Новая историческая школа в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 10:40, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении экономических взглядов представителей новой исторической школы.

При написании данного реферата были определены следующие задачи:

Изучить исторические условия формирования экономической школы в Германии;

Раскрыть сущность экономических взглядов представителей новой экономической школы в Германии.

При написании данной работы были использованны следующие методы: хронологический, исторический, логический, аналитический.

Содержание

Введение с 3-4

Раздел 1: Исторические условия формирования экономической школы в Германии. с 5-12

Раздел 2 Представители новой экономической школы в Германии и их экономические взгляды. с 13-19

Заключение с 20-21

Список литературы с 22

Работа содержит 1 файл

1реферат.rtf

— 225.08 Кб (Скачать)

     Другой методологический принцип Новой исторической школы состоял в идеалистическом толковании (психологическом, этическом и т. п.) социально-экономического развития отдельных стран, рассматриваемого как выражение различного у разных народов «национального духа», исключающего возможность общих для всех капиталистических стран законов. С этих позиций представители Новой исторической школы отрицали абстрактный метод в политической экономии и выступали за «историко-статистический» метод. Одно из основных понятий Новой исторической школы -- «социальный организм», которое применялось ко всему обществу, различным социальным группам и т. п. Социальный подход Новой исторической школы служил обоснованием националистических устремлений, ибо движущей силой «социального организма» она пропагандировала «национальную экономию», различную для разных капиталистических стран. Вместе с тем теоретики школы стремились дать и картину социально-экономического развития общества с помощью псевдоисторических схем, основанных на отрицании объективных законов экономического развития общества и тем не менее претендующих на её политико-экономическое объяснение. Такого рода схемы игнорировали известные истории способы производства и общественно-экономической формации, определяющую роль производства в развитии общества. Например, Бюхер выделял три этапа развития экономики: «ступень замкнутого домашнего хозяйства», носящего натуральный характер; «ступень городского хозяйства», характеризующегося производством продукции по заказу и слабым развитием товарных отношений; «ступень народного хозяйства», для которого типично товарное производство на неизвестный рынок. Схема Бюхера не учитывает решающие критерии социально-экономического развития общества в виде уровня развития производительных сил и характера производственных отношений. Она улавливает лишь некоторые второстепенные проявления хозяйственной деятельности общества в сфере обмена и, затушёвывая различия между общественно-экономическими формациями, стремится снять вопрос об объективной неизбежности революционного перехода от одной формации к другой, а тем самым -- неизбежности социалистической революции.В силу отрицательного отношения к абстрактной экономической теории новой исторической школы не давала собственной трактовки основных политэкономических категорий, заимствуя их из других направлений буржуазной политической экономии. В трактовке стоимости представители школы, как правило, придерживались концепции предельной полезности, в трактовке прибавочной стоимости -- концепции предельной производительности, выдвинутой английскими и американскими экономистами. Под влиянием Новой исторической школы правящие круги Германии приняли ряд законодательных актов в плане социальной политики. Школа явилась одним из источников идеологии германского фашизма в целом и экономических теорий гитлеровского «национал-социализма» (в особенности в работах Зомбарта). Брентано -- один из основоположников «государства всеобщего благоденствия теории». На современном этапе развития капитализма с возрождением конструкций Новой исторической школы выступает У. Ростоу в своей теории «стадий экономического роста».  
 

 
 
 
 
 
 
     Раздел 2  Представители новой экономической школы в Германии и их экономические взгляды.

     Новая  историческая школа распадается на 2 основных направления -- консервативное во главе со Шмоллером и либеральное, возглавляемое Брентано. Наиболее ярко различие между ними обнаруживается в их отношении к рабочему движению. Если Шмоллер, как выразитель идеологии реакционных кругов германской буржуазии, юнкерства и прусской монархии, выступал против законодательного ограничения рабочего дня, признания законности профсоюзного движения, с пропагандой организации предпринимательства союзов, применения политики локаутов и «чёрных списков», то Брентано, отражавший интересы либеральной буржуазии, видел в буржуазном реформизме действенное средство против революционизирования пролетариата. Брентано утверждал, что профсоюзы, кооперация, фабричное законодательство, социальное страхование и т. п. в состоянии коренным образом улучшить положение рабочего класса в рамках капитализма и на этой основе обеспечить «классовый мир» между рабочими и буржуазией. Брентано -- один из основоположников современной буржуазной теории господства всеобщего благоденствия  

     I.  Густав Шмоллер

         Самой яркой фигурой 19-го века в сфере альтернативной экономики был, без сомнения, Густав Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы, возникшей в 1870 году.

     Густав фон Шмоллер (24.06.1838, Хейльбронн, - 27.06.1917, Бад-Харцбург), немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой исторической школы в политической экономии. Профессор университетов в Галле (с 1864), Страстбурге (с 1872), в Берлине (с 1882), член прусского государственного совета (с 1884), один из основателей (1872) и представителей (с 1890) «Союза социальной политики».

     Основываясь на идеях исторической школы, Шмоллер выступил с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Шмоллера созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, т.к. только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия. Шмоллер полагал, что политэкономия как основная общественная наука включает в себя психологию, социологию, географию и т.п., поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с позиции катедер-социализма Шмоллер защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Шмоллер видел не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих этических норм Шмоллеру принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической  истории стран Западной Европы.

      Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчеркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой -- экономикой -- но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин.  

     Основные особенности экономических воззрений Густава Шмоллера 

     Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.

     Особенно важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой).

     Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину «институциональная среда» а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.

     Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник «спора о методе» с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером. Г. Шмоллер отстаивал  конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы - эти тезисы отстаивались К. Менгером. 

     Основные работы: Г. Шмоллер «О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства» (1875); «Об основополагающих вопросах социальной политики и народнохозяйственного учения» (1898); Л. Брентано «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда» (1876).

     II.  Карл Бюхер

     Бюхер Карл (16.2.1847, Кирберг, - 12.11.1930, Лейпциг), немецкий экономист, историк народного хозяйства и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор политэкономии в Лейпцигском университете (1892-1917), основатель (1917) и руководитель Института газетоведения при нём. В главном труде "Возникновение народного хозяйства" (1893, русский перевод 1923) предложил трёхступенчатую схему развития хозяйства ("домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "народное хозяйство"). На I-й ступени - «домашнего хозяйства» - предметы потребляются в том же хозяйстве, где они произведены, на II-й ступени - «городского хозяйства» предметы переходят непосредственно от производящего их хозяйства к потребляющему, на III-й ступени - «народного хозяйства» предметы переходят от производителя к потребителю через ряд посредствующих промежуточных звеньев. Трехступенчатая «схема развития хозяйства» Бюхера антинаучна, в основу которой он положил "длину пути" продукта от производителя к потребителю, представляет собой приложение буржуазной меновой концепции к истории хозяйства. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Бюхер правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и другие. Классификацию Бюхера капиталистических форм промышленности (смешение мануфактуры с фабрикой и выделение работы на скупщика в особую форму промышленности) подверг критике В. И. Ленин

     Концепция стадий хозяйственного развития Карла Бюхера

 

  К. Бюхер предложил свою периодизацию истории развития хозяйства. В качестве критерия периодизации он избрал длительность пути товара от его непосредственного производителя до конечного потребителя. Им были выделены следующие стадии развития.

     а) Домашнее хозяйство. На этом этапе развития продукты потребляются там же, где произведены.

     б) Городское хозяйство. Здесь производитель и потребитель - уже разные субъекты, но на пути товара от одного субъекта к другому не возникает никаких посредников.

     в)  Народное хозяйство. А вот на этой стадии такие посредники как раз и появляются. Производитель работает на точно неизвестный ему рынок; прежде, чем дойти до конечно потребителя, товар проходит через «руки» множества посредников. На этой, самой высшей стадии развития, большую роль играют финансовые рынки и учреждения. Сочинение: «Восстание рабов», перевод с немецкого, Л., 1924; Die Bevőlkerung von Frankfurt am Main im XIV. und XV. Jahrhundert, Bd I, Tűbingen, 1886; Die Wirtschaft der Naturvőlker. Dresden, 1897. 
 

     III.  Луйо Брентано

     Брентано Луйо (18.12.1844 - 09.09.1931), немецкий экономист, один из представителей катедер-социализма и новой (молодой) исторической школы. С 1871 профессор в Бреславе, Страсбурге, Вене, Лейпциге, с 1891 в Мюнхене. Его многочисленные исследования посвящены вопросам рабочего движения, экономической  и социальной политике и экономической истории. Брентано проповедовал возможность устранения антагонистических противоречий между буржуазией и пролетариатом путем организации реформистских профсоюзов, кооперации и фабричного законодательства, пытался доказать, что капиталисты также заинтересованы в росте заработной плате рабочих. Социально-реформистские концепции Брентано направлены на ослабление классовой борьбы и на отказ рабочих от политической борьбы. Брентано выступал против учения К. Маркса о прибавочной стоимости, пропагандировал «теорию» устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве. Для практического осуществления социально-экономических реформ он вместе с А. Вагнером и Г. Шмоллером в 1872 организовал «Союз социальной политики». В.И. Ленин характеризовал взгляды Брентано как социал-либерализм,  слегка подкрашенный в марксизм. Брентано поддерживал германских экспансионистов.

Информация о работе Новая историческая школа в Германии