Новые поиски педагогической науки и практики гуманистических ценностей национальной образовательной системы середины XIX - конца XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Начало XIX века, Александровская эпоха, одна из самых интересных в русской истории. Это была эпоха мистических течений,
Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний,
Отечественной войны, декабристов, А. С. Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел определяющее значение для русской культуры XIX века. Тогда формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь.

Работа содержит 1 файл

реферат на историю России.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Процесс обучения в земских школах был  ориентирован на развитие чувства любви  к своей Родине, чувства патриотизма. Этому способствовали традиционные предметы, такие как, Закон Божий, русский и церковно- славянский языки, чистописание, арифметика, церковное пение. Было характерно расширение круга предметов, которые оказывали непосредственное влияние на формирование патриотического сознания. Вместе с тем в учебный план земские педагоги самостоятельно вводили такие предметы как история и краеведение, имеющих решающее значение в воспитании национального самосознания. Земство заботилось о развитии в школе прикладных знаний. Для этого при некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы. Эти занятия приближали детей к родной земле, учили их любви к Родине.

     Учителя, расширявшие официально действующую  программу, стремились использовать новые, более эффективные методы преподавания, дававшие большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений 
(беседы, посещение музеев, экскурсии и т.д.).

     К концу XIX века земства поднялись  до уровня общегосударственного понимания проблем народного просвещения. Земские учреждения организовывали педагогические курсы для подготовки учителей, финансировали обучение в педагогических классах, собирали съезды народных учителей. Многие земские деятели занимались систематической переподготовкой учителей начальных школ. 
 
 
 
 
 

2.2. Роль гуманистических  ценностей в развитии  национальной образовательной  системы.

     В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем  формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета гимназического образования, своеобразный ренессанс гимназического обучения, что выразилось в принятии нового устава гимназий 1871 г. Реальные гимназии устранялись, они переименовывались в реальные училища.

     Таким образом, в России оставался только один тип средних учебных заведений - классическая гимназия (чаще всего  они делились на мужские и женские). Цель обучения оставалась та же - дать общее образование и подготовить молодежь к поступлению в университеты. Срок обучения устанавливался в 8 лет, а к нему добавлялся подготовительный класс для детей 8-10 лет. Главными предметами становились древние языки, при этом устанавливалась плата за обучение в 10-15 рублей, причем 10-15% обучающихся (от всего числа учеников) освобождалась от уплаты. Введена логика и география, уменьшены часы по Закону Божьему, чистописанию, рисованию, черчению, а также учреждена система классных наставников.

     В конце XIX века правительство стало  стремиться придать гимназическому образованию строго национальные русские черты, отказавшись от слепого подражания западноевропейским аналогам. Происходят изменения в изучении русского языка, словесности, а также истории, в которой стало меньше войн и политики, а больше экономики и культуры. Были расширены курсы естествознания, географии, в учебный план введены логика, законоведение. Учебный год в России начинался 16 августа и заканчивался 1 июня (240 дней). Во всех классах устанавливались переводные экзамены - устные и письменные. Выдержавшие отлично экзамены получали похвальные листы, а по окончании гимназии - аттестаты зрелости, автоматически дававшие право на поступление на государственную службу. Лучшие ученики получали золотые и серебряные медали и производились сразу же в чин при поступлении на государственную службу. Словом, гимназии представляли собой самый популярный тип среднего общего образования. В целом можно отметить гуманистические принципы обучения в большинстве гимназий того времени и высокий итоговый уровень образования, получаемого в них.

     С середины XIX века христианизация начинает приобретать гуманистическую направленность, что проявилось в борьбе между начальным руководящим принципом официальной педагогики - смирением и послушанием и обновляемым христианством, выступающим за свободного человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Реформа образования Александра I при том, что в системе образования был достигнут очевидный прогресс, носила незавершенный характер. Исходя из того, что иллюзорные идеалы в большинстве своем не были подкреплены конкретными практическими действиями, подавляющее большинство провозглашаемых целей обучения и воспитания, не получили реального воплощения. Таким образом, реформы образования первой четверти XIX века, как и множество других подобных преобразований в отечественной истории, носили незавершенный характер.

     Дальнейшее  развитие государственной образовательной  системы полно сложностями и противоречия, противоборством сторонников классицизма и реализма, попытками прогрессивных деятелей утвердить светский, гуманистический, национальный характер ее основ и идеалов. Царские правительство и высшие круги Министерства Народного Просвещения при разработке проекта реформирования государственной образовательной системы ориентировались на религиозные ценности.

     Процесс становления и развития образовательной системы России XIX века, на основе образовательного идеала, носил субъективный характер, соответствовал становлению государственной системы образования, развитию общественно- педагогических идей и прошел четыре основных периода: I  период (1802- 1829 г.г.), II период (1829-1849 г.г.), III период (1849-1871 г.г.), IV период (1871-1900 г.г.). В реальной практике национальная образовательная система, ориентирующаяся на гуманистический образовательный идеал, была представлена единичными образцами передового педагогического опыта. 
 
 
 

Список  литературы 

     1. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-петербургского учебного округа/ А. С. Воронов, СПб., 1854.

     2. Мироненко С.В., Самодержавие и  реформы/ С.В. Мироненко. - М., 1989 – 756 с.

     3. Полонский Я.П. Школьные годы. // Русская школа. 1889. - 1 С. 84-94;

     4. Савин М.В. Развитие гуманитарного образования в России середины XIX - начала XX в.в. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX в.в.: Материалы конференции молодых ученых. - М., 1997.

     5. Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального образования в России второй половины 60-ых г.г. XIX века/ В.В. Сергеенкова, - М., 1980 – 513 с.

     6. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: С.Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (8 декабря 1828г.)//Полное собрание законов Российской империи. Собр.II. Т.III. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 1099-1119.

     7. Циркульников А.И. Из тайных архивов русской школы/ А.И. Циркульников,М.,1992.

Информация о работе Новые поиски педагогической науки и практики гуманистических ценностей национальной образовательной системы середины XIX - конца XIX века