Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:47, реферат
Нельзя отрицать, что Россия подвергалась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе её влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает её от других. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России. Вопрос образования Русского государства интересовал историков всегда. Целью данной работы является изучение образования Московского государства.
Введение.
Великое Литовско-Русское княжество, его роль в истории России.
Феодальная война XV века, её значение для будущего государства.
Эпоха Ивана III и её значение в истории России.
Роль Русской православной церкви в объединении Русских земель и утверждения принципов самодержавия.
Внешняя политика России в XV веке.
Заключение.
Используемая литература.
К
войне с ордынцами готовилась
не только дипломатическая служба,
но и армия. Зимой 1480 г. русские рати
собрались в столице и ранней
весной выступили к Оке, где проходила
граница между Московским государством
и Диким Поле. Вдоль берега Оки
существовали укрепления, которые называли
"от берег". Их начали строить еще
при Иване Калите, а продолжали
усовершенствовать и при
Хан выбрал для переправы реку Угру, приток Оки. С самого ли начала он решил вести свою армию по местам, близким к Литве, где думал соединиться с войсками Казимира IV, или прав московский летописец, утверждавший, что хан Ахмед повернул на запад, убедившись, "что на тех местах на всех, куда прити ему, стоят противу ему с великыми князи многая люди, царь поиде в Литовскую землю хоте обойти чрез Угру". Узнав от сторожи, что Ахмедово войско повернуло на запад, русская армия тоже перешла к Угре и разбила лагерь там, где впоследствии ордынцы пытались форсировать реку. Попробуем понять, чем руководствовалось русское командование, определяя место встречи ордынцев.
Кочевники не могли перейти Угру в районе Юхнова, ибо тогда они попали бы в дремучие леса Медынского уезда и по дорогам, проложенным в этих лесах, вышли бы далеко на запад от Москвы. Не могли они форсировать реку и на участке от Юхнова до Калуги, так как- Угра в этом месте была широка и глубока. Сохранились результаты ее промеров, сделанных в XIX в. Можно предположить, что в XV в. река была не уже и не мельче.
Река для ордынцев была непреодолимой преградой, не могли они воспользоваться и десятком бродов, которые существовали в этом районе, потому что высокие и обрывистые берега Угры не имели пологих спусков и сами броды были узки и не годились для движения больших отрядов. На Угре существовало единственное место, удобное для переправы большой армии. Оно протянулось километров на пять между Калугой и устьем реки Росвянки, имело низкий песчаный берег, не очень большую глубину и издавна называлось Перелаз. В районе Перелаза и ждали прихода Ахмедовых войск русские полки. Так как они пришли раньше кочевников, то сумели подготовиться к
обороне.
Начали с того, что перекрыли все броды через Угру, поставив там засады с пищалями и тюфяками. Укрепили и район Перелаза. Вдоль берега Угры стали лучники и "огненные стрельцы" - пехотинцы, вооруженные ручным огнестрельным орудием; за ними - грозный "полевой наряд", состоявший из пушек, пищалей и тюфяков.
Обращаем внимание на то, что русская армия привезла на берег Угры орудия. Это было необычно, так как раньше орудия применяли лишь для защиты крепостей. За "нарядом" стояли пешие воины с копьями, рогатинами и топорами, а также дворянская конница в доспехах, имеющая холодное оружие и ручное огнестрельное.
Армия была готова встретить врага. Среди названного оружия интересны ручницы - ручное огнестрельное оружие, которое было новым для русской армии. Кавалеристы имели более легкие ручницы, "пешие вой" - более массивные, поэтому при стрельбе последние старались на что-то положить ствол, например на бердыши.
Пока воеводы расставляли войска по берегу Угры в районе Перелаза, Иван III съездил в Москву, дал указания подготовить столицу к обороне против ордынцев на случай, если они прорвутся к городу, помирился с братьями и договорился с ними о совместных действиях против хана Ахмеда. Выполнив эти неотложные дела, Иван III вернулся к войскам и стал с резервным полком в городе Кременце, расположенном в 50 км от действующей армии, охранявшей Угру. Из Кременца ему было удобно руководить береговой обороной. Если бы враг сумел прорвать ее и ринуться к Москве, резервный полк должен был прийти к месту прорыва и остановить неприятеля. Вся русская армия - и пехота, и артиллерия, и конница - была готова к появлению Ахмедова войска.
Враг появился в начале октября и сразу, с ходу, попробовал форсировать реку. "Ста царь [Ахмед] на брезе на Угре со многою силою на другой стране [стороне] противу великого князя хотя [хотел] перейти реку". Вражеская армия бросилась в воду, но ее встретил шквал ядер и картечи, и она вынуждена была повернуть обратно. Четыре дня все новые и новые ордынские отряды пробовали "перелезть" Угру, и всех их постигала одна и та же участь - они или тонули, или возвращались на правый берег. Поддержать огнем своих атакующих кочевники не могли, их стрелы не достигали противоположного берега. Русские же ратники даже не пробовали поразить врага на правом берегу Угры. Они лишь ждали, пока ханские войска подойдут к их берегу. Медленно движущаяся в холодной октябрьской воде вражеская конница была хорошей мишенью для наших воинов. "Наши стрелами и пищалями многих побита, а их стрелы меж наших падаху и никого же не уезвляху". Ордынцы не выдержали такого отпора русских ратей и отступили, поставив свой лагерь в Лузе.
С отступлением Ахмед-хана бои на Перелазе не прекратились. Ордынцы многократно пробовали пробиться на левый берег, но не смогли. Они множество раз пытались форсировать реку или в районе Перелаза, или по бродам, но путь им везде преграждали наши ратники.
Хан
Ахмед так и не сумел преодолеть
сопротивление русских полков, а
Казимир не пришел ему на помощь.
Последнее объясняется тем, что
войну с Литвой начали войска союзника
Москвы, крымского хана Менгли-Гирея,
и тем, что внутри Литовского государства
русские князья составили заговор
против Казимира и ждали лишь вступления
Литвы в войну, чтобы поднять
восстание и перейти "под руку"
Ивана III. Но главное - путь к Москве
войскам Казимира преграждали стоявшие
в Кременце резервные войска великого
князя Ивана III, усиленные подошедшими
войсками его братьев - Андрея Большого
и Бориса Волоцкого. 20 октября "приидоше
же тогда братия великому князю на
Кременец, князь Андрей Васильевич
Большой и князь Борис
Хана Ахмеда ждало еще одно испытание: против его армии восстали "верховские княжества", т. е. русские княжества, расположенные в верховьях Оки и находившиеся в вассальной зависимости от Литвы. Ахмед подавил восстание, "всех градов плени 12... а волости все плени и полон вывел". Однако после этой победы осталось его войско без продовольствия и фуража, так как их уже невозможно было добыть в разоренных "верховских княжествах".
Пока
Ахмед занимался карательными экспедициями
на Оке, пришла ранняя зима. "3l митриева
же дни [26 октября] стала зима, и реки
все стали, и мразы [морозы] великыи".
Иван III понимал, что по льду ордынцы
могут перейти Угру в любом
месте, и поэтому решил отозвать
войска от берегов реки и сразиться
с Ахмедовым войском у
Бегство
Ахмедовых войск означало освобождение
Руси от многовекового монголо-
Православная церковь была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям, как с Запада, так и с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) – все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.
Во
времена татарского ига (XIII-XV вв.) православной
церкви выпала на долю великая задача
сохранения и укрепления русской
народности и русской государственности.
Самое сознание национального единства
русского народа образуется на почве
сознания возникшего ранее единства
религиозного - путем противопоставления
русско-православного
Русская Церковь бережно хранила идею единства русского народа. На основе единства «русской веры» и выросло русское национальное сознание - все тверичи, москвичи, рязанцы, полочане, новгородцы, черниговцы, киевляне и т.д. сознали себя единым русским народом, прежде всего потому, что все они исповедовали единую «русскую веру (И.И.Лаппо)».
Глава
русской церкви митрополит Киевский
уже в первой половине XIII века, еще
до татарского завоевания, именуется
митрополитом «всея Руси». Церковное
единство Руси далеко предшествовало
ее объединению национально-
В
знаменательную эпоху ХIV-ХV века, когда
медленно, но неуклонно происходило
национально-государственное