Новая экономическая политика Р.М. Никсона

Автор: Линда Амрани, 30 Ноября 2010 в 10:29, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается «новая экономическая политика» Ричарда Милхауза Никсона, проходившая в период с 1969-1974 гг. Цель данной работы – выявить сущность «новой экономической политики» и ее значение как для экономики США, так и для мировой экономики в целом, рассмотрев ситуацию накануне введения данной политики, причины, побудившие правительство пойти на такие решительные меры, пути, фазы и последствия ее осуществления.

Содержание

2. Введение 3
3. Ситуация накануне введения «новой экономической политики» 4
4. Введение «новой экономической политики» 7
5. Фазы «новой экономической политики» 9
6. «Новая экономическая политика» в финансовой сфере 11
7. Результаты и значение «новой экономической политики» 14
8. Заключение 16
9. Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Новая экономическая политик1.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный  лингвистический  университет

Факультет экономики и права 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу:

«История, культура, и география Великобритании и США» 
 

Тема:

Новая экономическая политика Р.М. Никсона 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Выполнила:  

                    Рецензент:  
                   
                   
                   
                   

Москва, 2007 год 
 

Содержание: 

  1. План  2
  2. Введение 3
  3. Ситуация накануне введения «новой экономической политики» 4
  4. Введение «новой экономической политики» 7
  5. Фазы «новой экономической политики» 9
  6. «Новая экономическая политика» в финансовой сфере 11
  7. Результаты и значение «новой экономической политики» 14
  8. Заключение 16
  9. Список использованной литературы 17 

План 
 

         1.Введение 

         2.Основная  часть: 

    • экономическая ситуация в США накануне введения «новой экономической    политики»
    • введение «новой экономической политики»
    • фазы «новой экономической политики»
    • «новая экономическая политика» в финансовой сфере
    • роль «новой экономической политики»  в экономике США
 

         3.Заключение

 

Введение: 
 

     В данной работе рассматривается «новая экономическая политика» Ричарда Милхауза Никсона, проходившая в период с 1969-1974 гг. Цель данной работы – выявить сущность «новой экономической политики» и ее значение как для экономики США, так и для мировой экономики в целом, рассмотрев ситуацию накануне введения данной политики, причины, побудившие правительство пойти на такие решительные меры, пути, фазы и последствия ее осуществления.

     Данная  политика не имела прецедентов в  истории США и проводилась  в условиях одного из тяжелейших кризисов в стране, затронувшего все сферы экономики и повлиявшего на ход экономического развития во многих других странах. Сложность заключалась еще и в том, что антикризисная политика еще не получила должного развития и даже у величайших экономистов того времени, в задачи которых входило разработать и осуществить данную политику, не было необходимой теоретической и практической базы, которой обладают современные эксперты. Все не это не позволяет оценить данное явление однозначно.

 

Ситуация  накануне введения «новой экономической политики» 

     Придя к власти в 1969 году, новая администрация  президента Ричарда Милхауза Никсона  была встречена экономическим спадом. В начале социально-экономическая политика Никсона базировалась на идеологии неоконсерватизма. Новый президент сразу же взял курс  на ослабление регулирующих функций федерального правительства. В августе 1969 года он предложил план «разделения доходов», который предусматривал значительную часть федеральных средств, выделяемых на программы социально-экономического регулирования, властям штатов и муниципалитетов, причем, в отличие от прежней практики, распределение этих средств должно было производиться без указания на цель их использования. Однако обстановка в стране вскоре заставила правительство Никсона внести существенные изменения в свой экономический курс. Это объяснялось прежде всего ухудшением экономической конъюнктуры.

     Уже этот неглубокий кризис подорвал основу республиканской стратегии – догмат о необходимости серьезного ограничения государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Во второй половине 1969 года в США обозначился спад деловой активности. Основные экономические показатели продолжали ухудшаться: прирост реального ВВП впервые за одиннадцать лет оказался отрицательным, и впервые безработица составила 6%.1 Не имевшее ранее прецедентов отсутствие снижения инфляции имело очень тяжелые последствия. Продолжался рост цен: в 1969 году на 5% и в 1970 году на 6%.  Возникла стагфляция, как окрестил данную ситуацию Самуэльсон – высокие темпы инфляции при высоком уровне безработицы и нулевом росте экономики. Наблюдался динамично развивающийся рост диспропорций в капиталистическом хозяйстве. Все эти факторы резко сузили возможности применения традиционных методов регулирования и толкали республиканцев на поиски выхода из создавшегося положения. Первоначально в экономической политике Никсона явления кризиса и роста безработицы просто игнорировались. Отдавая приоритет борьбе с инфляцией, правительство стремилось прежде всего снизить хозяйственную активность и «охладить» перегретую экономику.2 В своих выступлениях перед бизнесменами Никсон призывал их «затянуть пояса потуже и подготовить себя к неприятной экономической паузе». Сам факт ослабления экономической активности республиканцы пытались представить как желательный противовес инфляции, а рост безработицы – как якобы неизбежные издержки сдерживания дороговизны. С приходом Никсона к власти было немало сказано о необходимости введения строгого контроля над государственными расходами и ликвидации бюджетного дефицита, но на деле события развивались в противоположном направлении. В результате кризиса и снижения промышленного производства вместо намечавшегося превышения доходов над расходами уже в 1971 году в бюджете образовался дефицит в 23 млрд. долларов. Бюджетный дефицит постоянно увеличивался.

     Кризис 1970-1971 гг. резко ударил по авторитету кейнсианства как основы экономической  политики, фондовые биржи  не переживали подобного сбоя системы с 1929 года.3 Кейнсианская «ортодоксия» была атакована с двух флангов.

     «Справа»  вновь укрепились сторонники неоконсерватизма и свободной экономики. Их обвинение  звучало в том, что «новая экономика» не только не работала, но стала причиной нынешних проблем. С «левого фланга»  выступали радикалы от марксизма, пацифисты и вообще недовольные существующей системой распределения доходов в обществе, считая, что кейнсианство – это попытка сглаживать коренные пороки капитализма.

     В итоге критика как правых, так  и левых заключалась в том, что капиталистическая экономика с высоким уровнем государственного вмешательства  привела к такому положению. Советники президента настаивали на необходимости радикальных мер. Опыт подсказывал Никсону, что пренебрежение экономическими проблемами чревато серьезными опасностями. Президент обещал ликвидировать безработицу устранить бюджетный дефицит и провести «полную реформу федерального правительства».4 Однако в конгрессе и в печати его обещания были встречены сдержанно, а последовавшее вскоре дальнейшее ухудшение экономической конъюнктуры заставило вообще забыть о них.

     Наряду  с увеличением числа безработных, усилением инфляции и спадом производства деловая конъюнктура США ухудшалась из-за падения стоимости доллара. По условиям соглашения 1944 г. В Бреттон-Вудсе была создана единая валютная система, в которой деньги западных стран привязывались к доллару, его золотое содержание определялось в 35 долларов за одну унцию золота. Созданная за год до окончания второй мировой войны эта система спустя два с лишним десятилетия дала серьезную трещину с двух сторон. С одной стороны, быстрое экономическое развитие западноевропейских стран и Японии привело к усилению их позиций на мировом рынке, укрепив финансовый потенциал и повысив практическую цену их денег. С другой – внутренние экономические неурядицы в США вели к эрозии доллара как денежного ориентира. Положение американского доллара стало слабеть, а золотые запасы США, служившие его обеспечением, начали таять. Если в 1945 г. Количество золота, хранившегося в Форте Нокс, исчислялось в 25 млрд.долларов, то к середине 1971 г. Этот запас сократился до 10,5 млрд. 8 мая 1971 г. во внешней торговле США впервые с 1893 года проявился дефицит, и этот удручающий симптом еще более подрывал престиж американской экономики. Положение доллара так сильно покачнулось, что сотни миллионов банкнот, хранившихся в иностранных банках, начали обменивать на другую, более надежную валюту. Паника разрасталась. Британский посол в Вашингтоне высказал опасение, что количество долларов, которые будут предъявлены к оплате в ближайшую неделю, может составить 3 млрд.5

     В пятницу 13 августа биржа закрывалась  на уик-энд в условиях, напоминавших приближение краха. В этот день в загородной резиденции Никсона Кэмп-Дэвиде было созвано срочное секретное совещание, участники которого должны были разработать программу экстренных мер.

     Это означало конец финансовой системы, установленной в Бреттон-Вудсе,  и открывало двери для дальнейшего  падения стоимости доллара и  усиления инфляции в США.

       Нарастание трудностей в капиталистическом  хозяйстве США, ухудшение положения многих социльных групп общества, депрессивно-кризисное состояние экономики и падение престижа правительства заставили республиканское руководство пойти на активизацию экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  «новой экономической политики» 

     Воскресным  вечером 15 августа 1971 года миллионы американцев  слушали телеобращение президента Ричарда Никсона, в котором тот  изложил суть своей «Новой экономической  политики». Решение о чрезвычайных мерах по оздоровлению экономики  было принято двум днями раньше на секретном совещании в Белом доме без согласования с Конгрессом и консультаций с торговыми или финансовыми партнерами США.6 Дальнейшие действия республиканской администрации не имели аналогов в послевоенной истории Америки.

     Никсон  пользовался репутацией убежденного  консерватора, однако его НЭП (как  это ни парадоксально, название заимствовано у Владимира Ленина) представил этого  человека в совершенно ином свете. Данная политика должна была спасти Штаты  от надвигающегося спада. Белый дом предполагал использовать политику регулирования доходов и негласного давления на профсоюзы, для того чтобы остановить растущую инфляцию. Запасным вариантом служил пакет радикальных мер, включавший замораживание цени заработной платы. Наряду с отменой «золотого стандарта» Никсон объявил о том, что федеральное правительство на 90 дней вводит мораторий на повышение зарплат, цен и арендных платежей. После этого специально созданный Совет по зарплатам и ценам будет указывать фирмам, когда и насколько они смогут повысить жалованье сотрудникам и цены на продукцию. Ведущие бизнесмены поддержали предложения президента: уже на следующий день, Вернер Галландер, председатель Национальной ассоциации промышленников, заявил, что этот смелый шаг, предпринятый президентом для укрепления экономики, заслуживает поддержки и сотрудничества со стороны всех слоев общества. Подобная реакция была типичнойдля представителей большого бизнеса. 17 августа 1971 года газета “New York Times” сообщала: «Вчера ведущие бизнесмены с разной степенью энтузиазма поддержали далеко идущие предложения, объявленные президентом Никсоном воскресным вечером».

     Противники  Никсона подозревали представителей республиканской администрации  в том, что, действуя в контакте с  большим бизнесом, они заранее предупредили о предстоящих мерах нефтяные компании, благодаря чему последние поспешили поднять цены на бензин на 33% за две недели до объявленного Никсоном запрета на повышение цен.7 В ходе межпартийных дебатов президента упрекали в том, что его политика ориентируется на поддержку крупных корпораций в ущерб интересам рядовых потребителей. Это неудивительно, так как параллельно с другими реформами президент ввел ряд фискальных мер, направленных на превращение государственной власти в источник дальнейшего роста благосостояния имущих: за счет сокращения государственных налогов и ассигнований. В то время, как президент Кеннеди в 1963 году вынудил сталепромышленные корпорации прекратить повышение цен на сталь, Никсон практически снял эти ограничения. В итоге четыре крупнейшие сталепромышленные компании, контролировавшие 54% производства стали в США, «периодически по согласованию друг с другом» взвинчивали цены, извлекая крупные прибыли, несмотря на то что их производственные мощности были задействованы только на 2/3.

     Одна  из ведущих корпораций «Американ  телефон энд телеграф Ко», оказавшаяся  впоследствии замешанной во многих политических скандалах, связанных с подкупом правительственных высокопоставленных чиновников, ежегодно получала чистую прибыль, исчислявшуюся десятизначной цифрой. В 1969 году эта прибыль составила 2,2 млрд. долларов, или 14% от общего вклада в 15,7 млрд. долларов. Ключевые отрасли промышленности, контролируемые корпорациями, формировали рыночную конъюнктуру.8 Кроме нефтяного, стального и телефонного дела это касалось автомобилестроения, химической отрасли и электроиндустрии, сельскохозяйственного машиностроения. Правительство предоставило эту льготу предпринимателям, предложив снизить налог на реинвестируемые прибыли на 10%. Хотя Конгресс одобрил лишь 7%-ную скидку, это также принесло ощутимую выгоду. Особым покровительством пользовались корпорации, выполнявшие военные заказы. Данная политика вызвала огромный рост задолженностей на всех уровнях и очень незначительные достижения в области инвестирования в производство.

     Республиканская администрация произвела сокращение 5% государственных служащих, что  дало экономию в 4,7 млрд. долларов. Путем  изменения системы социального  обеспечения, а также иными способами  были снижены расходы на вспомоществование беднякам и безработным, развитие городского строительства и защиту окружающей среды, что принесло около 10 млрд. долларов, в том числе 4 млрд. долларов из федерального бюджета.9 А остальные средства за счет местных органов власти. Параллельно с данными действиями, активно осуществлялись и меры, объявленные 15 августа. 

Информация о работе Новая экономическая политика Р.М. Никсона