Образование и развитие древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Восточные славяне в V-IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия
7
1.1 Первые свидетельства о славянах 7
1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.) 8
1.3. Общественный строй 10
1.4. Религия и Язычество

10
ГЛАВА 2 Деятельность первых русских князей ( вторая половина X- начало XII в.). Расцвет Киевской Руси. 12
2.1. Варяги 12
2.2. Основные направления деятельности первых Киевских князей 13
2.3. Принятие христианства и его последствия
15
ГЛАВА 3 Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её современные трактовки 19
ГЛАВА 4 Причины и значение введения христианства на Руси 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

2.2. Основные направления  деятельности первых  Киевских князей

        После смерти Рюрика (879г.) в Новгороде  стал княжить его родственник  Олег, опекун малолетнего сына  Рюрика - Игоря. Однако он не  остался в Новгороде, а вместе с Игорем двинулся с сильной дружиной по великому водному пути "из варяг в греки". Он взял города Смоленск и Любеч на Днепре и подошел к Киеву. В Киеве в это время власть принадлежала двум вождям варяжской дружины - Аскольду и Диру. Олег хитростью захватил Аскольда и Дира, приказал их убить и сел "княжа в Киеве" (882 г.). Он предсказал Киеву великое будущее, "Се буде мати градом русским". Утвердившись в Киеве, Олег начал покорять славянские и финские племена: подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободил восточнославянские племена от хазарской зависимости; подчинил также финские племена: чудь, весь, мерю, мурому. Подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, произвел объединение новгородского севера и киевского юга и стал таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь "под рукой" великого князя киевского.

        Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией.

        В 912 году Олег умер. Его преемником  стал Игорь. Это был князь  менее храбрый и талантливый,  более корыстолюбивый. При нем  начали свои нападения на Русскую  землю новые пришельцы из Азии - печенеги, кочевавшие в южнорусских  степях. Игорь предпринял два похода на Византию. В 945 г. был заключен договор, в основном повторивший договор Олега с Византией, но без права беспошлинной торговли, а с обязательством великого князя оказывать греческому правительству военную помощь, когда оно "начнет хотеть" этой помощи. В 946 г. Игорь трагически погиб в земле древлян.

        Вдова Игоря, великая княгиня  Ольга, прежде всего хитро и  жестоко отомстила древлянам  за убийство мужа. Ввиду малолетства  своего сына Святослава Ольга  более 10 лет самостоятельно управляла  государством.

        Она урегулировала сбор княжеских  доходов, установила постоянные  места стоянки князей и их "мужей"  во время объезда подвластных  им земель.

      Но  главной заслугой Ольги было принятие ею христианства. В 955 (или 957) г. она посетила Царьград и крестилась там в православную веру.  

      Святослав Игоревич оказался храбрым и суровым  воином, талантливым и неутомимым полководцем. Летопись так описывает  его характер и образ действий: начал он собирать воинов многих и  храбрых, ходя легко, как барс; много  воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтиками конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; таковы были и все его воины. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: "хочу на вас идти".

        Сначала Святослав предпринял  ряд удачных походов на восток. Он подчинил своей власти самое  восточное славянское племя - вятичей, которые до тех пор платили дань хазарам. Около 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам, завоевал их главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер. Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с г. Тьмуторокань; победил он также волжских болгар, причем взял и разграбил их столицу Булгар. Разгромив всех восточных неприятелей и соседей Руси, Святослав обратился на запад. Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и Святослав, собрав большую рать, в 967 г. двинулся на Дунай, победил болгар, завоевав Болгарию (к великому неудовольствию византийского правительства) решил остаться там навсегда и сделать г. Переяславец на Дунае своею столицею.

        Во время отсутствия Святослава  печенеги вторглись в русские пределы и угрожали самому Киеву. Киевляне послали послов к Святославу с упреком "Чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся...". Услышав это, Святослав поспешил к Киеву и прогнал печенегов в степи. Но скоро заявил Ольге и боярам, что хочет жить в Переяславце на Дунае.

      После смерти Ольги Святослав "посадил" своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега - в земле  древлянской, несовершеннолетнего  Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород, по просьбе  новгородских послов, а сам снова отправился на Балканы (970 г.). Однако византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать нежелательного соседа и выступил против него с огромным войском.  
 

      Святослав произнес свое знаменитое обращение  к дружине: "Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь; "мертвые бо срама не имуть"; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда...". Последовало ожесточенное сражение, в котором Святослав одержал полную победу. Но его дружина понесла большие потери, и, видя невозможность победы над многочисленном войском Византийского императора, он вынужден был заключить мир, в котором обязался очистить Болгарию.

      Главные русские силы отступили сухопутным путем, Святослав же с малой дружиной отправился домой по морю и по Днепру. У Днепровских порогов печенеги напали на Святослава и убили его (972 г.).

        Главным содержанием деятельности  первых киевских князей было:

1. объединение всех восточнославянских и частично финских племен под властью великого князя киевского;

2. приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана их;

3. оборона русских пределов от степных кочевников. 

2.3. Принятие христианства  и его последствия

      После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980 гг.). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом и начал против него военные действия. Дружины Олега были разбиты и земли древлянские присоединены к Киеву. После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и таким образом стал единоличным правителем всего Древнерусского государства. Князь Владимир, вернувшись с варяжской дружиной в Новгород, изгнал киевских наместников и вступил в войну с Ярополком. Жестокое столкновение между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, и власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославовича (980-1015 гг.).

      В годы княжения Владимира Святославовича к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли  по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге линия крепостей  обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель.  

      Он  пытался политическое объединение  подкрепить единством религиозным, реформировав языческие верования. Из многочисленных языческих богов  выбрал шесть (Перун, Даждьбог, Хорос, Симаргл, Стрибог и Мокошь) и объявил их верховными божествами. Поклонение другим богам жестко преследовалось, а неканонические идолы уничтожались.

        Однако языческая реформа не  удовлетворила князя Владимира  и никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства, так как христианскими державами оно продолжало восприниматься как варварское. Древние связи Руси и Византии привели к тому, что Владимир в 988 г. "крестил" Русь в  христианство. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами.

      Христианство  оказало огромное влияние на быт  и нравы, политические и нравственные отношения Древней Руси. Особенно благотворно было влияние христианства на культуру. Оно принесло на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном просветителями славянами - Кириллом и Мефодием. Христианские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде. Настоящими центрами древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь. Иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. В Киево-Печерском монастыре возникло русское летописание. Первым летописцем был преподобный Нестор, а составителем первого летописного свода был игумен Киевского монастыря Сильвестр. В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Церковь положила начало русскому искусству, появилась храмовая архитектура и храмовая живопись, начало развиваться национальное художественное творчество.

      Организация русской церкви возглавлялась митрополитом Киевским, он же был и митрополитом "всея Руси". Русская митрополия не была автокефальной, она зависела от патриарха константинопольского, который считал своим правом поставлять греческих епископов на киевскую митрополию. Руководством церковным судьям и администратором служил сборник церковных законов "Кормчая книга", это был перевод с греческого "Номоканона". Церковному управлению и юрисдикции было подчинено по всем делам общество "церковных людей". Церковная власть имела суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности, по делам, касающимся семейных отношений. Церковь вносила в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, церковь восстала против кровной мести, против грубых и жестоких форм рабства.

      "Церковь  давала светскому обществу пример  нового, более совершенного и  гуманного устройства, в котором  могли найти себе защиту все  неимущие и беззащитные. Влияние  церкви охватило все стороны общественного устройства и подчинило себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи". (С.Ф. Платонов)

        После смерти Владимира Святого  (1015 г.) начались междоусобия его  сыновей. Старший сын Святополк  (Окаянный) убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и начал княжить в Киеве. Его брат Ярослав - наместник Новгорода - собрал большое войско из новгородцев и призванных ими на помощь варягов, победил Святополка и в 1019 г. сам занял киевский великокняжеский престол.

      Ярослав предпринял ряд военных походов  против соседских земель: прибалтийских "чуди" (построил к западу от Чудского озера город Юрьев), в литовской  и мазовейской, в 1043 г. организовал  поход против Византии (неудачный), в 1036 г. нанес решительное поражение печенегам. Ярослав стремился создать прочную защиту Руси от степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных кочевников. Он на правом берегу Днепра продвинул русские границы до реки Рось, укрепив здесь ряд городов. Во внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем и создателем христианской культуры. Он укрепил и украсил город Киев, построив Золотые ворота и каменные стены вокруг города.

      При Ярославе Мудром началась запись норм обычного русского права - "Русская Правда". "Русская Правда" - это комплекс юридических документов XI-XII вв. Она делится на:

 Древнейшую  Правду (Правда Ярослава);

 дополнение  к Правде Ярослава;

 правда  Ярославичей; 

 Устав  Владимира Мономаха;

 пространная  русская Правда.

      "Русская  Правда" - это не застывший свод законов, охвативший период с 1015 по 1132 гг. Это документ, направленный на защиту и укрепление феодальных отношений.

        Могущество Киевского государства  было непродолжительным, после  смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались княжеские усобицы. С каждым новым поколением Ярославичей родовые отношения становились все более сложными и запутанными, родственные чувства между различными ветвями княжеского рода исчезали, крупные области делились на более мелкие княжества, поэтому споры, столкновения и открытая вооруженная борьба за власть стали главной "болезнью" Киевской Руси.

      Не  остановили княжеские междоусобия  и вторжения кочевников, съезды князей в г.Любече (1097 г.), Витячеве (1100 г.), в  Долобске (1103 г.). В 1113 г. киевляне пригласили на княжение Владимира Мономаха. Он установил максимальный процент по займам, запретил обращать в полное рабство полузависимых, отрабатывающих свой долг у займодавца. Владимир Мономах стремился образовать союз князей во главе с великим киевским князем. В его княжение затихли народные волнения и междоусобия князей. Мир сохранялся и при старшем сыне Владимира Мономаха Мстиславе (1125-1132 гг.). Но после Мстислава борьба князей в Киевской Руси, которая ослабляла государство, усилилась.  

Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства