Автор: Линда Амрани, 30 Ноября 2010 в 10:29, реферат
В данной работе рассматривается «новая экономическая политика» Ричарда Милхауза Никсона, проходившая в период с 1969-1974 гг. Цель данной работы – выявить сущность «новой экономической политики» и ее значение как для экономики США, так и для мировой экономики в целом, рассмотрев ситуацию накануне введения данной политики, причины, побудившие правительство пойти на такие решительные меры, пути, фазы и последствия ее осуществления.
2. Введение 3
3. Ситуация накануне введения «новой экономической политики» 4
4. Введение «новой экономической политики» 7
5. Фазы «новой экономической политики» 9
6. «Новая экономическая политика» в финансовой сфере 11
7. Результаты и значение «новой экономической политики» 14
8. Заключение 16
9. Список использованной литературы 17
Фазы
Новой экономической
политики.
Новая экономическая политика Р. Никсона прошла в своем развитии четыре фазы.
На первом «пожарном» этапе (август-ноябрь 1971 года) были заморожены цены и заработная плата, любое повышение которой запрещалось на 90 дней. Исключение составляли прибыли и банковские проценты, на которые замораживание не распространялось. Одновременно было объявлено о введении налоговых льгот для предпринимателей. Для защиты же внешнеэкономических позиций США было объявлено о временном прекращении обмена долларов на золото и введении десятипроцентной пошлины на импорт товаров10. Последнее было своего рода отчаянным шагом, вызванным угрожающим положением мирового долларового рынка. В ту пору американская валюта нуждалась в срочном укреплении.
В 1971 году, впервые после 1893 года, США свели с дефицитом свой внешнеторговый баланс. При этом общий дефицит платежного баланса страны превысил $9 млрд. В правительстве констатировали факт подрыва международного доверия к доллару ввиду его массового оттока за границу. Весной 1971 года это приняло беспрецедентные масштабы. Срочно предпринятое временное закрытие валютных бирж и другие меры не помогали. В начале августа ФРГ, Швейцария, Италия и Франция ввели ограничения на операции с долларом. Налицо уже был кризис не только американской, но и мировой капиталистической валютной системы.
Вторая «нэповская» стадия (ноябрь 1971 года – январь 1973 года) была длительнее и «спокойнее». Замораживание цен и зарплат было заменено контролем над оными. Правительство намеревалось ограничить ежегодный рост цен не более чем на 2,5% и установило потолок повышения ставок оплаты труда в коллективных договорах на 5,5%.11
В ходе третьей фазы (январь-июнь 1973 года) прямой госконтроль за ценами и оплатой труда был прекращен. Работодатели и профсоюзы озадачивались разработкой «добровольной линии» на поддержание 2,5%-ного уровня инфляции в год. Администрация, однако, сохраняла права контроля над этим процессом. Тем не менее, за первое полугодие 1973 года темпы инфляции составили целых 8,2%. Это заставило Никсона прибегнуть к замораживанию цен на два месяца, чтобы потом запустить новую контрольную систему.
Так началась последняя критическая стадия «НЭПа». Был принят новый аграрный билль. Отныне все цены в аграрном секторе должны были определяться только «законом спроса и предложения». Начался быстрый рост цен на продукцию пищевой промышленности, что привело к дальнейшему усилению инфляции. Это означало крах многих благих намерений республиканских реформаторов. Также в промышленности США наблюдалась нехватка металлов и других полезных ископаемых, что усугубило ресурсный шок и вместе с непрекращающейся стагфляцией привело экономику к очередному спаду 1974 года.12
1973 год явился временем подъема после наиболее критической стадии кризиса. Но, увы, успехи оказались кратковременными: в том же году разразился новый тяжелейший кризис – энергетический. Причины энергетических проблем были политическими. Осенью на Ближнем Востоке вспыхнула очередная арабо-израильская война, стратегически окончившаяся вничью: стороны вернулись на исходные рубежи. Но фактически, несмотря на серьезные потери, победа оказалась за Израилем, который активно поддержали американцы. На это очень негативно отреагировали основные нефтедобывающие страны во главе с Саудовской Аравией. Нефтяное эмбарго и последовавшее резкое сокращение поступления энергоносителей на американский рынок радикально ухудшили энергоснабжение и свели на нет едва начавшееся оживление экономики.
В
условиях нового витка кризиса в
ноябре 1973 года президент выступил
с энергетической программой, призывая
народ к соблюдению режима экономии
и ограничению энергопотребления,
подкрепляемых
Однако углубление кризиса не помешало правительству несколько раз увеличивать размеры пенсий и пособий по нетрудоспособности, а также семьям, потерявшим кормильцев. Широкое распространение получили и системы государственной помощи людям, живущим за чертой бедности, социального обеспечения - страхования.14
С другой стороны, наиболее легкой и успешной антиинфляционной мерой реформатора стало урезание расходов на другие социальные программы в духе старой республиканской идеологии. Сокращение финансирования программ по борьбе с бедностью, помощи расово-этническим меньшинствам, здравоохранению вызвали недовольство даже в среде президентской партии, где сформировалось левое крыло во главе с миллиардером Нельсоном Рокфеллером.
«Новая
экономическая политика»
в финансовой сфере
Отдельного внимания заслуживает проведение «новой экономической политики» в финансовой сфере.
15
августа президент закрыл
Вопреки
прогнозам некоторых
Международный денежный рынок впервые открылся 16 мая 1972 г. Согласие Казначейства США на запуск торговли срочными контрактами не поступало до тех пор, пока Фридмен лично не вмешался, связавшись с секретарем Саймоном.
В связи с нарастающей напряженностью в 1969-71 гг. были проведены ревальвации немецкой марки, швейцарского франка и австрийского шиллинга.16 Центробанковский ареопаг в 1971 г. организовал серию встреч, на которых были предприняты попытки достигнуть договоренности, стабилизирующей международный рынок. Директор МВФ Пьер-Поль Швейцер на ежегодной встрече Фонда призвал его членов восстановить систему фиксированных курсов. Глава ФРС Артур Бёрнс и госсекретарь США Генри Киссинджер убеждали Никсона в том, что возвращение к системе фиксированных курсов необходимо. В декабре 1971 г. было заключено Смитсоновское соглашение, по которому курс доллара снизился, а диапазон колебаний валютных курсов расширился с 1% до 2,25%. Официальная цена золота повысилась до $38 за унцию, причем свободная конвертируемость доллара не подлежала восстановлению. Одновременно с девальвацией доллара состоялась ревальвация основных западноевропейских валют, а также японской иены. Принципиальное значение имело то, что новые курсы устанавливались по отношению к неконвертируемому доллару.
К тому времени в Белом доме уже не находили никакого желания брать на себя обязательства по защите Смитсоновского соглашения. Бремя защиты новых валютных паритетов было переложено на плечи европейских стран. Никсон лицемерно приветствовал Смитсоновскую договоренность как «самое значимое валютное соглашение в мировой истории»17. Его экономические советники полагали, что соглашение продлится не более трех месяцев. Белый дом оттягивал время для разработки плана более фундаментальной реформы. Смитсоновское соглашение предполагалось как прелюдия к такой реформе. Еще в сентябре 1971 г. США предложили Группе десяти ввести общее чистое плавание ведущих валют. Чистое плавание ставилось одним из условий отмены американского налога на импорт. Стало ясно, что США откладывают на неопределенное время восстановление конвертируемости доллара в золото. Цель американских предложений заключалась в уменьшении роли золота в новообразующейся валютной системе.
В поиске решений МВФ провел ряд международных встреч, чтобы согласовать свой отчет «Реформа международной валютной системы» к сентябрю 1972 г., когда состоялось собрание членов Фонда. МВФ возлагал надежду на новую систему фиксированных курсов. США оказались единственной страной, которая не одобрила отчет МВФ. Секретарь Казначейства США Джордж Шульц (также выходец из Чикагского университета, экс-декан Высшей школы бизнеса при университете) не без участия Фридмена предложил систему полностью плавающих курсов. На годовой встрече представителей разных стран большинство высказалось за ограниченно гибкие валютные курсы. Первый опыт плавания в 1971 г. был назван «полным бедствием», а идея того, что гибкие курсы позволят странам достигнуть внутриэкономических целей – «ошибочной психологией»18. Рабочая группа Комитета экономической политики ОЭСР предупреждала, что по их вычислениям текущая фиксация по Смитсоновскому соглашению будет изменена в результате девальвации, однако центробанковский ареопаг проигнорировал опасения. На собрании был сформирован Комитет по реформе международной валютной системы. В него вошли представители двадцати стран мира. Позднее «Комитет двадцати» был преобразован во Временный комитет Совета управляющих МВФ, перед которым ставилась задача разработать новые принципы международной валютной системы, которая функционировала бы не менее 25 лет. На обсуждение реформы «Комитет двадцати» отводил два года. Однако Комитет опоздал - Бреттон-Вудская система окончательно рухнула в течение шести месяцев.
Все последующие событий оказались полной неожиданностью для экспертов МВФ. Великобритания усердно боролась в течение трех лет, чтобы избежать девальвации. В 1972 г. борьба завершилась - 23 июня фунт перешел в плавание, что было объявлено «временным периодом». Вслед итальянская лира попала под спекулятивное давление. С 1 по 9 февраля 1973 г. немецкий Бундесбанк потратил около $6 млрд. на интервенции для защиты фиксации по Смитсоновскому соглашению. Между Казначейством и ФРС США назрел раскол по поводу американской поддержки чужих курсов. ФРС США потратила $320 млн. для поддержки немецкой марки, одновременно секретарь Казначейства США заявил, что поддерживает идею плавающей марки, а ее защита является дорогим и бессмысленным занятием19. Вскоре, 12 февраля Казначейство США объявило о 10%-ой девальвации доллара, отказе США от интервенций на валютном рынке и снятии ограничений на отток капитала из страны.
К марту 1973 г. японская иена, швейцарский франк и итальянская лира перешли на плавающий курс в дополнение к фунту стерлингу и канадскому доллару. Первого марта Бундесбанк купил $2,7 млрд. – рекорд интервенций центрального банка в мире за один день. Предыдущий рекорд был поставлен тем же Бундесбанком двумя годами ранее, когда он приобрел $500 млн., чтобы задержать плавание марки на две недели. В течение 1973 г. Милтон Фридмен совместно с Готфридом фон Хаберлером оказывали политическое давление на президента Бундесбанка с тем, чтобы Германия отказалась от фиксации марки. Банк Франции 2 марта после полутора часов торгов был вынужден закрыть парижский валютный рынок. В тот день Пол Волкер известил МВФ, что США полностью принимают плавающий курс доллара. МВФ и «Комитету двадцати» ничего не оставалось как 27 марта 1973 г. признать, что плавающие курсы могут представлять собой «полезную технику регулирования в специфических ситуациях».
Официально
датой «смерти» Бреттон-Вудской
системы считается 9 марта 1973 г., когда
секретарь Казначейства США Джордж
Шульц вежливо отказал
Результаты и значение
«новой экономической
политики»
Фактически новая экономическая политика демонтировала мировой экономический порядок, установленный после Второй Мировой войны (система Бреттона Вудса), в котором США, по сути, играли роль международного банкира.21 Никсоновский НЭП стал шокирующим «подарком» всем без исключения стратегическим партнерам США и, прежде всего, странам ЕЭС и Японии. Остальной капиталистический мир потрясли ликвидация официальной связи доллара с ее фиксированным золотым стандартом и новая десятипроцентная надбавка к пошлинам на импортные товары, составлявшие около половины всего ввоза в США, серьезно задевшая интересы контрагентов колоссального американского рынка. Национальные банки прекратили скупку и накопление запасов американской валюты в виду бессмысленности поддержки курса не обеспеченных золотом долларовых бумажек. В течение нескольких недель важнейшие европейские валюты и японская иена оказались ревальвированными по отношению к доллару. Рыночные колебания курсов начали принимать порой угрожающие размеры.
Несмотря на все предпринятые меры, уровень инфляции в 1974 году достиг 11%, безработица – 5,6%, остальные показатели также продолжали ухудшаться.
Экономический кризис 1971-1974 гг. знаменовал конец целой эпохи в истории мировой финансовой системы. В дальнейшем уже никто и никогда не пытался устанавливать какие-либо новые, твердые валютные паритеты. Началась пора «плавающих» валют.
Новая
экономическая политика частично ослабила
масштабы кризиса первой половины 70-ых,
несколько снизив возможные темпы инфляции
и стагфляции, предотвратив полный крах
финансовой системы и экономики страны
в целом. Несмотря на это, ей сопутствовало
множество осложнений: эффект отложенного
ценового подъема лишь вызывал новые инфляционные
волны в долгосрочном периоде, происходило
стремительное нарастание ожесточенной
классовой борьбы. На фоне огромного роста
задолженности на всех уровнях (федеральном,
на уровне штатов, на местном уровне, на
уровне домохозяйства и корпораций) достижения
в области инвестирования в производство
были очень незначительны.22 Одним
из важнейших результатов этого стал неподдающийся
подсчету рост неудовлетворенных социальных
нужд, тяжким грузом легший на плечи большинства
населения и будущих поколений.
Информация о работе Новая экономическая политика Р.М. Никсона