Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Начало XIX века, Александровская эпоха, одна из самых интересных в русской истории. Это была эпоха мистических течений,
Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний,
Отечественной войны, декабристов, А. С. Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел определяющее значение для русской культуры XIX века. Тогда формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь.
1.
Образование в
России в первой
половине XIX века
В
становлении образовательной
Начало
XIX века, Александровская эпоха, одна из
самых интересных в русской истории. Это
была эпоха мистических течений,
Библейского Общества, Священного союза
и теократических мечтаний,
Отечественной войны, декабристов, А. С.
Пушкина и развития русской поэзии, эпоха
русского универсализма, который имел
определяющее значение для русской культуры
XIX века. Тогда формировалась русская душа
XIX века, ее эмоциональная жизнь.
Первые годы царствования Александра I были отмечены целой чередой либеральных реформ, «дней Александровых прекрасное начало» знаменовали период вновь возродившегося духа «просвещенного абсолютизма».
I
период (1802-1829 г.г.) становления образовательной
системы берет свое начало со знаменитого
Указа
Александра I «Предварительные правила
народного просвещения». Под пристальным
руководством и по инициативе самого Александра
I разрабатываются «Предварительные правила
народного образования», и с этого момента
реформы входят в свою активную стадию.
Вся территория страны стала делиться
на учебные округа, в центре каждого располагался
один университет, в каждой губернии открывалась
одна гимназия, в каждом приходе – одно
приходское училище, в уезде – одно уездное
училище. Согласно данному проекту, в крупных
городах России (Петербурге, Дерпте, Вильно,
Казани) создаются университеты, как центры
по руководству и методическому обеспечению
учебных заведений. Для детей господствующей
элиты были учреждены специальные учебно-воспитательные
учреждения – лицеи (в Царском Селе, Ярославле,
Нежине).
Согласно «Предварительным правилам», в России устанавливаются следующие основные типы учебных заведений – уездные и приходские училища, гимназии и университеты. Высшая ступень среднего образования – гимназия. По этому Уставу гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. Пункт 4 «Устава» гласит: «Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека»1. Первый учебный план был составлен во многом по образцу французских лицеев и прусских гимназий того времени.
В
этом первом в истории России Уставе,
регламентирующем учебно- воспитательный
процесс в образовательной
12 апреля
1810 г. Министерство народного
Просвещения издает «
____________________
1 Собрание законов Российской империи. Собр.II. Т.III. СПб, 1830. С. 1099
2
Собрание законов Российской империи.
Собр.II. Т.III. СПб, 1830. С. 1101
грамматическое изучение языков русского, латинского и немецкого, науки нравственные (основания Закона Божьего, основы логики и нравственной философии), науки математические (арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, начала физики), науки исторические (история России, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и основания риторики), изящные искусства и гимнастика (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание). Окончательный курс обучения составляли науки нравственные, науки физические, науки математические, науки исторические, словесность и изящные искусства с гимнастикой. Кроме того, в программу обучения входили дополнительные занятия по архитектуре и перспективе.
После
смерти Александра I темпы развития лицейского
образования в
России резко снизились, и вскоре этот
тип образования практически прекратил
свое существование.
Была создана система военного образования, которое давалось в кадетских корпусах и училищах. В этот период начинает зарождаться сеть частных учебных заведений (различные пансионы), начавших существование в качестве альтернативы государственным учебным заведениям.
Несомненно, что реформа вела к установлению единообразия, системности и последовательности в общей структуре государственной образовательной системы. Однако реформа изначально не была подкреплена ни материальными, ни людскими ресурсами, т.к. не было ни денег, ни достаточного числа учителей, помещений и учебных пособий. На данном этапе государство брало на себя финансирование средней и высшей школы, оставляя начальное образование на попечительстве самих помещиков. В целом образовательные реформы этого времени поражают своей масштабностью. Таких фундаментальных нововведений в образовании России еще не знала, ведь в процессе реформ организуются не просто новые
типы образовательных учреждений, а разрабатываются новые принципы
организации государственной системы образования – централизация и преемственность различных ступеней и форм образования. Предложенная система образования была достаточно демократичной, о чем свидетельствуют пункты о приеме детей «всякого состояния без разбору пола и лет», но именно это как раз и вызывало критику со стороны представителей официальной государственной педагогики.
Первые шаги правительства по реализации образовательной реформы имели демократическую направленность, но с 1813 г. Правительство меняет свою позицию в отношении сословной ориентации школы. С этого времени появляются запрещения, касающиеся свободного доступа крестьянских детей к начальному и среднему обучению. В Министерских документах появляются разъяснения по поводу крестьянских детей. В них говорится, что крестьяне не должны поступать в гимназии, потому что там обучаются большей частью дворянские и других лучших состояний дети, и, следовательно, не совсем прилично было бы принимать в гимназию господских детей, тем более, что для них достаточно учения, преподаваемого в уездных училищах. В 1827 г. Министерство законодательным актом подтвердило запрещение принимать крестьянских детей в гимназии.
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усиливается оппозиционное направление. В произведениях литературы и искусства все большее отражение находили идеи протеста против деспотизма, неограниченной самодержавной власти, развивались гуманистические положения о ценности человеческой личности, о роли общества в раскрытии ее духовного потенциала. Идея свободы человека все больше занимает умы прогрессивных людей того времени.
Первыми, кто открыто выступил против неограниченной самодержавной власти во всех сферах жизни общества, были декабристы. Декабристы рассматривали народное образование как одно из важнейших орудий в борьбе за демократизацию жизни в стране. В их программных документах было требование предоставления возможности всем слоям общества получать образование; создания такой образовательной системы, которая готовила бы человека, независимо от сословной принадлежности, «к полезным занятиям, особенно к познанию Отечества». Декабристы при этом особо акцентировали внимание на задаче воспитания у молодого поколения национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе.
Декабристы прекрасно осознавали, что для создания новой образовательной системы, которая формировала бы человека демократического общества, необходимы соответствующие средства. Тот, кто входил в отрасль «просвещение», для оказания воздействия на воспитание юношества, должны были «писать полезные книги и учебники», переводить с иностранных языков произведения, соответствующие направлению тайных организаций, участвовать в изданиях литературы. Они требовали применения в учебной практике народных традиций, опыта, достижений мировой и отечественной науки, искусства. Представители декабристского круга считали, что нет такого учебного предмета, воспитательного воздействия, где было бы невозможно использовать местный краеведческий материал, доказать величие родного языка, литературы, вызвать интерес к истории страны, к природе родного края. Для этого они предлагали изменить характер преподавания учебных предметов, включая в программу историю отечества, краеведение, основы изучения родной речи и литературы.
Свои
программные заявления
Комитет призывал организовать школы
на местах, гарантируя им материальную
и методическую поддержку. Декабристы
организовывали в своих поместьях школы
для обучения крестьянских детей, а в городах
- школы для детей бедноты и солдатских
детей. Офицеры-декабристы организовывали
школы в частях и гарнизонах, к 1825 г. в них
училось около 8000 человек. Важное место
в их программах уделялось роли учителя,
его личностным качествам, особой значимости
для России труда учителя по распространению
знаний.
Таким образом, декабристы стремились к тому, чтобы образование вело к «познанию Отечества», т.е. было основано на народных, национальных корнях. Их деятельность в этой сфере носила ярко выраженный демократический, гуманистический характер. Так, декабристы в качестве принципов воспитания провозглашали такие ценностные приоритеты, как признание прав и возможностей воспитанников, уважение и развитие достоинства личности каждого, поощрение творческой самодеятельности. Ими была выдвинута задача формирования у молодого поколения чувства национального самосознания, любви к своей стране, ответственности перед ней, служить во благо и в ее пользу, уважение к родному языку и литературе. Таким образом, декабристы впервые предприняли попытку сформулировать требования к национальному образовательному идеалу с позиций ценностей национальной культуры.
Ответом на выступление декабристов стало усиление реакционных тенденций во всех сферах жизни общества, но, прежде всего, в сфере образования, начинается период открытой политической реакции, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев.
В становлении образовательной системы наступает второй период (1828-1849 г.г.). Самодержавие стало открыто проводить курс на усиление сословного характера всей образовательной системы в стране, активно способствовать внедрению богословских элементов в содержание образования. Правительство ввело почти полицейский контроль над всей системой просвещения. Распространение числа закрытых учебных заведений привело к нарушению системы преемственности между различными типами получаемого в стране образования и повлекло за собой явления упадничества, и даже регресса.
Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай I видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы. Мысли о «порочности» российской системы образования неоднократно высказывал и министр народного просвещения А С. Шишков, который исполнял эту должность в 1824-1828 гг. Министр считал, что народное образование должно быть национальным. Свои взгляды на образовательную политику А. С. Шишков пытался реализовать через Комитет устройства учебных заведений, который работал с 1826 по 1835 гг. Это учреждение разработало важные нормативные документы: Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828 г.), Устав университета Св. Владимира (1833 г.), Положение об учебных округах (1835 г.) и Общий устав императорских российских университетов (1835 г.). Эти документы определяли официальную образовательную политику в России.