Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Восточные славяне в V-IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия
7
1.1 Первые свидетельства о славянах 7
1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.) 8
1.3. Общественный строй 10
1.4. Религия и Язычество
10
ГЛАВА 2 Деятельность первых русских князей ( вторая половина X- начало XII в.). Расцвет Киевской Руси. 12
2.1. Варяги 12
2.2. Основные направления деятельности первых Киевских князей 13
2.3. Принятие христианства и его последствия
15
ГЛАВА 3 Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её современные трактовки 19
ГЛАВА 4 Причины и значение введения христианства на Руси 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Основными культурами, возделывавшимися ими, были пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Почва обрабатывалась первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирался с помощью серпа. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объем производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наёмную рабочую силу. Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Они создавались в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно пройти незамеченным.
Родовая община вскоре сменилась соседской, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Они стремились к усилению власти над свободными общинниками путём введения для них дани, которая объяснялась необходимостью содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим набирал силу и процесс формирования нового господствующего экономического сословия – крупных собственников земли. Близкие князьям люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, принадлежавшие прежде общине.
Вместе с тем и в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.
Не были они утрачены и в начальный период существования Древнерусского государства. Всё это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.
В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошёл ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчёркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.
На
образование крупных племенных
объединений славян указывает содержащиеся
в русской летописи предание, повествующее
о княжении Кия с братьями Щеком,
Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье.
По имени старшего брата Кия якобы был
назван основанный братьями Киев. Летописец
отмечал, что такие же княжения были и
у других племён. Историки считают, что
эти события произошли в конце V-VI
вв. н. э.
1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.)2
Восточные
славяне занимали территорию от Карпатских
гор на западе до Средней Оки и
верховьев Дона на востоке, от Невы
и Ладожского озера на севере до
Среднего Приднепровья на юге. Славяне
объединялись в общности, название которых
получалось от названий местности (поляне,
бужане), либо от названий легендарных
прародителей (радимичи, вятичи).
В "Повести временных лет" названы полтора десятка объединений восточных славян, то есть "племенных союзов", каждый из которых состоял из 120-150 племён, занимал территорию 40-60 км в поперечнике. Основное занятие - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, просо, репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).
На севере господствовала "подсечно-огневая" система, то есть вырубка, сжигание леса и удобрение будущей пашни этой же золой - на 2-3 года.
На юге - "перелог", то есть простой переход от одного на другой участок в течение 2-3 лет. С земледельческим занятием тесно было связано скотоводство (свиньи, коровы, мелкий рогатый скот). Рабочим скотом на юге в основном были волы, а в лесной полосе - лошади.
Из других занятий следует выделить рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались так же и технические культуры (лён, конопля). Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, который надо было осуществлять в строго определённый срок - это мог выполнить только большой коллектив. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер - и те и другие пытались обеспечить себя внутренними ресурсами и ещё не работали на рынок. Но полностью без рынка хозяйство прожить не могло - с появлением излишков стало возможным обменивать продукты на ремесленные товары. Как правило, город возникал на холме, у места слияния двух рек - так было удобнее защититься от врагов. Центральная часть города называлась кремлём. Там находились дворцы князей, дома богатых феодалов, позднее - храмы и монастыри. У основания городского треугольника выкапывали ров, заполняемый водой. К кремлю примыкали поселения ремесленников, называемые посадом, а отдельные районы, населённые ремесленниками определённой специальности, - слободами. Во главе общины стоял князь. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях - "сходах".
Языческая
культура восточных славян была богатой
и разнообразной. В её недрах накапливались
первые знания о природе и человеке:
астрономических, медицинских, биологических,
технических, географических знаниях.
К 9 веку процесс разложения у славян
первобытнообщинного строя в основном
завершился. Племенные княжения то разъединялись,
то объединялись в зависимости от ситуации.
Поступательное движение производительных
сил, выразившееся в более активном использовании
орудий труда из железа, распад родовой
общины, рост городов, возникновение военной
дружины - всё это привело к возникновению
классов и государства.
1.3. Общественный строй
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.
Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделённая на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI- VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслужившую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покорённых племён дань. Такие походы за собором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре – апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
1.4. Религия и Язычество
Религией восточных славян было язычество. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Восточные славяне обожествляли силы природы и поклонялись им. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Богом неба и огня они почитали Сварога, богом грозы – Перуна, скота – Велеса; Мокрошь – богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии ещё устойчивого славянского межплеменного единства. Сварог стоял во главе всех божеств. Он напоминал древнегреческого Зевса. Его сыновья, Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла. Даждьбог – бог Солнца, весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «даждьбожьи внуки». Молились славяне Роду и роженицам – богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
По
мере слияния славян с некоторыми
иранскими и угро-финскими племенами
их боги перекочёвывали и в славянский
пантеон.
Так в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришёл из мира иранских племён. Оттуда же и появился бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы. Корней и растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Мокрошь была единственным крупным женским божеством. Она олицетворяла рождение всего живого и была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения общественной жизни славян, князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом, как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.
Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно появлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун – молния, высшее божество – был непобедим. К IX в. Он стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населён и другими сверхъестественными существами.
Многие из них были связаны с представлением загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегавшими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоёмов – рек, озёр, которые считались путём в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Славяне считали, что каждый дом находился под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чура – защитить его и говорил: «Чур, меня, чур, меня!»
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА X- НАЧАЛО XII в.). РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ
2.1. Варяги3
В районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и угро-финских племён, центром которого стали земли приильменских словен. Объединению способствовала борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которые незадолго до этого установили контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племён прогнал варягов. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.
Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угро-финские прибыло три брата-варяга Рюрик, Синеус и Трувор. Старший из них – Рюрик сел княжить у ильменских словен. Его первой резиденцией стал город Ладога. Затем он перешёл в Новгород, где «срубил» крепость. Второй брат сел в землях племени весь в городе Белоозеро, а третий - в землях кривичей в городе Изборске. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.
Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Южной Руси утвердилась местная Полянская династия, а в Северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования.
После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть от отца к сыну была передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет.
Дискуссия
о роли варягов в российской истории
и их национальной принадлежности началось
ещё в середине XVII в. и продолжается до
сих пор.
Одни
считали варягов норманнами, скандинавами,
исходя из того, что это была эпоха
норманнских морских нашествий на богатые
европейские страны, куда грабители –
норманны отправлялись за добычей. Объектом
этих нападений могли быть и земли восточных
славян.
Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства