Образование и развитие древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Восточные славяне в V-IX вв.: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, религия
7
1.1 Первые свидетельства о славянах 7
1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.) 8
1.3. Общественный строй 10
1.4. Религия и Язычество

10
ГЛАВА 2 Деятельность первых русских князей ( вторая половина X- начало XII в.). Расцвет Киевской Руси. 12
2.1. Варяги 12
2.2. Основные направления деятельности первых Киевских князей 13
2.3. Принятие христианства и его последствия
15
ГЛАВА 3 Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её современные трактовки 19
ГЛАВА 4 Причины и значение введения христианства на Руси 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск) 

ИВАНОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Юридический факультет 

Кафедра юридических дисциплин 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: « История отечества»

на тему: « Образование и развитие древнерусского государства   » 
 

                  Выполнил: студентка

                    группы 11 юз-б

                  ФИО: Андреева Евгения Васильевна

                  Проверил: Царёв Анатолий Рудольфович 
                   
                   
                   
                   
                   

Иваново 2012

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Восточные славяне в V-IX вв.: происхождение, расселение,      общественный строй, занятия, религия  
7
  1.1 Первые свидетельства о славянах 7
  1.2 Территория восточных славян (VI-IX вв.)    8
  1.3. Общественный строй 10
1.4. Религия и Язычество

                                           

10
ГЛАВА 2 Деятельность первых русских князей ( вторая половина X- начало XII в.). Расцвет Киевской Руси. 12
2.1. Варяги 12
2.2. Основные направления деятельности  первых Киевских князей 13
2.3. Принятие христианства и его  последствия 
15
ГЛАВА 3  Норманнская теория происхождения  древнерусского государства, её современные трактовки 19
ГЛАВА 4 Причины и значение введения христианства на Руси 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

      К политическим факторам образования  государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

      Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

      Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и  забот, зачастую выливавшегося в  создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

      К внешним предпосылкам следует отнести  то «давление», которое оказывали  на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

      С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

      Со  временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

      С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

      Следует учесть и то, что существование  в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

      В своем развитии древнерусское государство  прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

      На  первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов.                                                              К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

      На  втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

      Современные исследователи, преодолевая крайности  норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс  складывания государства начался  до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «Русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

      В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен.

Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию.

      В результате был подписан выгодный для  Руси договор, обеспечивающий ей право  беспошлинной торговли. Новые уступки  заключались в соглашении от 911 г.

      Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

      Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

      Полная  ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира  Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

      Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ  В V-IX ВВ.: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ЗАНЯТИЯ, РЕЛИГИЯ

1.1 Первые свидетельства о славянах1

      Cлавяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племён первоначально были центрально- и восточно-европейские земли, а естественными границами – Одер на западе, Днепр – на востоке, побережье Балтики – на севере, Карпаты – на юге.

      Значительный  рост численности славян привёл к  их миграции на юг, восток и север, где было значительное количество свободных земель. Другой причиной перемещения славян в VI в. стало  начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всех возрастающих количествах требовалась земля.

Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства