское духовенство, в лице старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея, выдвигает возвышенное национально-патриотическое учение о Москве, как о третьем и вечном Риме. После падения православных царств на балканском полуострове - Болгарского и Сербского, а затем и Византии, московский государь стал единственным православным монархом в мире. И вот старец Филофей писал в своем послании к Василию III: «Да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианской веры снидошася в твое едино царство; един ты во всей поднебесной христианам царь». Русь отныне стала, по взгляду Филофея, мировой носительницей и защитницей православной веры, и русский государь единственным вождем и покровителем православного народа. После падения двух Римов (Византия считалась вторым Римом) Москва стала третьим Римом, будет незыблемо стоять до конца мира («а четвертому Риму не быти»), если только она неотступно и неуклонно будет хранить святую православную веру.

  При венчании на царство нового государя высший иерарх русский митрополит, а с конца XVI века патриарх - в своем  поучении говорил царю: «Сохрани веру христианскую, греческаго закона, чисту  и непоколебиму,... люби правду и милость  и суд правый»; «всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение  о них имей от всего сердца; за обидимых же стой царськы и мужескы  и не давай обидети не по суду и не по правде»...

  Единение  православной иерархии с светской властью  не ограничивается областью идейной, но осуществляется в политической практике. Епископы и игумены по-прежнему являются советниками князей, впоследствии царей  московских. Великий князь, затем  царь постоянно «советует» о важных государственных делах с «отцем своим митрополитом», потом патриархом. Участие духовенства в государственных  делах получает даже свое оформление в лице т. наз. «освященного собора» (собрания высшего духовенства). Освященный собор в ХVI-ХVII вв. является непременной  составной частью земских соборов. В течение всего XVII века патриарх и освященный собор принимают  постоянное участие в управлении и законодательстве Московского  государства.

  Кроме права совета, православным иерархам принадлежало еще право «печалования», т.е. заступничества пред государями за лиц, несправедливо подвергавшихся преследованиям или наказаниям.

  В период возвышения власти московских государей (в ХV-ХVI вв.) московские иерархи всячески поддерживают и укрепляют авторитет Московского государя, который должен быть «всея Русския земли государем государь». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Внешняя политика России в  XV веке.
 

  Внешняя политика -Ивана III. Свержение ордынского ига 

  Создание  единого государства дало возможность  вести активную внешнюю политику. Россия стала играть значительную роль в международных отношениях.

  Во  внешней политике четко выделяются три основных направления: борьба за свержение ига Золотой Орды и  отношение с выделившимися из ее состава ханствами (Казанским  и Крымским); борьба с Великим  княжеством Литовским за возврат  захваченных им украинских и белорусских  земель; бсЗрьба с Ливонским орденом  за выход к Балтийскому морю. Иван III, обладавший ярким талантом дипломата  умело маневрировал и сумел избежать распыления сил страны: в нужный момент он концентрировал свою мощь на каком-то одном направлении.

  Первой  задачей, стоявшей перед внешней  политикой была ликвидация ордынского ига. Еще в 1476 г. Иван III отправил в  Орду посольство и, возможно, дань, но не поехал туда сам, а после этого  прекратил и выплату дани. В  июне 1480 г. хан Ахмат выступил против России, воспользовавшись тем, что против Ивана III подняли мятеж братья великого князя — удельные князья Андрей Галицкий и Борис Волоцкий, недовольные  тем, что старший брат не .поделился  с ними выморочным уделом умершего в 1472 г. дмитровского князя Юрия. Кроме  того на русские земли совершил нападение  Ливонский орден и неспокойно было в только что присоединенном Новгороде. Хан Ахмат собрал 100 тысячное войско и заключил военный союз с  литовским князем Казимиром.

  В августе—сентябре происходили стычки русских и ордынских отрядов, основные же русские войска стояли на Оке, ожидая неприятеля. Часть бояр уговаривала Ивана III примириться  с Ахматом, но против этого выступили  жители Москвы и ростовский архиепископ  Вассиан Рыло. За это время Ивану III удается укрепить Москву и помириться с братьями.

  В начале октября русское и ордынское  войска оказались друг против друга  на берега притока Оки — Угры. Дважды хан пытался форсировать  Угру, но оба раза был отброшен. Третью попытку хан предпринимать не стал. Он вступил в переговоры, ожидая подхода своегосоюзника Казимира. В  ходе переговоров ордынцы настаивали на сохранении ига вследствие чего были прерваны русской стороной. Казимир  не .подошел, т.к. - в Литве начались усобицы, а крымский хан Менгли-Гирей, союзник Ивана III напал на ее южные  границы. Наступившая ранняя зима лишила корма ордынских коней и в  ноябре Ахмат увел своим войска и  вскоре погиб. Бескровное "'стояние  на реке Угре ознаменовало завершение продолжавшегося 240 лет ордынского ига.

  После войны 1487 г. Ивану III удалось поставить  Казанское ханство в вассальную зависимость от Москвы. Однако позиции, завоеванные Россией в Казани были непрочны • и после смерти Ивана III казанских хан объявил  о разрыве отношений с Москвой.

  В Литве было немало русских феодалов, остававшихся православными. В связи  с усилением влияния католической церкви их положение осложнилось. В  конце XV в. в подданство к Ивану III перешли князья владевшие землями :в верховьях Оки в Чернигово-Северской  земле (Воротынские, Одоевские, Трубецкие) . Вспыхнула война, в которой Россия одержала победу. Литовский великий  князь Андрей Казимирович признал  новые границы и женился на дочери Ивана III.

  Однако  вскоре на русскую службу перешли  новые князья и весной 1500 г. вновь  началась война. Русские войска одерживают решительную победу в битве на р. Ведроши в .1503 г. было заключено  б-летнее перемирие. В результате двух войн воссоединились с Россией Черниго-во-Северская  земля, восточная часть Смоленской земли. Граница проходила всего  в 50 км. от Киева.

  Иван III предвидел столкновения с Ливонским Орденом и еще в 1492 г. на русском берегу р.- Нарвы, напротив укреплений Ордена была построена крепость Ивангород, ставшая основной базой русских войск, сражавшихся против рыцарей. Орден был разгромлен, вынужден признать права России на Тарту (Юрьев, Дептр) и обязался платить России дань за владение городом ("юрьевская дань")

  Дело, начатое Иваном III, закончил его сын  Василий III. Ему удалось окончательно присоединить Смоленскую землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы: 

  http://mglin-krai.narod.ru

  http://great-rulers.ru

  http://student.km.ru

  http://russia.rin.ru/

  http://mathist.narod.ru

  http://planetashkol.ru 

Информация о работе Образования московского государства