«Новый курс» Франклина Делано Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

За годы I мировой войны экономический потенциал Соединённых Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929-1933 гг., охватил все основные капиталистические страны (Великобритания, Германия и Франция). США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия:
сокращение объёма производства – промышленное производство в США понизилось до 56 %;
расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48 %;
разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40 % банков;
массовая безработица – потеряли работу около 17 млн. человек.

Содержание

Введение 2
Политическая карьера Ф.Д. Рузвельта 4
Великий кризис 1929-1933 гг. 12
«Новый курс» Ф.Д.Рузвельта 22
3.1 Мероприятия в области регулирования кредита и денежного
обращения 24
3.2 Мероприятия в области регулирования промышленности и сельского
Хозяйства 28
Социальная политика 34
4. Подъём рабочего движения и сдвиг в политике «нового курса» 40
Заключение 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

За время существования  ССС (до 1943 г.) через лагеря прошло 3 млн. молодых людей, 1,6 млн. из них до 1936 г. лагеря были предназначены для молодёжи промышленных центров, озлобленной и недовольной своей жизнью. По словам министра труда Ф. Перкинс, «считалось, что лагеря послужат привлекательной приманкой для некоторых наиболее нежелательных в больших городах лиц, не имевших работы». (10) под благовидным предлогом из городов удалялся горючий материал, а для армии готовился обученный резерв. Президент в свою очередь считал «гражданский корпус» своим величайшим достижением среди всех первых мер «нового курса».

Вторая из предложенных президентом мер – выделение  дотаций штатам из средств федерального бюджета – нашла своё воплощение в создании 23 мая 1933 г. «Администрации по оказанию чрезвычайной помощи» (ФЕРА – Federal Emergency Relief Administration), которой Конгресс ассигновал 500 млн. долларов для денежной помощи безработным. Во главе администрации был назначен Гарри Гопкинс. ФЕРА передавала эти деньги штатам. Фактически это управление занималось распределением средств между нуждающимися в виде заработной платы занятым в общественных работах или в виде пособия по нуждаемости в размере разницы между реальным доходом семьи и прожиточным минимумом.

Гопкинс уже к вечеру первого дня направил дотации 7 штатам, показав, что ассигнованные 500 млн. будут израсходованы очень скоро. Сосредоточивание внимания на оказании денежной помощи штатам, ФЕРА

____________________

  1. Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1961. С. 200

лишь в очень незначительных масштабах занималась организацией общественных работ, чего настойчиво требовали безработные и весь рабочий класс. Всего помощь от ФЕРА получили 15 % населения. И вскоре деятельность этого управления начали критиковать.

В соответствии с предложением Рузвельта о начале федеральной программы общественных работ была создана Администрация общественных работ (ПВА – Public Works Administration). Это ведомство было возглавлено министром внутренних дел Г. Икесом, и это во многом определяло его стиль деятельности. Он строго централизовал руководство работами, что вело к удивительно медленному их развертыванию. Помимо этого, Икес очень осторожно относился к трате выделенных его управлению средств. В течение первого года удалось заключить 4000 контрактов, на которые пошла незначительная часть ассигнованных фондов (около 100 млн. долл.). Максимальная занятость в программах ПВА была обеспечена в июле 1934 г. и составила 694 тыс. человек. ПВА больше занималась «заправкой насоса»(11), чем оказанием немедленной помощи безработным.

 

объявил Рузвельту, что  зимой понадобится более широкая  помощь нуждающимся. Президент уполномочил  его создать и возглавить «Администрацию гражданских работ» (СВА – Civil Works Administration). Задачей СВА было предоставление бедным работы в государственном секторе экономики. Проекты СВА должны были не пересекаться с областью деятельности частных предприятий, а работники  должны были получать условия труда, близкие к тем, что предоставлялись в частном секторе.

В целом поставленная задача была выполнена, и Гопкинсу удалось найти работу для 4230 тыс. человек. Большая часть проектов СВА не имела коммерческой ценности. В целом покупательная способность населения

____________________

  1. Сивачёв Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. М., 1980. С. 95

возросла за счёт зарплаты работников СВА на 1 млрд. долл. Таким образом, деятельность СВА была вполне успешной, но вызвала многочисленные протесты со стороны предпринимателей. Кроме того, Рузвельт был обеспокоен дороговизной этой программы, и с начала февраля деятельность СВА начала сворачиваться. К началу апреля все 4 млн. работников были уволены.

К концу 1934 г. проблема помощи нуждающимся так и не была окончательно решена. Всего с начала «нового  курса» на указанную задачу было израсходовано 2 млрд. долл., поддержку получили примерно 20 млн. американцев, но кардинального изменения уровня занятости так и не произошло – новые рабочие места в частном секторе экономики так и не были созданы. Вероятная причина неудачи действий кабинета Рузвельта в социальной сфере кроется в убеждённости президента и его сотрудников в том, что вопросы экономики можно решить, просто добавив денег в кошелёк покупателя. Первые социальные программы «нового курса» были рассчитаны на то, что организация промышленности вскоре уменьшит безработицу и выведет страну из кризиса. Программы ФЕРА и СВА были задуманы как краткосрочные меры. Но этот подход не позволил решить проблему безработицы.

Все эти законы, принятые во всех сферах, не считая множества  второстепенных, в совокупности и  составили ядро тогдашнего «нового курса» - прямое государственное вмешательство и вытекающая из него жесткая, порой мелочная регламентация хозяйственной жизни. ФДР, правительство и многочисленные административные инстанции, создаваемые по распоряжению президента для претворения в жизнь тех или иных программ, неустанно трудились, изыскивая практическое решение жгучих проблем. Случалось немало ошибок, а расходование миллиардов долларов влекло за собой неизбежную коррупцию в отдельных звеньях государственного аппарата. Администрация Ф. Рузвельта гигантскими шагами двинула вперёд развитие

государственно-монополистического капитализма, сохраняя позицию молчаливого  друга монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подъём рабочего  движения и сдвиг в политике  «нового курса»

 

На тридцатые годы, пишет У. Фостер, приходится период «возрождения американского рабочего движения». Это произошло не потому, что во главе страны стоял Рузвельт, а американская буржуазия внезапно прониклась любовью к трудящимся. Напротив, во время «нового курса», особенно в первый период, свирепствовал страшный террор против рабочих и беднейших фермеров. Только в 1933-1934 гг. во время стачек было убито 88 рабочих и фермеров, за один 1935 г. 35 тыс. стачечников и демонстрантов арестовано, губернаторы штатов без задержки вызывали национальную гвардию для действий против забастовщиков. В 1934 г. национальные гвардейцы разгоняли стачки в 19 штатах. Широкое развитие получил шпионаж в профсоюзах; в 1936 г. было установлено, что этим занимались 230 различных агентств, содержащих 100 тыс. платных агентов. По некоторым подсчётам, монополии тратили на шпионаж в профсоюзах до 800 млн. долл. в год.

Значительно усилилась  Национальная ассоциация предпринимателей; с 1933 по 1937 г. число фирм-членов НАП  увеличилось с 1469 до 3000. за НАП и Торговой палатой стоял «Комитет особой конференции», созданный в 1919 г., но превратившийся в регулярно действующий орган лишь в годы «нового курса». В этом комитете состояли 12 крупнейших монополий. В официальном документе его задачи определялись так: развивать философию сотрудничества между предпринимателями и рабочими, препятствовать проведению в Конгрессе рабочего законодательства. Происходил процесс объединения монополий.

Когда был принят закон  НИРА, рабочие расценили его как  «хартию вольности» профсоюзов. Некоторые профсоюзные лидеры поторопились выдвинуть лозунг во время вербовочных  кампаний: «Президент Рузвельт  хочет, чтобы ты вступил в профсоюз». Ближайшее знакомство с действиями НИРА показало рабочим, что желания монополий направлены в противоположную сторону: они поспешно расширяли компанейские союзы. На заводах концерна «Дженерал Моторс» в 1934 г. возник компанейский союз, насчитывавший 140 тыс. членов. Капиталистическая пропаганда настаивала, что компанейские профсоюзы необходимы для «восстановления» Америки. Органы НИРА прямо поощряли эти союзы. Когда на данном предприятии предстояло путём выборов решить вопрос, кто должен представлять рабочих - их профсоюз или компанейский союз, должностные лица НИРА стремились отдать предпочтение последнему. Несколько рабочих Нью-Орлеана официально уведомили Управление по трудовым отношениям, что их принудили вступить в компанейский союз угрозой увольнения с работы. Так капиталисты пытались использовать «новый курс» для подрыва рабочего движения.

Обескураженные рабочие  поняли, что не посулы НИРА, а борьба может обеспечить право на свой профсоюз и коллективный договор. Стачечное  движение активизировалось уже в 1933 г., достигнув наивысшей точки  в     1937 г., когда в 4749 забастовках  участвовало 1860 тыс. рабочих,  в результате чего было потеряно 28,4 млн. долл. Эти данные освещают примерно только часть проблемы. Механизм НИРА в 1933-1935 гг. предотвратил примерно 1100 стачек с числом участников более 1 млн., кроме того, было улажено 3200 трудовых конфликтов, где пока не возникла угроза стачки.

Подъём рабочего движения показал, что трудящиеся массы далеко не удовлетворены реформами 1933 г., что  инициаторы «нового курса», если они  хотят удержать рабочих в складывавшейся буржуазно-рефомистской коалиции во главе с Рузвельтом, обязаны будут пойти на дальнейшие и более существенные социальные преобразования. В ходе этой борьбы были чётко сформулированы требования расширения уступок по трём кардинальным направлениям: увеличение ассигнований на помощь безработным и введение социального страхования; принятие благоприятного для рабочих и эффективного законодательства о регулировании условий труда; признание права на широкую профсоюзную деятельность с гарантией реального участия профсоюзов в коллективно-договорном процессе. Такого исхода событий правительство Рузвельта летом 1933 г. не предусматривало. Ему предстояло существенно пересмотреть свой курс по отношению к рабочему классу.

По всем 3 основным группам  требований, о которых говорилось выше, правительство Рузвельта в итоге пошло на дальнейшие уступки народу. Безработица оставалась, конечно, проблемой номер один и социальном, и в экономическом измерении. Для изменения этой ситуации президент в начале 1935 г. предложил создать новое агентство – «Администрация прогрессивных работ» (ВПА – Works Progress Administration). ВПА многое переняла от СВА и в отличие ПВА во главе с Икесом делала больший акцент на социальную, а не на экономическую сторону проблемы. Задачей ВПА было создать новые рабочие места, но предоставить работникам условия худшие, чем в частном секторе, для того, чтобы поощрить стремление найти иную, не государственную работу. ВПА стало действовать по схеме, предложенной Г. Гопкинсом: тратить минимум денег на оборудование и материалы и привлечь к работе как можно большее количество людей. На более фундаментальных объектах ПВА 70 % средств шло на проектирование  и материалы и лишь 30 % - на зарплату, а в ВПА заработная плата забирала 75 % всех затрат. ВПА продолжало действовать до 1943 г. и предоставила работу 8,5 млн. безработных, потратив в общей сложности 11 млрд. долл. Тем не менее, и это управление не решило основную задачу, которую ставила перед собой администрация Рузвельта. Сам факт столь длительного существования ВПА говорит о том, что число безработных продолжало оставаться значительным до самого начала Второй мировой войны. Но ВПА решало вопрос только отчасти: не инвестируя ничего в частный сектор экономики, оно не уменьшало количество безработных, а помогало им выжить. Американские трудящиеся требовали введения системы социального обеспечения давно, но начиная с кризиса эти требования стали повсеместными. Правительство Рузвельта сначала осталось верным традициям «американизма» - пособия подорвут пресловутую свободу предпринимательства. Безработным заявлено, что они вообще не имеют права требовать материальной помощи. Такая «логика» не убеждала, а возбуждала негодование. Американцы не могли не видеть, что в других государствах, например в СССР, система социального страхования давно существует. В 1934 г. за немедленное введение данной системы высказались 1200 местных отделений АФТ. В марте 1935 г. случилось нечто невероятное в политической истории США: составленный коммунистами «Рабочий Билль», внесённый в качестве законопроекта членом Фермерско-рабочей партии Миннесоты конгрессменом Э. Ландином, был принят комитетом палаты представителей по труду и образованию. Именно это и заставило упорствующий в своём сопротивлении Конгресс принять закон о социальном страховании в августе 1935 г.

Закон вводил страхование 2-х типов – по старости и по безработице. Общим для обоих видов обеспечения было: изъятие из сферы охвата больших групп трудящихся (сельскохозяйственные рабочие, государственные служащие, домашняя прислуга и др.), низкий уровень страховых выплат с множеством оговорок самого права на их получение. Дальше шли важные различия. Пенсионное обеспечение было полностью федерализированной программой. Фонды аккумулировались за счёт налога: на работавших – 1 % на первые 3000 долл. зарплаты рабочего и на предпринимателей – 1 % от суммы зарплаты, выдаваемой ими. К 1948 г. ставки налога повышались до 3 % с обеих сторон.

Страхование по безработице  строилось на федерально-штатной  основе. Федеральным, т.е. общенациональным, было лишь налогообложение, которое  распространялось на предпринимателей, нанимающих 8 и более рабочих. Налог устанавливался на уровне 1 % в 1936 г. с доведением его до 3 % в 1938 г. на те же самые первые 3000 долл. ежегодной зарплаты, выплачиваемой предпринимателем каждому рабочему. Этот налог платили только предприниматели, который, разумеется, они перекладывали, в конце концов, на потребителей, т.е. в первую очередь на рабочих. На этом федеральная часть созданного механизма и кончалась. Круг получателей, суммы и сроки выплат определялись законодательством штатов. Если какой-то штат не принимал собственного статута о страховании безработных, то предприниматели данного штата всё равно платили налог, и деньги, таким образом, уходили полностью за пределы этого штата. Тем самым был создан стимул для штатных легислатур. К концу 1937 г. все штаты имели законы о страховании по безработице. Этот закон был огромной победой народных масс в условиях США. Впервые в истории Америки вводилась федеральная система социального страхования.

Одним из важнейших законов так называемого второго «нового курса» был федеральный закон о трудовых отношениях, вошедшего в историю как закон Вагнера – по имени его инициатора, сенатора-демократа от штата Нью-Йорк Р. Вагнера. Закон был принят 5 июля 1935 г. санкционировавший коллективную деятельность рабочих через институт профсоюзов, поставив его под официальную защиту. Подчёркивая нежелательность стачек и прочих форм индустриальных конфликтов, творцы закона, тем не менее, не урезали право рабочих на стачку.

Профсоюзные права были не только провозглашены, но и перечислены в ст. 7. Реальное нововведение коренилось в ст. 8, которая перечисляла 5 видов «несправедливой трудовой практики» предпринимателей,  подлежащей запрещению. Предпринимателю не разрешалось:

    1. вмешиваться в осуществление рабочими прав, записанных в ст. 7;
    2. каким-либо образом, в том числе и с помощью денег, участвовать в создании рабочих организаций и доминировать в них;
    3. осуществлять дискриминационные меры против членов профсоюза;
    4. увольнять или притеснять рабочего за то, что он подал жалобу или дал показание в соответствии с данным статутом;
    5. отказываться от ведения коллективных переговоров с должным образом избранными представителями рабочих.

Для пресечения запрещённой  предпринимателями практики и проведения выборов представительства рабочих создавалось Национальное управление по трудовым отношениям  (НУТО). Оно имело право издавать распоряжения, которые предприниматель обязан был исполнять. Оспаривать их, он мог лишь обращаясь в окружные апелляционные суды. Слабостью НУТО было то, что оно не имело права наказать нарушителя статута, если он соглашался прекратить «несправедливую трудовую практику». Но этот закон нёс больше плюсы профсоюзному движению, существенно останавливая предпринимательский произвол и пресекая деятельность компанейских союзов. Рабочий класс приветствовал закон, хотя левые силы и коммунисты критиковали его ограниченность и слабость.

Информация о работе «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта