Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 10:40, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении экономических взглядов представителей новой исторической школы.
При написании данного реферата были определены следующие задачи:
Изучить исторические условия формирования экономической школы в Германии;
Раскрыть сущность экономических взглядов представителей новой экономической школы в Германии.
При написании данной работы были использованны следующие методы: хронологический, исторический, логический, аналитический.
Введение с 3-4
Раздел 1: Исторические условия формирования экономической школы в Германии. с 5-12
Раздел 2 Представители новой экономической школы в Германии и их экономические взгляды. с 13-19
Заключение с 20-21
Список литературы с 22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ
ГУ КузГТУ в г. НОВОКУЗНЕЦКЕ
Реферат
По дисциплине: История экономических учений
на тему:
«Новая историческая школа в Германии»
Новокузнецк 2009
Содержание
Введение
Раздел
1: Исторические условия формирования
экономической школы в
Германии.
Раздел
2 Представители новой экономической
школы в Германии и их экономические взгляды.
Заключение
Список
литературы
Введение
Историческая
школа зародилась и получила свое развитие
в Германии в XIX веке. Своё название
школа получила от вульгарно-исторического
метода, который ее теоретики пытались
ввести в политическую экономию. Особенностью
исторической школы является то, что она
рассматривает политическую экономику,
как науку о национальном хозяйстве, отстаивает
особую роль государства в экономике.
Государственные интересы, интересы нации
выше интересов личности. Именно в этом
у нее серьезные расхождения с классической
школой, которая изучает общие законы
развития экономики.
Начало исторической школе, как течению
положил Фредерик Лист с его “Национальной
системой политической экономики”. Здесь
Лист дает свою классификацию стадий хозяйственного
развития. Он утверждает, что экономика
разных стран находится на разных стадиях
и подчиняется собственным законам. Именно
поэтому для каждой страны существует
своя собственная экономическая наука
- “национальная экономия”, которая должна
определить условия для наиболее быстрого
развития производительных сил каждой
страны, исходя из национальной специфики.
Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в течение последней четверти его.
Актуальность данной темы заключается в значимости идей новой исторической школы в Германии для политической экономики.
Цель данной работы заключается в рассмотрении экономических взглядов представителей новой исторической школы.
При написании данного реферата были определены следующие задачи:
Изучить исторические условия формирования экономической школы в Германии;
Раскрыть сущность экономических взглядов представителей новой экономической школы в Германии.
При
написании данной работы были использованны
следующие методы: хронологический,
исторический, логический, аналитический.
Раздел 1: Исторические условия формирования экономической школы в Германии.
В
период объединения Германских земель
в единое государство, т.е. в середине XIX
в., возникло еще одно альтернативное классической
политической экономии направление экономической
мысли, получившее название «историческая
школа Германии» или, что одно и то же,
«немецкая историческая школа». Эта школа
по сути олицетворяет не столько историческое,
сколько социально- историческое направление,
потому что ее авторы, в отличие от классиков,
включили в поле исследований политической
экономии (предмет изучения) наряду с экономическими
и неэкономические факторы, впервые начав
тем самым одновременное рассмотрение
в историческом контексте всего многообразия
социально-экономических проблем, всей
совокупности общественных отношений.
В своей критике немецкие авторы единодушны
в том, что классики чрезмерно увлекаются
абстракциями и обобщениями и недооценивают
значение фактов и наблюдений, связанных
с прошлым и настоящим. Они также обвиняют
классиков за абсолютизацию принципов
экономического либерализма, приверженность
некой универсальной экономической науке
и узость индивидуалистских доктрин и
настаивают на целесообразности исследования
реального, а не мнимого изображения конкретной
действительности.О характерной особенности
исторической школы Германии свидетельствует
то обстоятельство, что ее главные идеи
были сформулированы теоретическими предшественниками
данного направления экономической мысли
-- А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей,
вытекающая из сочинений Адама Мюллера
под названием «Основы искусства управления
государством» (1809) и Фридриха Листа под
названием «Национальная система политической
экономии» (1841), сводится к таким положениям,
как: особая и значительная роль для экономической
науки исторического метода; характеристика
политической экономии не как универсальной,
а национальной науки; учет влияния на
национальное хозяйство не только экономических,
но и природно-географических, национально-исторических
и других неэкономических предпосылок;
признание общественного интереса нации
выше личного интереса индивидуума. Экономические
воззрения А. Мюллера и Ф.Листа близки
друг другу в тех аспектах, в которых оба
они критикуют классиков за их абстракции
и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма
в хозяйственной политике государства
и явно преувеличивают роль исторического
метода анализа в экономической науке.
В то же время их взгляды существенно расходятся,
когда речь идет об идеале общественного
устройства и роли экономической науки
в его достижении. Так, А.Мюллер склоняется
к идеализации хозяйственных отношений
времен средневековья, потому что принципы
на его взгляд, не могут соответствовать
национальным, в том числе хозяйственным,
традициям континентальных стран. Он убежден,
что исключительно благодаря авторитету
А.Смита на родине этого ученого -- в островном
государстве Англии смогли укорениться
идеи ничем не ограниченной свободной
торговли и конкуренции. В свою очередь
Ф.Лист, в отличие от А.Мюллера, принимает
некоторые теоретические положения классиков,
особенно в части поступательного развития
общества и целесообразности ускорения
научно-технического прогресса. Однако
подход классиков к экономической науке,
по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный
характер, поскольку они не учитывают
важную роль государства в национальной
экономике, а также влияние на хозяйство
исторических корней нации и ее культуры.
Далее он не исключает и возможности повсеместного
принятия принципов, но при условии достижения
странами одинаково высокой стадии экономического
развития. Иными словами,
Ф.Лист в
самом деле «не верил в какой-то единый
и благодетельный для всех народов и во
все времена общественный строй, опирающийся
на свободную игру индивидуальных хозяйственных
интересов».
Основные положения немецкой исторической школы.
Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.
а) Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.
Отсюда следует другая особенность учения немецкой исторической школы -
б) антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» или «Народнохозяйственным учением».
в) Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).
г) Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
д) Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев», Б. Гильдебранд, «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества». Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы -
е) Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.
ж) Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящий в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
з) Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано прежде всего скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».
В развитии самой немецкой исторической школы, в свою очередь, можно выделить три этапа.
Первый этап охватывает период 40--60-х гг. XIX и. и получил название«Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В.Рошер,Б.Гильдебранд, К.Книс.
Второй этап приходится на 70--90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа»; основные авторы --Л.Брентано,Г.Шмоллср, К.Бюхер.
Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы -- В.Зомбарт,М.Вебср, А.Шпитхоф.
Три основателя старой школы много критиковали классические методы, но не могли согласиться насчет цели и природы науки и оставили другим задачу приложения своих целей.
Задачу
эту взяла на себя "новая историческая
школа", сгруппировавшаяся в 1870 году
вокруг Шмоллера.
Новая историческая школа
В конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось ее возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Ученых, «осуществивших» это возрождение, объединили под названием «новая историческая школа». Их отличала меньшая радикальность по отношению к «универсальности» и «объективности» в экономической науке. Да, как и другие «немцы», они тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет все тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода представителей «новой исторической школы» были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.
Представители «новой исторической школы» оправдывали агрессивную политику германского империализма, выступали против революционного рабочего движения и его идеологии -- марксизма-ленинизма. Как и старая историческая школа, новая историческая школа основана на подмене политической экономии историей народного хозяйства. Основные отличия новой исторической школы от старой определялись особенностями исторической обстановки кон. 19 -- нач. 20 вв. -- переходом от капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму и широким распространением марксизма во все усиливающемся рабочем движении. Это исключало для буржуазии возможность опираться на теоретические положения старой исторической школы, ориентированно на борьбу преимущественно с утопическим социализмом. Вместе буржуазные идеологи не могли отказаться от вульгарно-исторического метода защиты капитализма в эпоху империализма, в условиях, когда общественно-исторический процесс давал новые подтверждения правильности марксистского анализа капитализма. Значение аргументации в идеологической борьбе классов возрастало. Основным объектом апологетической деятельности новой исторической школы стали проблемы судеб капитализма, движущих сил и периодизации исторического процесса. Представители направления -- немецкие экономисты Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.
Отличие новой исторической школы от других направлений буржуазной политической экономии -- отказ от цельной абстрактной экономической теории и подмена ее апологетической историей экономики. Таким путём ее представители стремились уйти от анализа действия объективных экономических законов.
Представители новой исторической школы трактовали процесс общественного развития как медленное эволюционное изменение второстепенных явлений при сохранении коренных основ капиталистического строя. Той же цели -- затушёвыванию закономерного характера социально-экономического становления объективных и субъективных предпосылок социализма -- было подчинено направление исторических изысканий новой исторической школы, сосредоточившей свои усилия на рассмотрении частных, единичных явлений преимущественно феодального прошлого Германии. Собранный значительный фактический материал представляющий определенную ценность для исторической науки, не получал в работах теоретиков новой исторической школы научного теоретического обобщения, ибо частные явления истории хозяйства вырывались из общей цепи закономерного исторического процесса. Новая историческая школа, отстаивающая вечность основных устоев буржуазного общества, несмотря на «исторический» подход к экономическим явлениям оказалось неспособной преодолеть свойственную для всей буржуазной политической экономии метафизичность в трактовке экономических проблем. Особенно характерными в этом отношении были работы К. Бюхера и Г. Шмоллера.