Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Начало XIX века, Александровская эпоха, одна из самых интересных в русской истории. Это была эпоха мистических течений,
Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний,
Отечественной войны, декабристов, А. С. Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел определяющее значение для русской культуры XIX века. Тогда формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь.
После завершения каждого курса наук обучаемые подвергались испытаниям, разрешались и промежуточные испытания в течение учебного года. Лучшим студентам предлагались конкурсные работы над сложными задачами, решения которых представлялись в деканаты факультетов в виде сочинений. За успешное решение таких задач ежегодно по три студента в каждом университете награждались золотыми или серебряными медалями. Эти медали вручались победителям конкурсов в торжественной обстановке на факультетских собраниях.
Лучшим студентам, окончившим полный курс наук в университетах, присваивались ученые степени кандидатов без экзаменов. Остальные выпускники университетов, получившие аттестаты и право на классный чин, могли претендовать на ученую степень кандидата после успешной сдачи сложного экзамена по своей специальности. Через год после присуждения ученой степени кандидата их обладатели имели право сдавать испытания для
получения ученой степени магистра. Еще через год у магистров появлялось ____________________
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1836. Т. X. Ст. 8337. П. 88.
законное право на защиту докторской диссертации по своей отрасли знаний. Процедура подготовки и защиты диссертации описывалась в инструкции Министерства народного просвещения.
Профессорско-
Лица с высшим образованием имели дополнительные права при добровольном поступлении на военную службу. Например, кандидаты, прослужив в унтер-офицерском звании три месяца, производились в офицеры. Выпускники университетов становились в русской армии офицерами через шесть месяцев, даже если в полках не было соответствующих вакансий. Срок в три или шесть месяцев этим лицам предоставлялся для усвоения основ строевой воинской службы. После 25 лет безупречной статской службы профессора, адъюнкты и лектора университетов получали пенсию от казны в размере полного жалованья. Заслуженные профессора могли получать пенсию и продолжать научно-педагогическую работу с выплатой положенного жалованья. После прекращения государственной службы они могли просить Министерство народного просвещения об установлении более высокой пожизненной пенсии (при наличии определенных заслуг).
Безупречная служба в университетах в течение десяти лет и более давала право профессорам, адъюнктам и лекторам на пенсию при неизлечимых болезнях. В случае смерти указанных лиц их пенсии продолжали получать вдовы (пожизненно) и дети (дочери - до замужества, а сыновья - до поступления на службу или учебу). Продуманная система материального обеспечения стимулировала работу педагогов высшей школы.
Введение
устава 1835 г. привело к существенным
преобразованиям в
Существенно повысился научный потенциал юридического факультета, где за короткий период 13 преподавателей защитили докторские диссертации. Среди них выделялись работы А. Благовещенского «О методах науки законоведения», С. Богородского «О философии уголовных законов у древних» и К. Неволина «О философии законодательства у древних». Несколько человек успешно защитили магистерские диссертации, первым из них был Н. Палибин с работой «О характере уголовных законов Русской Правды, Судебника и Уложения».
Насущные
потребности промышленного
Для решения этой задачи в университете была открыта специальная кафедра валахо-молдавского языка, которая в течение 20 лет работы подготовила несколько десятков специалистов-филологов. Это позволило решить ____________________
1 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1839. Т. II. Отд. 1. С. 1186-1188.
проблему дефицита чиновников в Бессарабских присутственных местах.
Для всей истории Петербургского университета характерным является следование практическим потребностям общественного развития. Так, в 1841 г. совет университета пришел к выводу о целесообразности создания межфакультетского учебного подразделения (камерального разряда) для подготовки чиновников административно-хозяйственной службы. С этой целью были привлечены специалисты всех факультетов, которые разработали учебный план и лекционные курсы.
Камеральный разряд начал готовить студентов с 1843/ 44 учебного года по предметам трех факультетов: юридического (государственное право европейских держав, государственные учреждения Российской империи, законы о финансах и государственных повинностях, законы благоустройства и благочиния), историко-филологического (политическая экономия и статистика), физико-математического (естественная история, технология, агрономия и архитектура).
Кроме того, студенты камерального разряда обязаны были слушать дополнительные учебные курсы по русским гражданским и уголовным законам, всеобщей и отечественной истории, одному из новейших языков. Такой набор предметов существенно расширял кругозор будущих чиновников и позволял им комплексно оценивать проблемы развития регионов России. Позже камеральный разряд был преобразован в административный разряд1. Деятельность межфакультетского административного разряда была всецело направлена на подготовку квалифицированных чиновников-управленцев для различных регионов Российской империи, а также для ряда зарубежных государств.
С
целью лучшего усвоения учебного
материала изучение русского языка
для студентов-иностранцев
____________________
1 Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-петербургского учебного округа. СПб., 1854. С. 34-35.
привлекать к учебной работе в административном разряде ученых Академии наук.
Революционные события 1848-1849 гг. оказали
серьезное влияние на положение Петербургского
университета и всей высшей школы России.
Ответной реакцией императора Николая
I на эти события стало назначение в январе
1850 г. министров просвещения князя П. А
Ширинского-Шихматова, бывшего морского
офицера. Он был на должности министра
до своей кончины (1855 г.) и снискал «славу»
реакционного государственного чиновника.
2.
Новые поиски педагогической
науки и практики гуманистических
ценностей национальной
образовательной системы
середины XIX - конца XIX
века.
2.1. Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы.
В середине XIX века политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократические перемены в общественном устройстве, оставалась прежней. В качестве ценностей-целей, идеала образования оно по-прежнему ориентировалось на православную религиозность, русскую великодержавность. В развитии государственной образовательной системы можно выделить третий период (1849-1871 г.г.), который характеризуется, с одной стороны, давлением государства на систему образования, а с другой, большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, в том числе и системы образования.
В российском образовании второй половины XIX - конца XIX века можно выделить два взаимотяготеющих процесса. Процесс либерализации общественной жизни приводит к усилению гражданской активности населения, к вовлечению к решению проблем национального просвещения самых разнообразных общественных сил, стремящихся уменьшить значение государства в этой сфере. С другой стороны, государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в педагогической теории и практике и пытается отстоять собственные интересы в образовании. Население России, получившее в результате реформ гражданские права, стало испытывать явственную потребность в собственном образовании.
В
1849г. вышел Указ о дополнениях к гимназическому
уставу от 1828г.
Гимназический курс делился на общее и
специальное отделения, последнее начиналось
с 4-ого класса. В первых трех классах, общих
для всех, предметами обучения являлись
Закон Божий, русский и славянский языки,
математика, немецкий и французский языки,
чистописание, черчение, рисование. В новых
учебных планах основная часть учебного
времени отводилась Закону божьему, древним
языкам и математике. Были также включены
гимнастика, пение, исключено преподавание
законоведения. Педагогическим советам
и учителям было предоставлено полное
право выбора учебных программ и учебников.
В 1852 г. было создано три типа гимназий,
каждый тип имел свой учебный план:
античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей;
предметов классического цикла вводились изучение естествознания в описательном духе;
Гимназии этого времени страдали из-за того, что учебные планы постоянно перекраивались в зависимости от вкусов и пристрастий очередного министра народного просвещения.
В 1864 г. введен новый устав, по которому оставались только два типа гимназий - классическая гимназия (с двумя древними языками) и реальная. В реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание, физика и черчение. Но право поступать в университет было только у выпускников классических гимназий, поэтому реальные стали в какой-то степени неполноценными. По свидетельству современников, в это время в России сложилась парадоксальная ситуация. Реальные гимназии были более популярными в обществе, но в них никто не шел, т.к. они не давали права на продолжение образования в высших учебных заведениях, а классические гимназии, будучи не любимыми, все равно не испытывали недостатка в притоке учащихся.
С другой стороны, именно этот период в России ознаменовался большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, что не прошло бесследно для народного образования.
В государственно-политическом устройстве России происходят демократические изменения, которые дали начало для включения народных масс в деятельность по управлению страной. В России возникают земства. Земствам было представлено право осуществлять руководство народным образованием на местах. Создается прецедент альтернативной государственной образовательной системе - возникает земская школа. Именно она последовательно реализовала принцип народности на практике и в процессе развития превратилась в основной тип народной школы.
Цели
воспитания и образования в данных
школах состояла в том, чтобы сделать
ребенка полезным для народа. В
земских школах уделялось большое значение
воспитанию детей на основе семейных традиций,
включавших обычаи, обряды, ритуалы, реликвии,
церемониалы, нравственные народно-правовые
формы человеческой деятельности.
Главным демократическим завоеванием
земства стало обеспечение русского народа
бесплатным всеобщим начальным образованием.