Проверка исполнения
приказа возлагалась на начальника
ОРСУ ЧФ капитана 2 ранга тов.
Ипатова, с докладом командующему
флотом 13 ноября 1941 г.
Комсомольцы
береговой батареи № 10 обратились
ко всем комсомольцам — защитникам города.
«Товарищи комсомольцы! — писали они. —
Озверелая фашистская свора гитлеровских
бандитов прорвалась в Крым. Черный вампир
стремится захватить наш родной город
Севастополь… Дадим мощный черноморский
отпор врагу! Ни шагу назад! Каждый должен
драться до последней капли крови, до последнего
вздоха. Пусть подступы к городе труда
и обороны станут могилой для проклятых
гитлеровских бандитов».[224]
11 — вторник
Утром, после
непродолжительной артиллерийской
и авиационной подготовки, немецко-фашистские
войска перешли в наступление
на главном и вспомогательном
направлениях, а также предприняли
отдельные атаки на других
участках Севастопольского оборонительного
района. Особенно напряженными были бои
на направлении главного удара противника
в районе Варнутка — Кучук-Мускомья, где
в боевом охранении находилась 40-я кавалерийская
дивизия (командир полковник Ф. Ф. Кудюров,
военком полковой комиссар И. И. Карпович,
начальник штаба полковник И. С. Стройло).
149-й полк этой дивизии, которым командовал
подполковник Л. Г. Калужский, более двух
часов вел бой в полуокружении под Варнуткой.
Контратакой 154-го полка этой дивизии (командир
подполковник А. К. Макаренко) передовые
подразделения 72-й немецкой дивизии были
выбиты из Варнутки. Однако, подтянув свежие
силы, противник усилил натиск и вынудил
оба кавалерийских полка отойти на высоту
508,1. К исходу дня немцы заняли деревни
Варнутка и Кучук-Мускомья.[225]
Дальнейший
натиск врага удалось сдержать
при поддержке огня береговых
батарей и крейсеров «Красный
Крым» и «Червона Украина». Только
последний израсходовал в этом
бою 148 снарядов 130-мм калибра.[226]
Стоявший на якорях против
пристани Совторгфлота крейсер
вел огонь по деревням Варнутка
и Байдары. В результате он
поразил 3 немецкие батареи, разбил
18 автомашин и бронетранспортеров,
4 тяжелых танка, 20 обозных повозок,
рассеял и уничтожил до трех
рот вражеских солдат и офицеров.[227]
Особенно отличились расчеты
командиров орудий И. Ткаченко,
П. Панина, С. Бурлаки, П. Провоторова.
Все попытки
противника прорвать оборону
на других участках провалились.
Авиация главной
базы произвела бомбежку скопления
войск противника в районе
деревень Черкез-Кермен и Биюк-Каралез,
сделав 54 самолето-вылета.[228]
Партизаны Севастопольского
отряда под командованием В.
В. Красникова взорвали мост
на Ялтинском шоссе в районе
Варнутки и заминировали шоссе
в десяти местах.[229]
По решению
Военного совета флота городской
комитет обороны рассмотрел вопрос
об организации военного производства
на местных ресурсах. Было решено
объединить оставшееся оборудование
Морского завода и эвакуированного
из Симферополя завода «Химчистка»,
создать на их базе спецкомбинат
№ 1, на котором наладить производство
минометов, мин, ручных и противотанковых
гранат и некоторых других видов вооружения.
Разместился комбинат в штольнях бывших
флотских складов Троицкой балки, на берегу
Северной бухты. В подвалах Инкерманского
завода шампанских вин, на базе швейной
фабрики и артелей промкооперации развернулся
спецкомбинат № 2 по пошиву белья, обуви
и обмундирования. Оба комбината были
оборудованы со всеми вспомогательными
цехами за 10–14 дней.[230]
Оставшиеся
в городе мехстройзавод, артели
«Молот», «Красный мебельщик»
и другие также переключились
на обслуживание нужд фронта.
Так, артель «Молот», которая
до войны выпускала кровати
и другие предметы домашнего
обихода, стала производить гранаты,
мины, солдатские котелки и т. д.
Большая заслуга
в организации и налаживании работы комбинатов,
в переводе всех мелких предприятии и
артелей города на выпуск военной продукции
принадлежит секретарям обкома партии
П. Я. Спектору, Ф. Д. Меньшикову, первому
секретарю Севастопольского горкома партии
Б. А. Борисову, председателю горисполкома
В. П. Ефремову, заведующему промышленным
отделом горкома партии А. А. Петросяну.
Командующий
Черноморским флотом отправил
телеграмму Верховному Главнокомандующему
и народному комиссару ВМФ,
в которой сообщалось, что он вступил в
командование обороной Севастополя, заканчивают
организационное оформление управления
обороной и переформирование частей. Отмечалось,
что «все части морской пехоты влиты в
состав Приморской армии. Части начинают
принимать некоторую устойчивость в обороне».
Затем в телеграмме раскрывались слабые
стороны обороны. Командующий просил как
можно скорее дать одну горнострелковую
дивизию, сотню пулеметов, три тысячи винтовок
и хотя бы десять танков для резерва командования
на случай прорыва противника.[231]
12 — среда
Крейсер «Червона
Украина» утром вел огонь по
скоплению мотомехчастей противника
в районе Варнутки. Одновременно
авиация главной базы бомбила
и штурмовала вражеские войска
по дороге Байдары — Варнутка
и в районе д. Черкез-Кермен.
Всего было совершено 23 самолето-вылета.[232]
Во время стрельбы крейсера над Севастопольской
бухтой трижды появлялись самолеты-разведчики
противника.
Командование
11-й немецкой армии решило ослабить
оборону Севастополя мощными
ударами авиации с воздуха.
В 11.00 23 самолета «Ю-88» появились
над городом и начали бомбить
его объекты, порт и огневые
точки. Налеты продолжались весь
день. В 12 ч 08 мин более 20 самолетов атаковали
крейсер «Червона Украина», который стоял
в Южной бухте на якорях около Графской
пристани. Через две минуты под палубой
в районе 83-го шпангоута разорвалась бомба.
Образовалась пробоина площадью 5 м2. Взрыв
повредил цистерну с турбинным маслом.
На рострах возник пожар, который был потушен
через семь минут. Затем в корабль угодила
еще бомба, в результате ее взрыва в обоих
бортах было вырвано 11 м2 обшивки. Все помещения
и отсеки до 15-го шпангоута оказались затопленными.
Третья бомба замедленного действия разорвалась
под днищем крейсера, был перебит киль
и разрушена подводная часть корабля.
Более 15 разорвавшихся вблизи крейсера
бомб изрешетили его борта осколками.
Крейсер принял
около 4 тыс. т забортной воды. Личный
состав корабля в течение многих часов
вел борьбу за живучесть и удержание корабля
на плаву. Спасательными работами непосредственно
руководили командир пятой боевой части
инженер-капитан 3 ранга А. Ф. Трифонов
и его военком политрук Н. А. Тараканов.
Прибыл на крейсер и флагманский механик
инженер-капитан 2 ранга Б. Я. Красиков.
Приостановить распространение воды даже
с помощью мощных водоотливных средств
спасательного судна «Меркурий» не удалось.
Экипаж крейсера и команда буксира «СП-7»
(капитан Н. А. Фалько) продолжали самоотверженно
бороться за спасение крейсера. Однако
повреждения оказались гибельными и командир
корабля капитан 2 ранга И. А. Заруба приказал
экипажу покинуть корабль. Около 3 ч 30 мин
13 ноября крейсер «Червона Украина» затонул.[233]
При налете вражеской
авиации на крейсер 21 человек был убит
и 120 ранены.[234]
Возможно, крейсер
удалось бы сохранить, если
бы он своевременно изменил
свою позицию, на чем настаивал
командир корабля. Однако «добро»
от штаба флота получено не
было. Крейсер четверо суток обстреливал
врага, не меняя позиции, и,
естественно, был обнаружен авиацией
противника.
Значительные
повреждения при налете вражеской
авиации получили эсминцы «Беспощадный»
и «Совершенный». На «Беспощадном»,
стоявшем у Минной пристани, прямым
попаданием бомбы были затоплены
2-е и 3-е котельные отделения,
но корабль остался на плаву.
«Совершенный», стоявший в сухом доке
Морского завода, получил прямое попадание
бомбы в 4-е котельное отделение. Большая
часть корабля была разрушена.
В городе
было разрушено 37 зданий и 29
повреждено,[235] но его предприятия
продолжали работать на нужды
обороны.
При отражении
истребителями налета вражеской
авиации на город один из
бомбардировщиков противника оторвался
от группы и стал уходить
в сторону. В лобовую атаку
на него устремился самолет,
пилотируемый младшим лейтенантом
Яковом Ивановым. Бомбардировщик
уклонился. Иванов сделал заход,
нажал на гашетку, но выстрелов
не последовало. Патронные ленты
были пусты. Тогда он пошел
на таран, срубил винтом своего
самолета хвост немецкой машины,
и она, упав на землю, взорвалась
на собственных бомбах. А Яков
благополучно посадил свою машину
на аэродром.[236]
На сухопутных
рубежах обороны немецко-фашистские
войска предприняли несколько
атак. Упорные бои разгорелись
в третьем секторе за высоту
137,5 (перед х. Мекензия). Стремительными
ударами подразделений 7-й бригады
морской пехоты противник был
отброшен в исходное положение.
Не имея поддержки авиации,
враг не смог вклиниться в
нашу оборону ни на одном
из участков. Только на дальних
подступах, на южном участке,
ему удалось овладеть мысом
Сарыч. Личный состав маяка
и поста СН и С был своевременно
вывезен. При отходе огнем противника
потоплена шхуна. Жертв не было. Проходящий
же в районе мыса СКР «Петраш» обстреляла
артиллерия противника. Корабль получил
повреждения; ранено 11, убито 4 человека.[237]
Штаб Черноморского
флота во главе с контр-адмиралом
И. Д. Елисеевым и член Военного
совета Черноморского флота дивизионный
комиссар И. И. Азаров убыли
на Кавказ. В Севастополе оставалась
оперативная группа штаба флота
во главе с начальником оперативного
отдела капитаном 1 ранга О.
С. Жуковским. Вскоре на базе
этой группы был создан штаб
СОР. Его начальником был назначен
капитан 1 ранга А. Г. Васильев,
а О. С. Жуковский убыл на
Кавказ.
Передислоцировались
на Кавказ и все довольствующие
отделы тыла флота. Для организации
обеспечения войск СОР в Севастополе оставались
начальник тыла флота контр-адмирал Н.
Ф. Заяц, военком тыла полковой комиссар
Г. И. Рябогин и оперативные группы: артотдела
во главе с капитаном 1 ранга Д. Ф. Панчешным,
техотдела во главе с инженер-капитаном
1 ранга И. Я. Стеценко, минно-торпедного
отдела во главе в капитаном 2 ранга А.
П. Дубривным. Вскоре на базе оперативных
групп был создан тыл Севастопольского
оборонительного района. Его начальником
по-прежнему оставался контр-адмирал Н.
Ф. Заяц, военком полковой комиссар Г. И.
Рябогин.[238]
Эвакуировался
на Кавказ и инженерный отдел
флота. В Севастополе в распоряжении
генерал-майора А. Ф. Хренова оставалась
оперативная группа во главе с заместителем
начальника инженерного отдела флота
военинженером 1 ранга И. В. Пановым.
Штаб СОР
отдал приказ комендантам секторов
№ 012/11, в котором отмечалось, что до сих
пор в частяx нет ясности по вопросам их
подчиненности и организационного построения.
Приказ разъяснял, что управление внутри
сектора строится по принципу: сектор
обороняет дивизия, а полки и бригады —
участки. Полки и бригады подчинены непосредственно
дивизии, т. е. коменданту сектора.[239]
Расформирована
42-я кавалерийская дивизия, а
оставшимся ее личным составом
доукомплектована 40-я кавалерийская
дивизия, которая для переформирования
была выведена в резерв.[240]
Транспорт «Красная
Кубань» (командир старший лейтенант
И. Г. Шокин) с оборудованием
Морского завода, рабочими с семьями
на борту вышел из главной
базы и взял курс на Поти.
Начальник эшелона — С. М.
Щеголь, впоследствии начальник
Потийского филиала Морского
завода.[241]
13 — четверг
С утра части
72-й пехотной дивизии немцев
возобновили наступление в районе
первого сектора на позиции
383-го стрелкового полка и 40-й
кавалерийской дивизии. Два батальона
немцев с 35 танками наступали
вдоль Ялтинского шоссе и далее
на высоту 440,8 и один батальон
— вдоль горной дороги от д. Кучук-Мускомья
на д. Кадыковка. Тяжелый бой за высоту
440,8 вел третий батальон (командир капитан
П. С. Кудрявцев) 383-го стрелкового полка.
Враг наседал, бойцы сражались геройски,
но силы были неравны. Комендант сектора
полковник П. Г. Новиков направил на помощь
батальону свой последний резерв — комендантский
взвод и личный состав автороты. Помощь
была незначительной и не могла изменить
положение. К исходу дня немцы овладели
высотой 417,7, лесничеством, высотами 386,6
и 440,8,[242] а часть сил 40-й кавалерийской
дивизии, удерживавшая высоту 508,1, оказалась
обойденной с флангов и окруженной.
С целью дезориентации
противника и отвлечения части
его сил от направления главного
удара наше командование решило
силами второго и третьего
секторов нанести охватывающий
удар и овладеть х. Мекензия
— важным опорным пунктом.
2-й батальон
(командир капитан К. Е. Подлазко,
военком старший политрук П.
В. Бабкин) 31-го стрелкового полка
из второго сектора продвинулся
на 1 км севернее высоты 269,0. Одновременно
из третьего сектора 1-й и 2-й батальоны
3-го полка морской пехоты лейтенанта С.
А. Торбана и старшего лейтенанта Я. И.
Игнатьева вошли в район х. Мекензия, 1-й
и 2-й батальоны 7-й бригады морской пехоты
капитанов Н. И. Хоренко и А. С. Гегешидзе
вышли на полкилометра восточнее хутора,
54-й стрелковый полк майора В. И. Петраша
и третий батальон 2-го Перекопского полка
морской пехоты интенданта 3 ранга М. А.
Татура — в район безымянной высоты, что
на 1 км южнее высоты 319,6. Действия нaших
войск поддержали огнем береговые батареи
№ 35, 725 и впервые открывшая огонь батарея
№ 18 (командир лейтенант М. И. Дмитриев),
расположенная на мысе Фиолент, а также
батареи 51-го и 134-го гаубичного артиллерийских
полков и бронепоезд «Железняков». Опасаясь
окружения своих частей в районе х. Мекензия,
а также считая, что советские войска переходят
из северных секторов в общее наступление,
командование 11-й немецкой армии срочно
завершило переброску сюда 22-й пехотной
дивизии.[243] Это облегчило положение защитников
южных секторов.