Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, доклад
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.
7.Христианизация Руси и её последствия.Феномен двоеверия.
Принятие Русью христианства.
Принятие Русью христианства – выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной и культурной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю:распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.Православные источники связывают проникновение христианства на террито-рию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке н. э.,направился проповедовать учение Иисуса Христа в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дру-жинники князя Владимира.Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополи-тическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение.Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне в 10-12 веках, не могло быть осуществлено язычеством.Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах.Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира,чем то, которое давалось язычеством, сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования.Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался 10 век. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства.В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном.Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси.Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятель-ной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей,но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно исполь-зовала в борьбе со своим северным соседом.И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг- на этом же языке.Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества. Благодаря болгарской писменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная писмен ность, которая была передана нам Болгарией,- это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская писменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то можно считать самой обоснованной 988 год. А. С.Пушкин так сказал о христианстве:” История новейшая есть история христианства.” Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы как изменчиво было наРуси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись,музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находилась в орбите христианской мысли, ясно, что А. С. Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.
Двоеверие.
Акт
принятия христианства в качестве государственной
религии не означал, конечно, быстрого
и повсеместного его утверждения в обществе.Христианизация
встречала сопротивление населения.Неоднократно
поднимались восстания против христианизации.
Истории известны наиболее крупные из
них: в Суздале,Киеве,Новгороде. И в городе,
и в деревне христианизация привела к
двоеверию— смешению языческих и христианских
верований и обрядов. Сочетанию церковной
культуры и повседневной жизни соответствовало
двуязычие: в храме звучал церковнославянский
(древнеболгарский) язык, а в миру говорили
на разговорном древнерусском.При рождении
человек получал два имени – языческое
и крещальное, а в придачу к ним – прозвище
(«Свибло»(шепелявый), «Толстой» или «Вареные
ноги»),сопровождавшее его всю жизнь.Сакральному
пространству храма и «красному углу»
крестьянской избы с иконами и лампадами
противостояли «нечистые» места: перекрестки
дорог,овин и баня – в ней проживали «домашние»
темные силы.В повседневной жизни за помощью
в деликатных ситуациях обращались не
только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам
за «зельем» для «привороженья»,лекарственными
травами или просто за советом. Духовенство
постепенно и осторожно вводило языческие
ритуалы в рамки церковного календаря:
святки стали частью праздника Рождества,
а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие
русалии и Рождество Предтечи. Языческие
образы и сюжеты органично вписывались
в мир «высокой» культуры.
8.Обострение политической борьбы в Киевском государстве во второй половине ХI –начале ХII вв. и его распад.
Умирая,Ярослав Мудрый (сын Владимира I,принявший княжество после Святополка Окаянного),разделил территорию державы между пятью своими сынровьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещл наследникам жить в мире и любви и слушаться во всём старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду,т.е. от брата к брату,а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику,получил название ,,очередного,, или ,,лествичного,,. Киевский престол,таким образом,должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов, с одной стороны,рост могущества каждого отдельного княжества – с другой,личные амбиции – с третьей,неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатсво же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатсве местных землевладельцев – бояр , а также на походах ,собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.
Любечский съезд. Со смертью последнего из Ярославичей – Всеволода I в соответствии с ,,лествичным,, порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу. Новый князь не сумел справиться с усобицами,противостоять половцам.Более того, он был человеком корыстолюбивым,очнь неразборчивым в средствах укрепления власти. Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах(сын Всеволода,внук Ярослава). По его инициативе состоялся Любечский съезд князей.Было приянято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип ,,Каждо да держит отчину свою,,.Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. После смерти Святополка II,вспыхнуло восстание в Киеве.Народ громил дворы княжеских управителей,крупных феодалов и ростовщиков.Восстание бушевало 4 дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский пристол Владимира Мономаха.Владимиру Монамаху удалось удержать под свой властью всю Русскую землю,несмотря на то что признаки дробления усиливались,чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси.Сыну Владимира Мономаха Мстиславу Великому удавалось ещё некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.Наступил период,получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.
Киевская
Русь не являлась централизованным государством.
Подобно большинству
9.Феодальная
раздробленность
на Руси.Новгород.Владимиро-
Существовавший
в Киевской Руси порядок занятия
престолов в зависимости от старшинства
в княжеском роду порождал обстановку
нестабильности,неуверенности,
Раздробленность-закономерный
этап развития Древней Руси. Закрепление
отдельных территорий-земель за определёнными
ветвями киевского княжеского рода
было ответом на вызов времени. ,,Круговорот
князей,, в поисках более богатого
и почётного престола мешал дальнейшему
развитию страны.Хозяйственный расчё
вышел на первое место.Это позволило
власти на местах более эффективно
реагировать на недовольство крестьян,внешние
вторжения. Киев стал первым среди равных
княжеств-государств. Вскоре другие земли
догнали и даже опередили его
в своём развитии.Сложились
Владимиро-Суздальское княжество.
Северо-восточная
Русь- Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская
земля – располагалась в междуречье Оки
и Волги. Здесь к началу XIIв. сложилось
крупное боярское землевладение. Основан
Нижний Новгород – крупнейший опорный
и торговый центр на востоке княжества.
Дальнейшее развитие получили старые
горда:Ростов,Суздаль,Владимир,
Голицко-Волынское княжество.
Юго-западная Русь – занимало северо-восточные клоны Карпат и территорию между реками Днестром и Прутом.Удобное географическое положение (соседство с Венгрией,Польшей,Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю.Кроме того земли княжества нахоилисьв относительной безопасности от кочевников.Как и во Владимиро-Суздальской Руси,здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе Осмомысле Галицком (знал 8 языков)Галицкие и Волынские дружины на время овладели Киевом. Объединение Галицкого и Волынского княжеств про изошло при князе Романе Мстиславиче .Он захватил Киев и принял титул великого князя.Образовалось одно из крупнейших государств Европы. Роман Волынский и Галицкий вел упорную борьбу с местным боярством, завершившуюся победой. Здесь так же установилась сильная великокняжеская власть. Старшему сыну Романа Мстиславича Даниилу пришлось выдержать длительную борьбу за престол как с венгерскими,польскими, так и с русскими князьями. Даниил сумел объединить юго-западную Русь и Киевскую землю. Однако Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами,а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).
Новгородская боярская республика.
Северо-западная
Русь занимала огромную территорию от
Ледовитого океана до верховья Волги,от
Прибалтики до Урала.Новгородская земля
находилась далеко от кочевников и
не испытала ужаса от набегов.Богатство
Новгородской земли заключалось
в наличии громадного земельного
фонда,попавшего в руки местного
боярства, выросшего из местной родоплеменной
знати.Возвышение Новгорода способствовало
исключительно выгодное географическое
положение: город находился на перекрестке
торговых путей,связывавших Западную
Европу с Русью,а через нее
– с Востоком и Византией. У
причалов реки Волхов в Новгороде
стояли десятки кораблей. Как правило,Новгородом
владел тот из князей, кто держал
киевский пристол.Это позволяло
старшему среди Рюриковичей нязю
контролировать великий путь «из
варяг в греки» и доминировать
на Руси. Используя недовольство новгородцев,боярство,
Информация о работе Объ и племен князем Олегомединение восточнославянских земель