Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, доклад
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.
Методы
отечественной истории.Значение
изучения истории.
История
- действительность в её развитии, движении,
наука о развитии общества и природы,
прошлое, сохраняющееся в памяти
человечества. Это всякий процесс
развития в природе и обществе.
Комплекс общественных наук, изучающих
прошлое человечества. Источники
изучения истории традиционно делятся
на материальные (летописи, своды законов,
частная переписка, остатки материальной
культуры самых разных форм и конфигураций)
и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Основные принципы изучения истории: -
Принцип дополнительности (Нильс
Бор): ни одна концепция не может
описать объект столь исчерпывающим
образом, чтобы полностью исключить
возможность других подходов. - Многофакторный
подход. - Принцип объективности: он
требует рассмотрения каждого исторического
явления в его многогранности
и противоречивости. Следовательно,
задачи исследователя - создать систему,
которая интегрирует
2.Хозяйственный
уклад,социальная
структура,обряды
и нравы восточных
славян.Язычество.
Общественное устройство восточных славян
Основу
общественного устройства восточных
славян составляла община - замкнутая
социальная система, призванная организовать
все виды деятельности человека: трудовую,
обрядовую, культурную. На ранних этапах
развития ведение хозяйства требовало
огромных затрат труда. Такие трудоемкие
работы, как, например, подсечно-огневое
земледелие, под силу были только большому
коллективу людей. Поэтому решающую
роль в жизни древнерусского народа
играла община, или мир (на юге), вервь
(на севере). В задачу общины также
входила обязанность следить
за справедливым распределением и правильным
использованием земель. Восточные славяне
жили родовой общиной, основы которой
составляли родственные связи между
общинниками. У каждого рода были
своя территория, свой уклад жизни,
свои особенности в ведении
Хозяйственная деятельность восточных славян
Славянские
племена занимались обычными для
оседлого населения видами деятельности:
земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством,
бортничеством. Различия в хозяйственной
жизни отдельных племен определялись
природно -климатическими условиями. На
черноземных землях полян, в условиях
мягкого климата, основу хозяйства
составляло пашенное земледелие. Обладая
достаточными запасами железной руды,
славяне быстро освоили железо и
с VI в. делали из него не только оружие,
но и, что не менее важно, сельскохозяйственные
орудия: плуги с железными лемехами,
железные серпы. Однако земледелие было
не единственным занятием полян. Они
занимались также и скотоводством
(разводили коров, свиней, коз, выращивали
лошадей), огородничали. Кроме того,
по землям поляк, а так лее северян
и тиверцев проходил «днепровский»
торговый путь, благодаря которому
стали формироваться торгово-
Славяне
были язычниками, и, значит, поклонялись
явлениям природы, обожествляли их. Были
также развиты культ рода и
предков, вера в добрых и злых духов.
Отличительная черта язычества -
многобожие. В пантеон восточнославянских
богов входили: Сварог (Вселенная); Род
(плодородие); Даждьбог, Ярило, Хорос (Солнце);^елес
(скот и богатство); Стрибог (ветер);
Моко*_» (земля); Перун (гром и молния,
война). На смену лету приходила осень,
потом наступала зима, и люди с
нетерпением ждали тепла и
щедрого солнца. Они не могли понять,
почему так происходит, почему благодатные
дни кончаются и начинаются заморозки
и холода, почему идет дождь или
выпадает снег. Славяне думали, что
все это зависит от воли богов
и других таинственных сил.
3.Соседи
восточнославянского
общества. Взаимоотношения
с Хазарским каганатом
и Византией. Торгово-
Кроме западных и южных славян, на зем¬лях которых в VI—VIII вв. также шел процесс образования государственности, соседями восточных славян были предки современных балтийских народов: ливы, латталы, пруссы, ятвяги, и др., заселившие эти земли еще в те древние времена, когда с них сходил ледник.
На
северо-востоке жили финские племена:
эсты, сумь, карелы, чудь заволочская
и др. Это были мирные народы, и
со славянами у них складывались
вполне добрососедские отношения, чего
нельзя сказать о морских разбойниках
- варягах, сделавших разбой средством
существования своего народа. Взаимоотношения
наших предков с варягами - очень
важный и крайне спорный вопрос в
исторической науке, но то, что эти
взаимоотношения сыграли в
Хазарский каганат.
Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии. Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь "из варяг в греки", князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточнославянских племен и объединения их в одном государстве. При приемнике Олега князе Игоре Киевская Русь несколько раз сталкивалась с Хазарским каганатом. Дважды, в 913/914 гг. и в 943/944 гг. Эти крупные столкновения были из-за невозможности для Руси проходить через Хазарию в Каспийское море и далее в Закавказье. Торгово-военные суда Руси из Азовского моря подымались по Дону до Переволоки, откуда сухим путем их перетаскивали в Волгу. Первый такой поход для Руси окончился разгромом: на обратном пути они, по требованию мусульман, подверглись нападению. Второй прошел для Руси благополучно. Киевской Руси несколько раз тогда же приходилось сталкиваться с Хазарией из-за крымских владений. Но смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. князь Святослав поход на реке Оке. В 965 году он разгромил Хазарский каганат.
Византия.
В
системе политических взаимоотношений
Византии с окружавшими ее странами
и народами большое значение имели
в IX—X вв. ее отношения с северными
соседями. Неуклонно следуя излюбленному
принципу «разделяй и властвуй»,
византийская дипломатия сосредоточила
свои усилия на том, чтобы помешать
распространению русского влияния
на Причерноморье, отрезать Русь от Черного
моря. В борьбе, затянувшейся на несколько
веков, Русь оставалась наступающей
стороной. Первым этапом в развитии
византино-русских отношений
Торгово-политическая роль варягов.
Меняется сама роль норманнов на Руси. Это уже не разбойники, ищущие славы и добычи, воины-насильники, купцы-грабители. Норманны на Руси конца IX-X вв. выступают в роли купцов, ...так как теперь в Гардарик ездили не грабить, ...а торговать. Торговать фибулами и мечами, в последнем случае в прямом и переносном смысле, когда варяг предлагал в качестве товара свой боевой 'франкийский' меч, а в придачу к нему свою воинскую доблесть, свой опыт мирового воина-бродяги, свою ярость берсекера, свою преданность тому, кто больше платит.
В конце IX-X вв. норманны на Руси выступают в качестве 'варягов'-купцов, торгующих с Востоком, Западом и Константинополем (Миклагард) и снабжающих товарами иноземного происхождения все страны Востока, Юга и Запада и прежде всего самую Гардарик. Они выступают в роли воинов-наемников - 'варягов'... Отдельные скандинавские ярлы оказываются более удачливыми и ухитряются захватить в свои руки власть в некоторых городах Руси, как это произошло с варягами Рогволдом..., осевшим в Полоцке.., а быть может, и в Турове (варяг Туры по преданию), и в Пскове (где сидели, видимо, варяги, так как Ольга, родом псковитянка, носит скандинавское имя Helga), и в других местах.
Большая же часть норманнских викингов выступала в роли наемных воинов-дружинников русских племенных князьков или русского кагана, вместе с другими княжескими дружинниками или вместе же с другими княжескими 'мужами', выполняя различные поручения в качестве 'гостей'-купцов и 'слов' (послов) князя, как это отметили Бертинские анналы.
От былого грабительства варягов на Руси не осталось и следа, хотя они и не раз пытались захватить власть, и, пользуясь силой, утвердить на Руси свою династию, вернее, сделать своих конунгов правителями на Руси.
Но
в данном случае речь шла уже не
о 'насилиях' находников-варягов 'из-за
моря', совершающих грабительские
налет..., а о попытках их использовать
в своих целях нарождающуюся
русскую государственность, одним
из винтиков которой были они сами,
норманнские наемные дружины. Речь
шла уже об удачных или неудачных
авантюрах инкорпорированных
Информация о работе Объ и племен князем Олегомединение восточнославянских земель