Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:36, научная работа
Вторая Мировая война
Введение……………………………………………………………………….. 3-4
Глава I. Свислоччина в первые дни войны в воспоминаниях
свидетелей и участников событий…………………………………..5-8
Глава II. Боевые действия Западного фронта на первом этапе
оборонительных сражений (июнь – начало июля
1941 года)…………………………………………………………….9-14
Глава III. Оборонительные бои на территории Свислочского
района……………………………………………………………….15-22
Заключение……………………………………………………………………...23-24
Литература……………………………………………………………………….25
Управление образования Гродненского облисполкома
Отдел образования Свислочского райисполкома
ГУО «Гимназия
№ 1 имени К.Калиновского г.Свислочь»
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ НА ТЕРРИТОРИИ Свислочского района
(июнь
– начало июля 1941 года)
Ткаченко Наталья Викторовна,
План
Введение………………………………………………………
Глава I. Свислоччина в первые дни войны в воспоминаниях
свидетелей и участников событий…………………………………..5-8
Глава II. Боевые действия Западного фронта на первом этапе
оборонительных сражений (июнь – начало июля
1941 года)…………………………………………………………….
Глава III. Оборонительные бои на территории Свислочского
района………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Изучение истории Великой Отечественной войны всегда было актуальным, особенно для нашего белорусского народа, потерявшего в этой войне каждого третьего жителя. Меня заинтересовала тема начала войны, как наиболее трудная и наименее изученная, так как мало сохранилось документов той поры и ещё меньше живых свидетелей и участников событий. В прошлом году Беларусь отпраздновала 65–летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков, а в этом году все народы бывшего СССР будут праздновать 65-летие Великой Победы. Хотелось, чтобы и это исследование стало скромным памятником советским воинам, мужественно и стойко защищавшим территорию нашего района от фашистских захватчиков, а также мирным жителям, ставшим первыми жертвами фашистов тогда, в горячем июне 1941 года.
Исследование истории Великой Отечественной войны в нашей гимназии начато было ещё в тот период, когда воссоздавалась Комната боевой славы, по-новому оформлялись стенды и экспозиция. Открытие Комнаты состоялось в 2005 году. С тех пор исследовательская работа не прекращалась, появились новые факты, воспоминания и документы. Назрела необходимость всё это обобщить, выявить проблемные моменты и сделать предварительные выводы.
Целью этой работы стало – составить характеристику оборонительных боёв на территории Свислочского района в начале Великой Отечественной войны. Достичь этой цели я планировала, решив следующие задачи:
1. обобщить все доступные источники информации по теме, сделав их
исторический анализ;
2. составить карту
1941 года;
3. проанализировать основные причины слабой готовности советских
войск к отражению агрессии;
4. определить роль и место боевых действий на территории нашего
района в общей картине боёв в Белоруссии в июне 1941 года.
Научный характер
Историческими источниками по нашей теме стали: воспоминания непосредственных участников боёв на территории Свислоччины в июне 1941 года (это солдаты и офицеры Красной Армии, полководцы с той и другой стороны); воспоминания жителей района, являющихся свидетелями описываемых событий; сводки Ставки Главнокомандования, карты военных действий фронтов ЗапОВО в июне- августе 1941 года. Были использованы все публикации в местной печати («Свислочская газета»), касающиеся изучаемого периода истории нашего края, материалы районной и республиканских Книг Памяти, воспоминания знаменитых полководцев и монографии исследователей этого периода. Но ещё больше пришлось поработать с живыми свидетелями военных событий, которые до сих пор сохранили яркие воспоминания тех трагических и героических дней. В ходе бесед с местными жителями приходилось учитывать и то, что прошло уже почти 70 лет, что большинству из них было в начале войны от 6 до 15 лет, но острота их эмоционального восприятия позволила лучше сохранить в детской памяти то, что их пугало и удивляло. Воспоминания более пожилых участников и свидетелей событий ещё более сложно применять в исследовании, так как память чаще их подводит, они уже мало помнят дат, фамилий и названий, сохранилась эмоциональная окраска событий; их воспоминания более подвержены влиянию послевоенной оценки событий 1941 года и часто не совсем объективны. Таким образом, обобщая и систематизируя материал, критически осмысливая, проверяя и сопоставляя факты, автор шла к установлению исторической правды.
В работе были использованы методы:
- критического анализа,
- проблемно-хронологический,
- дедуктивного анализа.
ГЛАВА
I. Свислоччина в начале
войны в воспоминаниях
свидетелей и участников
событий.
Фашистские самолёты с первых часов войны бомбили г.п.Свислочь и ж/д станцию, а также размещённые неподалёку от них, в Кватерах, недостроенные ещё аэродромные площадки, военные аэродромы около деревень Стоки и Дашковичи. После нескольких налётов эти аэродромы были полностью уничтожены, а самолёты сожжены.
Вот как вспоминают первый день войны старейшие жители Свислочи, свидетели тех трагических событий. Мария Александровна Гайдучек, которой в то время было всего 12 лет: «Проснулась я неожиданно от раскатов грома. Быстро вскочила с кровати и бросилась закрывать окна. Но тут увидела, что небо чистое, нет грозовых туч, начинается рассвет. И вдруг опять раздались раскаты грома. Однако они были не обычными, а сопровождались дребезжанием оконных стёкол, колебаниями земли. И так повторялось несколько раз. Через пару минут в небе послышался гул самолётных моторов. И вот со стороны Кватерского аэродрома появились девять самолётов. Восходящее солнце осветило их, и стала отчётливо видна на фюзеляжах фашистская свастика – зловещие, словно пауки, чёрные кресты. Тут, увидев меня в окне, с улицы подошла мама. Оказалось, что мои родители и соседи уже давно наблюдают за происходящим. Мама сказала, что немецкие самолёты бомбят аэродром, и, по-видимому, началась война. Тем временем девятка самолётов направилась на юго-запад. Через минут десять с той стороны уже летели новые фашистские стервятники в сопровождении истребителей.
Бомбёжка и воздушные бои продолжались целый день. Их мы хорошо видели, так как проходили они с нашей, северной стороны Свислочи. Воздушные бои были неравными. За каждым советским самолётом гонялись по 2-3 фашистских истребителя, поливая их огнём из пушек и пулемётов. Смотреть на эту картину было жутко, до боли жалко было советских лётчиков. Чем заканчивались эти бои – неизвестно, так как они завершались за пределами нашей видимости, над лесным массивом урочища Поперечное и на территории Волковысского района. Неизвестно до сих пор, остался ли кто-нибудь из советских лётчиков живым после этих жестоких, неравных воздушных боёв. А с понедельника через Свислочь нескончаемым потоком брели на восток мирные жители, шли и ехали раненные бойцы и командиры» [10] .
Другой ребёнок начала войны, Владимир Алексеевич Курбат, запомнил так этот день: «В ту страшную ночь нас разбудили самолёты. Они так низко летели и так страшно ревели, что, кажется, и сегодня их слышу. Мы с мамой побежали прятаться в картошку. Другие женщины с детьми также падали между грядками, матери накрывали собой малых, руками заслоняли детские головки и так лежали. А мне же, помню, было и страшно, и интересно. Всё хотел посмотреть на те самолёты, высовывал голову из-под маминых рук, а она ещё ниже пригибала меня, закрывала собою от беды, от смерти. Так несколько часов мы лежали, покуда не отлетели те самолёты, не замолк тот гул. А вечером они снова прилетели и начали кружить над Свислочью. Люди побежали прятаться в картофельные ямы на другую улицу. Её тогда называли Окопы, теперь – Пролетарская. Нас в тех ямах по 8-10 человек было. И нужно же было так случиться, что на самом краю ямы, где мы спрятались, наши солдаты установили пушку, из которой вели огонь по немцам. Мы боялись и пушечных выстрелов, и того, что немцы попадут в эту пушку, а это значит, и мы все погибнем. Но, на счастье, обошла нас беда» [7,c.176].
А вот что вспоминает бывший в то время учителем Пётр Пайковский, после войны поселившийся в Польше: «22 июня 41-го уже с утра началось необычное движение воинских частей Красной армии, размещённых в Свислочи. Безостановочно проезжали транспортные машины, а бойцы держали оружие наизготовку. Через некоторое время Молотов по радио сообщил о начале войны между СССР и фашистской Германией. При этом сказал, что народы Советского Союза встретят Гитлера так, как Россия встретила Наполеона в 1812-м» [14].
Другой свислочанин А.А.Волынчик вспоминает гул самолётов и взрывы 22 июня со стороны д.Кватеры, но над Свислочью как будто никаких самолётов не было, поэтому: «Особенного переполоха это происшествие не вызвало, да и чего было волноваться? Советское радио передавало песни, весёлую музыку, только почему-то не было, как обычно, новостей. Значит, всё спокойно, а утренние взрывы – скорее всего маневры. А вскоре до посёлка дошли слухи, что гитлеровская Германия вероломно напала на СССР, началась война. Тем утром был разгромлен Кватерский аэродром, ни один самолёт так и не смог подняться в небо. О нападении Германии на Советский Союз официально объявили на следующий день -23 июня» [7,с.180].
Галина Алексеевна Шульженко, которой в те дни было 4 года, но она на всю жизнь всё запомнила, рассказала: «В самом начале войны в наш дом по ул.Советской попала бомба. И если б не погреб, ничего от него не осталось бы. А так бомба заглохла в погребе. А мы все спали возле дверей на полу, чтобы быстрее можно было выскочить на случай обстрела. Колыбель мою, из которой я выпала, так и не нашли, а мне осколок в голову попал, шрам на брови до сих пор. Немцы бомбили по штабу красноармейской части, которая стояла в Свислочи на переулке Штабном с 1939 года, а попали в наш дом и в огород две бомбы. Папу моего тогда засыпало взрывом по самые подмышки, откапывался, чтобы вылезти. Соседскую бабушку из второй половины дома убило тогда. У брата двоюродного мускулы на руке разорвало, а тётку завалило в печи, всё лицо обожгло, платье сзади разорвано. Но никто на это не обращал внимания, когда мы бежали в ольшины у озера. Потом мы вернулись и первое время жили в погребе. И только с наступлением холодов папа из остатков старого дома построил времянку»[20,с.2].
Майер Любовь Степановна, проживавшая в начале войны в д.Кватеры, ей тогда было 8 лет, вспоминает: «Возле нашей деревни аэродром строили осуждённые, их привозили из России. Одного посадили за пять картошин, что он украл для голодных детей – восемь их у него было. А на квартире у нас жили главный бухгалтер и начальник строительства. 22 июня солнечно с утра было, и вдруг бомбы посыпались на аэродром. Страх! Все бегут к деревне от аэродрома. Деревенские тоже попрятались кто где, и мы спрятались в каком-то сарае. Наконец-то перебомбили. С опаской жители вылезли с укрытий. Из строителей многие тогда погибли, а из жителей деревни парня одного убили и девочку в крайнем от аэродрома доме. Переждали ночь в соседней деревне, думали, опять немцы бомбить будут. Но не бомбили. Да и что там осталось бомбить! Самолётов почти не было, не достроен аэродром ещё был. Потом мы вернулись в деревню и прятались в погребах до самого прихода немцев» [21,с.1-2].