Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Восточные славяне в V-IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия
7
1.1 Первые свидетельства о славянах 7
1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.) 8
1.3. Общественный строй 10
1.4. Религия и Язычество
10
ГЛАВА 2 Деятельность первых русских князей ( вторая половина X- начало XII в.). Расцвет Киевской Руси. 12
2.1. Варяги 12
2.2. Основные направления деятельности первых Киевских князей 13
2.3. Принятие христианства и его последствия
15
ГЛАВА 3 Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её современные трактовки 19
ГЛАВА 4 Причины и значение введения христианства на Руси 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Основные направления деятельности первых Киевских князей
После смерти Рюрика (879г.) в Новгороде стал княжить его родственник Олег, опекун малолетнего сына Рюрика - Игоря. Однако он не остался в Новгороде, а вместе с Игорем двинулся с сильной дружиной по великому водному пути "из варяг в греки". Он взял города Смоленск и Любеч на Днепре и подошел к Киеву. В Киеве в это время власть принадлежала двум вождям варяжской дружины - Аскольду и Диру. Олег хитростью захватил Аскольда и Дира, приказал их убить и сел "княжа в Киеве" (882 г.). Он предсказал Киеву великое будущее, "Се буде мати градом русским". Утвердившись в Киеве, Олег начал покорять славянские и финские племена: подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободил восточнославянские племена от хазарской зависимости; подчинил также финские племена: чудь, весь, мерю, мурому. Подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, произвел объединение новгородского севера и киевского юга и стал таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь "под рукой" великого князя киевского.
Утвердив свою власть в
В 912 году Олег умер. Его преемником
стал Игорь. Это был князь
менее храбрый и талантливый,
более корыстолюбивый. При нем
начали свои нападения на
Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, прежде всего хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ввиду малолетства своего сына Святослава Ольга более 10 лет самостоятельно управляла государством.
Она урегулировала сбор
Но
главной заслугой Ольги было принятие
ею христианства. В 955 (или 957) г. она посетила
Царьград и крестилась там в православную
веру.
Святослав Игоревич оказался храбрым и суровым воином, талантливым и неутомимым полководцем. Летопись так описывает его характер и образ действий: начал он собирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс; много воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтиками конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; таковы были и все его воины. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: "хочу на вас идти".
Сначала Святослав предпринял
ряд удачных походов на восток.
Он подчинил своей власти
Во время отсутствия
После
смерти Ольги Святослав "посадил"
своего старшего сына Ярополка на свое
место в Киеве, Олега - в земле
древлянской, несовершеннолетнего
Владимира с дядей его Добрынею
отпустил в Новгород, по просьбе
новгородских послов, а сам снова отправился
на Балканы (970 г.). Однако византийский
император Иоанн Цимисхий решил изгнать
нежелательного соседа и выступил против
него с огромным войском.
Святослав произнес свое знаменитое обращение к дружине: "Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь; "мертвые бо срама не имуть"; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда...". Последовало ожесточенное сражение, в котором Святослав одержал полную победу. Но его дружина понесла большие потери, и, видя невозможность победы над многочисленном войском Византийского императора, он вынужден был заключить мир, в котором обязался очистить Болгарию.
Главные русские силы отступили сухопутным путем, Святослав же с малой дружиной отправился домой по морю и по Днепру. У Днепровских порогов печенеги напали на Святослава и убили его (972 г.).
Главным содержанием
1. объединение всех восточнославянских и частично финских племен под властью великого князя киевского;
2. приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана их;
3. оборона русских
пределов от степных кочевников.
2.3. Принятие христианства и его последствия
После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980 гг.). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом и начал против него военные действия. Дружины Олега были разбиты и земли древлянские присоединены к Киеву. После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и таким образом стал единоличным правителем всего Древнерусского государства. Князь Владимир, вернувшись с варяжской дружиной в Новгород, изгнал киевских наместников и вступил в войну с Ярополком. Жестокое столкновение между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, и власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославовича (980-1015 гг.).
В
годы княжения Владимира Святославовича
к Древнерусскому государству были
присоединены восточнославянские земли
по обе стороны Карпат, земля вятичей.
Созданная на юге линия крепостей
обеспечила более действенную защиту
страны от кочевников-печенегов. Владимир
стремился не только к политическому объединению
восточнославянских земель.
Он пытался политическое объединение подкрепить единством религиозным, реформировав языческие верования. Из многочисленных языческих богов выбрал шесть (Перун, Даждьбог, Хорос, Симаргл, Стрибог и Мокошь) и объявил их верховными божествами. Поклонение другим богам жестко преследовалось, а неканонические идолы уничтожались.
Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира и никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства, так как христианскими державами оно продолжало восприниматься как варварское. Древние связи Руси и Византии привели к тому, что Владимир в 988 г. "крестил" Русь в христианство. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами.
Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы, политические и нравственные отношения Древней Руси. Особенно благотворно было влияние христианства на культуру. Оно принесло на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном просветителями славянами - Кириллом и Мефодием. Христианские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде. Настоящими центрами древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь. Иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. В Киево-Печерском монастыре возникло русское летописание. Первым летописцем был преподобный Нестор, а составителем первого летописного свода был игумен Киевского монастыря Сильвестр. В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Церковь положила начало русскому искусству, появилась храмовая архитектура и храмовая живопись, начало развиваться национальное художественное творчество.
Организация
русской церкви возглавлялась митрополитом
Киевским, он же был и митрополитом
"всея Руси". Русская митрополия
не была автокефальной, она зависела
от патриарха
"Церковь
давала светскому обществу
После смерти Владимира
Ярослав предпринял ряд военных походов против соседских земель: прибалтийских "чуди" (построил к западу от Чудского озера город Юрьев), в литовской и мазовейской, в 1043 г. организовал поход против Византии (неудачный), в 1036 г. нанес решительное поражение печенегам. Ярослав стремился создать прочную защиту Руси от степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных кочевников. Он на правом берегу Днепра продвинул русские границы до реки Рось, укрепив здесь ряд городов. Во внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем и создателем христианской культуры. Он укрепил и украсил город Киев, построив Золотые ворота и каменные стены вокруг города.
При Ярославе Мудром началась запись норм обычного русского права - "Русская Правда". "Русская Правда" - это комплекс юридических документов XI-XII вв. Она делится на:
Древнейшую Правду (Правда Ярослава);
дополнение к Правде Ярослава;
правда Ярославичей;
Устав Владимира Мономаха;
пространная русская Правда.
"Русская Правда" - это не застывший свод законов, охвативший период с 1015 по 1132 гг. Это документ, направленный на защиту и укрепление феодальных отношений.
Могущество Киевского
Не
остановили княжеские междоусобия
и вторжения кочевников, съезды князей
в г.Любече (1097 г.), Витячеве (1100 г.), в
Долобске (1103 г.). В 1113 г. киевляне пригласили
на княжение Владимира Мономаха. Он установил
максимальный процент по займам, запретил
обращать в полное рабство полузависимых,
отрабатывающих свой долг у займодавца.
Владимир Мономах стремился образовать
союз князей во главе с великим киевским
князем. В его княжение затихли народные
волнения и междоусобия князей. Мир сохранялся
и при старшем сыне Владимира Мономаха
Мстиславе (1125-1132 гг.). Но после Мстислава
борьба князей в Киевской Руси, которая
ослабляла государство, усилилась.
Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства