Норманнская теория происхождения русской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Выбранная тема является, безо всякого сомнения, важнейшей для всех изучающих русскую историю. К сожалению, в последнее время происхождению нашей государственности историками уделяется меньше внимания, чем в не таком далеком прошлом.
Достаточно самонадеянной выглядела бы попытка полностью решить проблему, над которой трудились сотни ученых мужей в России и за ее пределами. А потому целью этой работы мы поставим попытку проведения исторических параллелей: норманизм и запа

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
1.Постановка проблемы………………………………………………..4
2.Противоречия норманнской теории………………………….……..6
3.Противоречия славянской версии………………………………….10
Заключение…………………………………………………………….13
Список источников и литературы……………………………….…...14

Работа содержит 1 файл

норманская теория (на защиту).doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Древние летописи, в том числе  «Повесть  Временных  Лет»,  всегда  четко разделяют  русь  и  русских  славян.  Причем  это  подчеркивается  в весьма характерных деталях. Не будем перечислять все случаи, но  вспомним  хотя  бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907  году:  «И  сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок,  а  славянам  копринные»,  и  было так».

     Любопытно, но по С.Соловьеву разделение руси и  русских  прослеживается  в древних наших источниках вплоть до XIII века.  Так  говоря  о  борьбе  князя владимирского с мордовским князем Пургасом в 1229 году,  Соловьев  отмечает: «в том же году сын русского присяжника Пуреша напал с половцами на  Пургаса, избил всю его мордву и русь...».

     Весьма  серьезным для этнического разделения, безусловно, является и  четко фиксируемое различие характерных бытовых  навыков  и  социальных  функций  у славян и русов. «Бытовые  навыки  у славян  и русов были  тоже  различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу,  а славяне под струей. Русы  брили  голову,  оставляя  клок  волос  на  темени, славяне  стригли  волосы  «в  кружок».  Русы  жили  в  военных  поселках   и «кормились» военной добычей, часть которой  продавали  хазарским  иудеям,  а славяне занимались земледелием и скотоводством.  Авторы  10  в.  никогда  не путали славян с руссами. Русы известны как самостоятельный  этнос  авторам  6 в. Иордану и Захарии Ритору. Единственной непротиворечивой версией  является заявление епископа  Адальберта,  назвавшего  княгиню  Ольгу  царицей  ругов - народа, западная часть которого  погибла  в  Норике  и  Италии  в  5  в.,  а восточная удержалась в Восточной Европе  до  10  в.,  оставив  в  наследство славянам   династию   и   название   державы.   Этот   факт    наводит    на размышления». Известно также, что славяне вышли к среднему  Днепру  в  5 веке Собственно поляне же поселились  там,  в  восьмом  веке.  Однако  русь, которую славянисты возводят из полян, известна там до прихода  последних.  В этом отношении интересен существенный эпизод, зафиксированный  в  Житии  св. Стефана, епископа сурожского.  Из  текста  жития  вытекает,  что  во  второй половине именно 8 века русы вошли в Крым из Доно-Донецкого ареала и,  прежде чем достичь Сурожа, ограбили все побережье Крыма,  от  Херсонеса  до  Керчи.  Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с  точки  зрения славянистов племя руссов могло одновременно вести также столь масштабные  военные  действия  на  юге. Так кто же такие русы? Прежде чем мы позволим  себе  сделать окончательный  вывод,  приведем  все собранные Л.Н.Гумилевым факты, которые помогут нам разобраться в проблеме. 

     -  Этноним  "рос"  зафиксирован  еще  в  4  веке   Иорданом,   осуждавшим "вероломный народ россомонов" за то, что те помогали гуннам победить  готов.

     - Немецким хронистам русы (россы)  известны также как  руги.  На  тождество этнонимов  руги  и  русы,  кроме   Л.Гумилева,   указывает   также   историк А.Г.Кузьмин. По Кузьмину руги упоминаются  уже  в  307  году,  как  федераты Римской империи.

     - Родина ругов - южная Прибалтика, откуда они были вытеснены  готами.

     - Их причисляют к германской  группе, правда, по А.Кузьмину руги (русы)  не германцы, а иллирийцы.

     - Ареал  их  блуждания  (именно  блуждания,  а  не  расселения)  в  момент фиксации историческими источниками (VI - VIII века)  среднее  поднепровье  - Дон, Крым.

     - Широкое рассеяние этого этноса  привело к неустойчивости этнонима:  руги, рози, русы, рутены.

     - Их основное занятие - военные  походы.

     Исходя  из этих,  а  также  иных,  накопленных  нашей  исторической  наукой материалов,  можно  провести  логическую  реконструкцию,  которая   позволит получить непротиворечивую картину того, как появились на нашей  исторической сцене русы, а, значит, и установить их этническую принадлежность.   Мы знаем, что примерно  в 4  тысячелетии до  нашей эры начался распад индоевропейской языковой группы. До  второго  тысячелетия  до  н.э.  из  нее выделились индоиранцы, до середины 1 тыс. до н.э. балтославяне,  примерно  в это же время выделились и протогерманские племена.

     Примерно  в  4  -  6  в.в.  до  н.э.  последние  разделились  на  западные, восточные и северные германские племена. Можно предположить,  что  именно  в этот период в Скандинавии и оказалось племя,  которое  в  последствии  будет зафиксировано под именем русов, ругов, россомонов и т.д.  Однако  в  отличие от свенов, данов, нориков руги-русы не зафиксировались  надолго на  скудных нордических землях. Возможно, они даже пришли туда позже  других  германских племен  и  поэтому  не  смогли  удержаться  там,  теснимые   подозрительными старопришлыми.

     Из  Скандинавии руги-русы пришли на  южные  берега  Прибалтики.  Когда  это могло произойти? Зафиксировано, что во втором  -  начале  3  века  из  южной Прибалтики ушли другие германские племена - готы. В самой Прибалтике они  по преданиям появились, придя из Скандинавии, ушли  же  оттуда  они  в  степные пространства современной Украины. Исходя из этого  можно  предположить,  что руги-русы, скорее всего, пришли в Прибалтику или ранее готов  (тогда  именно они вытеснили их оттуда), либо позже. Однако в любом случае, они  также  как и готы не долго задержались в Прибалтике, и ушли на юг, где их, так  же  как и готов, четко фиксируют уже в начале 4 века.

     Отсюда  можно сделать вывод, что русы - это, скорее всего  племя,  вышедшее из протогерманского этноса и в силу каких-то не вполне  ясных  обстоятельств вынужденное  нести  скитальческий  образ   жизни,   практически   нигде   не задерживаясь настолько, чтобы оставить после себя заметный след.  Однако  по не злой иронии судьбы вечность своему имени они все же  обрели  именно  там, где им предстояло раствориться и сойти с исторической сцены  окончательно  - среди восточных славян. Общим с варягами Рюриковского  периода  у  них  было только протогерманское происхождение. Для славян же они были, прежде  всего, славные воины, отдавшие свои мечи на службу им, более склонным  к  оседлости и хозяйственной основательности.

     Таким образом, в формировании русской  народности и  государства  принимали участие не два, как предполагалось ранее, элемента  (славяне  и  варяги)  а, скорее всего три: славяне, русь и варяги. При этом каждый  из  них  выполнял своеобразную функцию. Первые были собственно народом, творившим  культуру  и саму  жизнь  будущей  нации.  Вторые  составляли  профессиональный   военный элемент, не оставивший будущей нации  ничего,  кроме  названия  и  полностью растворившийся  в  славянском  мире.  И,  наконец,  варяжские  князья  и  их дружины, выполнившие роль,  говоря  современным  нам  языком,  политического менеджмента. И князь Владимир изгонял именно варяжские дружины, а  не  русь, которая к времени его правления уже практически слилась со славянами.

     Русь  дала нам только имя, варяги же, несомненно, играли некоторую  роль  в становлении  нашей  государственности,  но  отнюдь  не  главенствующую,  как хотелось бы думать многим. 
 
 
 

Заключение 

     Рассмотрев  наиболее  известные  версии происхождения  нашего  государства,  можно  попытаться   сделать   некоторые выводы. Нежизнеспособность норманской теории доказана уже  достаточно  давно. Этохх несложно при поддержке  таких многоуважаемых историков, как Д.И.Иловайский, Л.Н.Гумилев  и даже  используя  труды одного  из  главных  норманистов  Н.М.Карамзина  (который  сам  немало сомневался в  поддержанной  им  теории  и  был  достаточно  беспристрастен). Норманская школа представляла варягов  свободно  разгуливавшими  по  главным речным путям России на своих дракарах вдоль и поперек,  но  разве  это  была необитаемая пустыня или она была населена  племенами  дремучих  дикарей?  На западе викинги иногда врывались устьями рек внутрь  страны.  Но  эти  походы нельзя сравнивать со сложным и трудным «путем из варяг в греки», вдоль  этой дороги  проживало  многочисленное  население  имевшее  укрепленные   города. Норманисты же считают, что их гордые подопечные  с  легкостью  покорили  всю эту землю, которую сами именовали уважительно Гардарикой (страной  городов), сами таковых не имея. Варяги могли быть разве что наемниками в  дружинах,  и единицы из них вполне могли достигнуть определенных  высот  при  пригласивших их на службу князьях. «Не из бедной, полудикой Скандинавии  проникали  тогда в Россию семена  цивилизации,  а  наоборот…  Южнорусские  славяне  со времен   глубокой   древности   находились   в   сношениях   с    греческими припонтийскими  колониями…  Цветущее  состояние  русской   гражданственности открывшееся перед нами в 11-12 веках, не могло получить  начало  только  со второй половины  9 века. То есть со времени мнимого призвания варягов.  Нет, такому   цветущему   состоянию   предшествовал   бесспорно   долгий   период постепенного развития».

     Однако  при изучении темы в  процессе  работы  появились сомнения в правдивости   чисто  славянской  версии  и  не  достиг  поставленной   цели, доказать  ее  безоговорочную  убедительность.  Скорее  всего,  как   и   все исторические   события,   становление   русской   государственности    нужно рассматривать  итогом  совместных  усилий  проживавших  на   ее   территории народов, не выделяя один из  них.  И  следовало  бы   прекратить  выискивать главенствующую причину и событие, рассматривая их в  совокупности  и  изучая закономерности – действующие, безо всякого сомнения и поныне.  Для подобной же работы необходимо внимательно изучать труды  как  апологетов  норманнской теории, так и не  менее  многочисленные  научные  изыскания  их  критиков  –  нынешних и былых. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список источников и литературы 

Источник:

Повесть Временных  Лет (прозаический перевод Д.С.Лихачева)

www. hronos.KM.ru 

Литература: 

История России с древнейших времен до конца XVII века, М., 1997 

Л.Н.Гумилев  Древняя Русь и Великая степь,  СПб., 2001 

Д.И.Иловайский История России. Начало Руси, М., 1996 

Н.М.Карамзин  История Государства Российского: 12 томов в 4-х книгах,

М., 1997 

С.Ф.Платонов  Лекции по русской истории, СПб, 1997 

С.М. Соловьев  История России с древнейших времен,  М., 1988 

А.Н.Толстой Петр Первый, Куйбышев, 1984 

-----------------------

1) Л.Н.Гумилев Древняя Русь и Великая степь,  СПб.,  2001  С148 

2) Повесть Временных Лет (прозаический перевод Д.С. Лихачева)  www.

hronos.km.ru 

3) Д.И.Иловайский История России. Начало Руси, М., 1996, С10 

4) А.Н.Толстой Петр Первый, Куйбышев, 1984, С283 

5) Н.М.Карамзин История Государства Российского: 12 томов в 4-х книгах,

М., 1997, Книга 1 Т.1-3 С47. 

6)  Н.М.Карамзин История Государства Российского: 12 томов в 4-х книгах,

М., 1997, Книга 1 Т.1-3 С118 

7) Повесть Временных Лет (прозаический перевод Д.С. Лихачева)  www.

hronos.km.ru 

8) Д.И.Иловайский История России. Начало Руси, М., 1996, С15 

9)  Н.М.Карамзин  История Государства Российского: 12 томов в 4-х книгах,

М., 1997, Книга 1 Т.1-3 С119 

10) С.М. Соловьев  История России с древнейших времен,  М., 1988,  Книга 1

Т.1-2 С119 

11) История России с древнейших времен до конца XVII века, М., 1997, С.58

–59 

12) Л.Н.Гумилев Древняя Русь и великая степь,  СПб.,  2001 С.22 

13) С.Ф.Платонов  Лекции по русской истории, СПб, 1997, С.75 

14) Д.И.Иловайский История России. Начало Руси, М., 1996, С38 

15) Повесть Временных Лет (прозаический перевод Д.С. Лихачева)  www.

hronos.km.ru 

16) Л.Н.Гумилев Древняя Русь и великая степь,  СПб.,  2001 С.23 

17) Д.И.Иловайский История России. Начало Руси, М., 1996, С43

Информация о работе Норманнская теория происхождения русской государственности