Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Начало XIX века, Александровская эпоха, одна из самых интересных в русской истории. Это была эпоха мистических течений,
Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний,
Отечественной войны, декабристов, А. С. Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел определяющее значение для русской культуры XIX века. Тогда формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь.
Учителя,
расширявшие официально действующую
программу, стремились использовать новые,
более эффективные методы преподавания,
дававшие большие возможности в формировании
у учащихся патриотических взглядов и
убеждений
(беседы, посещение музеев, экскурсии и
т.д.).
К
концу XIX века земства поднялись
до уровня общегосударственного понимания
проблем народного просвещения. Земские
учреждения организовывали педагогические
курсы для подготовки учителей, финансировали
обучение в педагогических классах, собирали
съезды народных учителей. Многие земские
деятели занимались систематической переподготовкой
учителей начальных школ.
2.2. Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы.
В
общественно-философской мысли
Таким образом, в России оставался только один тип средних учебных заведений - классическая гимназия (чаще всего они делились на мужские и женские). Цель обучения оставалась та же - дать общее образование и подготовить молодежь к поступлению в университеты. Срок обучения устанавливался в 8 лет, а к нему добавлялся подготовительный класс для детей 8-10 лет. Главными предметами становились древние языки, при этом устанавливалась плата за обучение в 10-15 рублей, причем 10-15% обучающихся (от всего числа учеников) освобождалась от уплаты. Введена логика и география, уменьшены часы по Закону Божьему, чистописанию, рисованию, черчению, а также учреждена система классных наставников.
В конце XIX века правительство стало стремиться придать гимназическому образованию строго национальные русские черты, отказавшись от слепого подражания западноевропейским аналогам. Происходят изменения в изучении русского языка, словесности, а также истории, в которой стало меньше войн и политики, а больше экономики и культуры. Были расширены курсы естествознания, географии, в учебный план введены логика, законоведение. Учебный год в России начинался 16 августа и заканчивался 1 июня (240 дней). Во всех классах устанавливались переводные экзамены - устные и письменные. Выдержавшие отлично экзамены получали похвальные листы, а по окончании гимназии - аттестаты зрелости, автоматически дававшие право на поступление на государственную службу. Лучшие ученики получали золотые и серебряные медали и производились сразу же в чин при поступлении на государственную службу. Словом, гимназии представляли собой самый популярный тип среднего общего образования. В целом можно отметить гуманистические принципы обучения в большинстве гимназий того времени и высокий итоговый уровень образования, получаемого в них.
С
середины XIX века христианизация начинает
приобретать гуманистическую
Заключение
Реформа образования Александра I при том, что в системе образования был достигнут очевидный прогресс, носила незавершенный характер. Исходя из того, что иллюзорные идеалы в большинстве своем не были подкреплены конкретными практическими действиями, подавляющее большинство провозглашаемых целей обучения и воспитания, не получили реального воплощения. Таким образом, реформы образования первой четверти XIX века, как и множество других подобных преобразований в отечественной истории, носили незавершенный характер.
Дальнейшее
развитие государственной
Процесс
становления и развития образовательной
системы России XIX века, на основе образовательного
идеала, носил субъективный характер,
соответствовал становлению государственной
системы образования, развитию общественно-
педагогических идей и прошел четыре основных
периода: I период (1802- 1829 г.г.),
II период (1829-1849 г.г.), III период
(1849-1871 г.г.), IV период (1871-1900 г.г.).
В реальной практике национальная образовательная
система, ориентирующаяся на гуманистический
образовательный идеал, была представлена
единичными образцами передового педагогического
опыта.
Список
литературы
1. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-петербургского учебного округа/ А. С. Воронов, СПб., 1854.
2. Мироненко С.В., Самодержавие и реформы/ С.В. Мироненко. - М., 1989 – 756 с.
3. Полонский Я.П. Школьные годы. // Русская школа. 1889. - 1 С. 84-94;
4. Савин М.В. Развитие гуманитарного образования в России середины XIX - начала XX в.в. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX в.в.: Материалы конференции молодых ученых. - М., 1997.
5. Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального образования в России второй половины 60-ых г.г. XIX века/ В.В. Сергеенкова, - М., 1980 – 513 с.
6. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: С.Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (8 декабря 1828г.)//Полное собрание законов Российской империи. Собр.II. Т.III. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 1099-1119.
7. Циркульников А.И. Из тайных архивов русской школы/ А.И. Циркульников,М.,1992.