Объ и племен князем Олегомединение восточнославянских земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, доклад

Описание работы

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 70.77 Кб (Скачать)

Варяги  еще играли некую, и подчас очень  большую, иногда решающую роль, но уже  в качестве одного из элементов древнерусского общества. Они были составным, и далеко не главным элементом тех классово-господствующих сил древнерусского общества, которые  складывали и создавали русское  государство. Они были, так сказать, 'одними из', а не единственными... В  этой привычной им, социально родственной, среде норманны охотно и быстро растворялись. Женясь на русских, эти скандинавские  воины бесповоротно садились на русскую  почву и русифицировались часто  уже во втором поколении.

Но  пока древнерусская государственность  была слаба, пока существовало собственно несколько крупных государственных  политических образований, множество  слабых племенных княжений и море родов и общин во главе со 'старейшинами', пока не было единой русской державы, до тех пор норманнские искатели славы и наживы на отдельных этапах становились силой, способной навязать древнерусскому обществу свою власть'.

4.Объединение  восточно-славянских  земель и племён  князем Олегом.

879 году Олег стал новгородским  князем, а в 882 году (по летописи  Нрестора) он отправился походом  на Киев. С ним пошли многие  воины из славянских и неславянских  племен древнерусского Севера: варяги, чудь, словены, меря, весь, кривичи.  По пути на юг Олег захватил  Смоленск и Любеч и поставил  в городах своих наместников.  Нестор указывает, что в Киеве  тогда правили князья Аскольд  и Дир. Олег хитростью выманил  обоих из города и убил. Произошло  это на склонах Венгерской  горы (на ней сейчас расположен  парк "Аскольдова могила"). По  Нестору, Олег спрятал воинов  в ладьях, а сам подошел к  Киевским горам, неся княжича  Игоря на руках. "Мы купцы,  идем к грекам от Олега и  княжича Игоря. Придите к нам,  к родственникам своим..." Когда  же Аскольд и Дир пришли, все  спрятанные воины вскочили и  убили их. И стал Олег князем  Киевским, и молвил: "Пусть будет  Киев матерью городам русским". Насколько эта история правдива - неизвестно, но точно известно, что Аскольд и Дир не княжили  вместе - Дир был князем после  Аскольда. Историки и литературоведы  отмечают выразительный фольклорный  характер этого летописного сказания. Но как бы то ни было, а  вокняжение новгородского князя  Олега в Киеве является фактом. Это примечательное событие символизировало  объединение Северной Руси с  Южной и начало создания восточнославянского  государства.

 
Под тем же 882 годом, сразу же после  рассказа о захвате Олегом Киева, Нестор сообщает, что Олег пошел  походом против независимых от южного государственного центра племен Северного  Запада. Он начал "ставить города" в землях словенов и кривичей и  обложил данью эти племена. Основание  и перестройка опорных пунктов  княжеской власти в землях кривичей и словенов, а также наложение  дани означало распространение на земли  северо-западных славянских племен княжеской  власти и государственной системы  налогообложения. Интересно, что Олег обложил данью и своих земляков - новгородских словенов, что свидетельствует  о том, что государственная целостность  и государственный порядок для  Олега были выше личных симпатий.

 
Следующими шагами княжения Олега  были мероприятия, направленные на расширение государственной территории Киевской Руси. Сначала он начал войну с  древлянами, которых победил и  обложил тяжелой данью ("брал из них по черной кунице"). Потом Олег покорил северян, обложил их данью  и запретил платить дань хазарам: "Я враг им и платить вам  не нужно". Дальше Нестор повествует о стремительном подчинении князем еще одного союза племен: "Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Те ответили: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а платите мне". Подчинение племенных  союзов древлян, северян и радимичей, согласно Нестору, князь осуществил за три года (883-885 гг.), но это маловероятно. Настоящее подчинение этих племенных  союзов длилось значительно дольше, а Нестор, как и другие летописцы, которые почти не имели под  рукой письменных источников, а пользовались фольклорными памятками, наверное, для  удобства изложения свели эту  борьбу до трех лет. Следующие 22 года (885-907) правление Олега в Киеве летописцы  как будто забыли. Опять в летописях  Олег упоминается под 907 годом в  связи с большим походом на Византию.  
Вероятно, в период с 883 по 907 годы Олег занимался подчинением не только древлян, северян и радимичей, но и чуди, и мери, и вятичей, и хорватов, и дулибов, и тиверцев - все эти племена князь взял с собой в поход на Царьград в 907 году. Кроме того, все это время у Руси был очень грозный враг - хазары. Кому не известны слова Пушкина: "Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам".

5.Экономика,политическое  устройство и социальная  структура Древнерусского  государства. Становление  раннефеодальных  отношений.

Социально-экономический  строй 
Управление

а) князь; 
В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - политическую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. П. Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь) " Формирование территориальных связей, складывание города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на материалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель отживающего строя ищет пути решения этой проблемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойнике. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих торговых караванов. Можно сказать, что образ Соловья порожден эпохой формирования территориальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнюдь не безболезненно, подчас отчаянно сопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Владимира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". я5 я0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени периода распада старого родоплеменного единства.

б) община; 
В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. 
Это, несмотря на то, что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. 
В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамыти Ярополка. Побегни за град. " Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произошедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне" Князья, правившие в конце X на чале XIвв. считались с растущей силой городской общины, стремились ее как-то ублажить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян смерть Владимира, а сев на стол, созвал "кыян" и "нача даяти им именье". После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим кунами, и раздая множество". Крепнущая городская община держала в поле зрения и религиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. Особенно важно подчеркнуть причастность "людей" киевской общины к учреждению христианство на Руси. Они присутствуют на совещании по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". В одной из скандинавских саг говорится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. При решение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внимательное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополчение - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. я525 я0Любопыт но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а.. нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы ручить белогвардейцев, поскольку "не бебовой у него, печенег же множьство много". Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских распрях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. 
Пайди, сяди Кыеве на столе отни". Вои так же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку для отражения яросла вовых полков

в) вече; Так начинался процесс формирования волост ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события  в Киеве в 1068-1069гг., в которых  перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей  Киева и его окрестностей. 
Возмущенные, требующие оружие киевляне собираются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по ловцами и предъявляют князю требование о вы даче коней и оружие. То есть проявляется не зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская община действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с княжеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. 
Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепин считали, что термин "людье киевтии" обозначает торговоремесленное население Киева. Б. Д. Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В. В. 
Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы евстии? " Это не могли быть ни киевская боярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают, грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с врагом, правят посольства. В событиях 1068-1069г. г. вече вырисовывается как верховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.

г) система 
Что касается системы "старший "старший город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Святополком. И рече Болеслав: "Разведете дружину мою по городом на покоръм", и быть та ко. "Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города означает распространение власти и на пригороды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: "Елико ляхов по городам, избиваибтея". И избиша ляхы. "В летописном рассказе о с бытиях 1068-1069г. г. есть еще одна любопытная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью. "Такого рода явления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы свободного населения за отправление ими общественных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. Все это способствовало выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мотивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием. Итак, под 1068-1069г. г. летописец разворачивает выразительную картину деятельности киевский волостной общины. Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демократизма социально-экономических отношений. Не даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г. 
"Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от пога ных. "Олег, "послушав злых советников", надменно отвечая: "Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом". Последняя фраза говорит о многом. Во-первых, она намекает, что за "людьми градскими" скрывались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых, из нее следует, что князь приглашался в Киев не только для выработки совместных действий против "поганых", но для разрешения межкняжеских споров, где "людям градским" наряду с епископами, игуменами и боярами предназначалось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне" переходят к активным действиям, указывающим на широкие полномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече в социально-политическом механизме Киевской волости в середине XIIв. определяется не только его социальным составом но и тем кругом вопросов, который оно решало. В компетенции вече находились вопросы, касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенция распространялась даже на назначение судебно-административных "чинов".

Информация о работе Объ и племен князем Олегомединение восточнославянских земель