Н.С. Хрущев в период Карибского кризиса: к 50-летию события

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:16, реферат

Описание работы

Событиям Карибского кризиса посвящено много статей, книг, мемуаров. В период 1962-1989 гг. советские историки оценивали роль СССР в Карибском кризисе как роль миротворца и всю вину за эти события возлагали на США. Интересно, что имя Хрущева Н.С. зачастую даже не упоминалось! Вообще об этих драматических событиях сообщалось очень немного.1
Даже в воспоминаниях непосредственного участника событий – министра иностранных дел СССР А.А. Громыко видно явное замалчивание фактов с целью возложить всю вину на США. Громыко пишет только о действиях США в отношении Кубы, не говоря ни слова о планах СССР.2

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Карибский кризис…………………………… ………………………………..7
Причины и ход кризиса....….……………………………………………..7
Итоги и последствия……………………………………………………..19
Роль Дж. Кеннеди и Н. Хрущева в урегулировании Карибского конфликта………………………………………………………………..……22
3.1. Позиция Кеннеди в отношении Карибского конфликта………...…….22
3.2. Реакция Н.Хрущева и руководства СССР на эскалацию Карибского

кризиса……………………………………………………………………..….29
4. Заключение…………………………………………………………………….35
5. Список литературы……………………………………………………………37
6. Приложение………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 566.21 Кб (Скачать)

Успехи  в освоении космического пространства резко изменили имидж СССР в глазах западного обывателя. Удивление  вызывал масштаб достижений, быстрота их достижения, а то, ценой каких жертв и затрат это было достигнуто, не было известно за пределами Советского Союза.

Естественно, что западные страны приняли все  меры, чтобы исключить возможность  для СССР диктовать свои условия, опираясь на «ядерную дубинку». Путь для  достижения безопасности был один –  развертывание мощного военного союза европейских стран во главе с самой мощной страной мира – США. Американцам были созданы все условия для развертывания своих военных систем в Европе, более того, перед лицом советской военной угрозы их зазывали и заманивали туда всеми средствами.

США развернули мощный пояс безопасности, размещая вокруг границ СССР ракетные базы, станции  слежения, аэродромы для самолетов-разведчиков. При этом они имели преимущество в географическом расположении – если их военные базы располагались вблизи советских границ, то сами США отделялись от территории СССР мировыми океанами и таким образом были застрахованы от ответного ядерного удара.

При этом они мало обращали внимание на обеспокоенность СССР по этому поводу, объявляя все это потребностями обороны. Однако, как известно, лучшая оборона – это нападение, а размещаемое ядерное оружие давало возможность нанести СССР неприемлемый ущерб и заставить его капитулировать.

Особое  возмущение у советского руководства  вызвало создание американской военной  базы в Турции и размещение там  новейших ракет, оснащенных ядерными боеголовками. Эти ракеты могли нанести ядерный удар по европейской части Украины и России, по самым крупным и населенным городам, по речным плотинам на Волге и Днепре, крупным заводам и фабрикам. Ответить на этот удар, особенно если он окажется внезапным, СССР не мог – США были слишком далеко, на другом континенте, на котором у СССР не было ни единого союзника.

К началу 1962 г. у СССР волею судьбы впервые появился шанс изменить эту географическую «несправедливость».

Возник  острый политический конфликт между  США и республикой Куба - крошечным  островным государством в Карибском  море, расположенном в непосредственной близости от США. После нескольких лет  партизанской войны власть на этом острове захватили повстанцы  во главе с Фиделем Кастро. Состав его сторонников был пестрым – от маоистов и троцкистов до анархистов и религиозных сектантов. Эти революционеры одинаково критиковали и США и СССР за империалистическую политику и не имели четкой программы реформ. Главным их желанием было установить на Кубе справедливый общественный строй без эксплуатации человека человеком. Что это такое и как это сделать, никто из них толком не знал, впрочем, первые годы существования режима Кастро ушли на решение только одной проблемы – уничтожение инакомыслящих.

Придя к  власти, Кастро что называется, «закусил удила». Успех революции на Кубе убедил его в том, что точно таким же военным путем, путем засылки партизанских диверсионных групп, можно в короткий срок свергнуть «капиталистические» правительства во всех странах Латинской Америки. На этой почве у него сразу же возник конфликт с США, которые по праву сильнейшего считали себя гарантами политической стабильности в регионе и не собирались безучастно наблюдать за действиями боевиков Кастро.

При поддержке  США была предпринята попытка  высадить десант кубинских эмигрантов - противников режима Кастро , но Фидель сумел его разбить.

Делались  попытки убить кубинского диктатора  – угостить его отравленной сигарой, подмешать яд в коктейль, который  он почти каждый вечер пил в своем любимом ресторанчике, но все заканчивалось конфузом.

США ввели  экономическую блокаду Кубы и разрабатывали новый план вооруженного вторжения на остров.

Фидель обратился за помощью в Китай, но потерпел неудачу. Мао Цзе-Дун счел неразумным в тот момент раздувать военный конфликт с США. Кубинцы сумели договориться с Францией и закупили у нее вооружение, но пришедшее с этим вооружением судно было взорвано неизвестными в порту Гаваны.

Первоначально и Советский Союз не оказал действенной  помощи Кубе, поскольку немалая часть сторонников Кастро были троцкистами, а Лев Давидович Троцкий – один из вождей Октябрьской революции и злейший враг Сталина – считался в СССР предателем. Убийца Троцкого Рамон Меркадер жил в Москве и имел звание Героя Советского Союза.

Однако  вскоре СССР проявил к Кубе живейший интерес. Среди высших советских  руководителей созрела идея тайно разместить на Кубе ядерные баллистические ракеты, способные нанести по удар США .

В книге  Ф. Бурлацкого «Вожди и советники» так  описывается момент начала событий , которые привели мир к краю ядерной пропасти:

«Идея и  инициатива размещения ракет исходила от самого Хрущева. В одном из своих  писем к Фиделю Кастро Хрущев рассказывал о том, каким образом в его сознание запала мысль о ракетах на Кубе. Произошло это в Болгарии, судя по всему, в Варне. Н.С. Хрущев и министр обороны СССР Малиновский прогуливались по берегу Черного моря. И вот Малиновский сказал Хрущеву, показывая в сторону моря: на другой стороне, в Турции, находится американская ракетно-ядерная база. Пущенные с этой базы ракеты могут в течение шести-семи минут уничтожить крупнейшие центры Украины и России, расположенные на юге страны, включая Киев, Харьков, Чернигов, Краснодар, не говоря уже о Севастополе - важной военно-морской базе Советского Союза.

Хрущев  спросил тогда у Малиновского: почему Советский Союз не имеет права сделать то, что делает Америка? Почему нельзя, например, разместить наши ракеты на Кубе? Америка окружила СССР своими базами со всех сторон и держит его в клещах. Между тем советские ракеты и атомные бомбы расположены только на территории СССР. Получается двойное неравенство. Неравенство количества и сроков доставки.

Так он задумал  и обсудил эту операцию сначала  с Малиновским, а затем - с более  широкой группой руководителей  и, наконец, получил согласие Президиума ЦК КПСС.»4

С самого начала размещение ракет на Кубе готовилось и проводилось как абсолютно тайная операция. В нее были посвящены очень немногие из высшего военного и партийного руководства. Советский посол в США узнал о всем происходящем из американских газет.

Однако  расчет на то, что удастся сохранить секрет до момента полного развертывания ракет был глубоко ошибочным с самого начала. И это было настолько очевидно, что даже Анастас Микоян – ближайший помощник Хрущева, с самого начала заявлял о том, что операция будет быстро разгадана американской разведкой. К этому были следующие причины:

  1. Необходимо было замаскировать на небольшом острове крупное воинское соединение в несколько десятков тысяч человек, большое количество автомобильной и бронетанковой техники.
  2. Район для развертывания пусковых установок был выбран крайне неудачно – их легко можно было заметить и сфотографировать с самолетов.
  3. Ракеты должны быть размещены в глубоких шахтах, построить которые очень быстро и скрытно было невозможно.
  4. Даже в случае успешного размещения ракет из-за того, что подготовка их к запуску требовала несколько часов, противник имел возможность уничтожить с воздуха большую их часть до осуществления пуска, и тут же нанести удар по советским войскам, которые перед массированными авианалетами являлись практически беззащитными.

Тем не менее, Хрущев лично отдал приказ о начале операции.

С конца  июля и до середины сентября Советский  Союз направил на Кубу примерно 100 кораблей. Большая их часть перевозила вооружение. Этими судами было доставлено 42 ракетно-баллистических установки среднего радиуса действия - МРБМ; 12 ракетно-баллистических установок промежуточного типа, 42 бомбардировщика-истребителя типа ИЛ-28, 144 зенитные установки типа «земля-воздух».

 Всего на Кубу было перемещено примерно 40 тысяч советских солдат и офицеров.5

Ночью, в  гражданской одежде, они поднимались  на борт кораблей и прятались в  трюмах. Им не разрешалось выходить на палубу. Температура воздуха в  трюмах превышала 35 градусов Цельсия, страшная духота и давка мучили людей. По воспоминаниям участников этих переходов  – это был настоящий ад. Не лучше обстояли дела и после высадки  в пункте назначения. Солдаты жили на сухом пайке, ночевали под открытым небом.

Тропический климат, москиты, болезни и плюс к  этому – невозможность нормально  помыться, отдохнуть, полное отсутствие горячей пищи и медицинской помощи.

Большинство солдат были заняты на тяжелых земляных работах – рытье шахт, траншей. Работали ночью, днем скрывались в зарослях или изображали крестьян на полевых работах.6

Командующим советским военным соединением был назначен знаменитый генерал Исса Плиев, осетин по национальности. Это был один из любимцев Сталина, лихой кавалерист, прославившийся рейдами по тылам противника, человек огромной личной храбрости, но малообразованный, заносчивый и упрямый.

Такой военачальник вряд ли годился для осуществления  тайной операции, по существу, диверсионной. Плиев мог обеспечить беспрекословное подчинение солдат приказам, мог заставить людей выдерживать все тяготы, но спасти операцию, с самого начала обреченную на провал, было не в его силах.

Тем не менее, какое-то время удавалось сохранять  секретность. Многие исследователи  истории Карибского кризиса удивляются, что несмотря на все ошибки советского руководства, американская разведка узнала о планах Хрущева только в середине октября, когда конвейер по доставке военных грузов на Кубу раскрутился на полную мощность.

Американский  военный самолет-разведчик У-2 сделал фотоснимки, которые со всей убедительностью показывали строящиеся на Кубе стартовые шахты для баллистических ракет. 16 октября 1962 года эти снимки увидел президент Кеннеди. Первыми его словами были: «Мы должны их разбомбить». Подумав, он добавил: «Возможно…».7

Несколько дней ушло на получение дополнительных сведений по всем имеющимся каналам, обсуждение вопроса. Кеннеди и его  ближайшие помощники встретились с министром иностранных дел СССР Громыко. Тот уже догадывался, о чем его хотят спросить и заранее приготовил ответ – ракеты доставлены на Кубу по просьбе кубинского правительства, имеют только тактические значение, призваны защищать Кубу от вторжения с моря и самим США никак не угрожают. Но прямого вопроса Кеннеди так и не задал. Тем не менее Громыко все понял и сообщил в Москву, что американцам скорее всего уже известно о планах размещения ядерного оружия на Кубе.8

Хрущев  немедленно собрал совещание высшего  военного и партийного руководства. Хрущев был явно напуган возможной  войной и поэтому велел отправить  Плиеву приказ ни в коем случае, чтобы  не случилось, не применять ядерные  заряды. Что делать дальше, никто  не знал и поэтому оставалось только ждать развития событий.

А в это  время в Белом Доме решали, как  поступить. Большинство советников президента выступали за бомбардировку стартовых площадок советских ракет. Кеннеди колебался какое-то время, но в конце концов решил приказ о бомбовом ударе по Кубе не отдавать.

22 октября  президент Кеннеди обратился  по радио и телевидению к  американскому народу. Он сообщил,  что на Кубе обнаружены советские  ракеты, и потребовал от СССР  немедленно удалить их. Кеннеди  объявил, что США вводят «карантин» Кубы и будут досматривать все суда, направляющиеся на остров для того, чтобы помешать доставке туда ядерного оружия.

То, что  США воздержались от немедленной  бомбардировки, было воспринято Хрущевым как проявление слабости. Им было направлено письмо в адрес президента Кеннеди, в котором он требовал от США снять  блокаду Кубы. В письме по существу содержалась недвусмысленная угроза начать войну. Одновременно в средствах  массовой информации СССР было объявлено  об отмене отпусков и увольнительных для военных.

24 октября  по просьбе СССР срочно собрался  Совет Безопасности ООН. Советский  Союз продолжал упорно отрицать  наличие на Кубе ядерных ракет.  Даже тогда, когда на большом  экране всем присутствующим были  показаны фотоснимки ракетных  шахт на Кубе, советская делегация  продолжала стоять на своем,  как ни в чем ни бывало. Потеряв терпение, один из представителей США задал вопрос советскому представителю: «так есть на Кубе советские ракеты, способные нести ядерное оружие? Да или нет?»

Дипломат  с непроницаемым лицом произнес : «В свое время вы получите ответ».9

Обстановка  в Карибском море все более  накалялась. К Кубе двигалось два  десятка советских кораблей. Американские военные суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Американская армия получила приказ о повышенной боевой готовности, причем его специально передали в войска открытым текстом, без кодировки, чтобы об этом быстрее узнало советское военное командование.

Это достигло цели: по личному распоряжению Хрущева  советские корабли, направлявшиеся на Кубу, повернули обратно. Делая хорошую мину при плохой игре, Хрущев заявил, что оружия на Кубе уже достаточно. Члены Президиума ЦК выслушали это с каменными лицами. Им было ясно, что, по существу, Хрущев уже капитулировал.

Информация о работе Н.С. Хрущев в период Карибского кризиса: к 50-летию события