Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, реферат
Выбранная тема является, безо всякого сомнения, важнейшей для всех изучающих русскую историю. К сожалению, в последнее время происхождению нашей государственности историками уделяется меньше внимания, чем в не таком далеком прошлом.
Достаточно самонадеянной выглядела бы попытка полностью решить проблему, над которой трудились сотни ученых мужей в России и за ее пределами. А потому целью этой работы мы поставим попытку проведения исторических параллелей: норманизм и запа
Введение ………………………………………………………………..3
1.Постановка проблемы………………………………………………..4
2.Противоречия норманнской теории………………………….……..6
3.Противоречия славянской версии………………………………….10
Заключение…………………………………………………………….13
Список источников и литературы……………………………….…...14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУВПО
«АмГУ»)
Кафедра всемирной
истории и международных отношений.
РЕФЕРАТ
На тему: Норманнская
теория происхождения русской государственности.
Исполнитель
студент группы
173-об1
Руководитель
Благовещенск
2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
1.Постановка проблемы………………………………………………..4
2.Противоречия норманнской теории………………………….……..6
3.Противоречия славянской версии………………………………….10
Заключение……………………………………………………
Список источников
и литературы……………………………….…...14
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема является, безо всякого сомнения, важнейшей для всех изучающих русскую историю. К сожалению, в последнее время происхождению нашей государственности историками уделяется меньше внимания, чем в не таком далеком прошлом.
Достаточно самонадеянной выглядела бы попытка полностью решить проблему, над которой трудились сотни ученых мужей в России и за ее пределами. А потому целью этой работы мы поставим попытку проведения исторических параллелей: норманизм и западничество, антинорманизм и славянофильство. И найти некоторые их связи с государственной политикой тех лет, когда одна из версий была доминирующей.
Попытаемся рассмотреть, как развивалось изучение происхождения русской государственности. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться “Повестью временных лет". Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов 12 века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. На этом работа летописцев в 12 веке над текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет". В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 - 1228 годов. Из вышесказанного мы вполне можем сделать вывод: нельзя относиться к тексту «Повести», как к абсолютно достоверному источнику, ведь при многократных переписываниях и копированиях возникали многочисленные ошибки, а так же могла несколько искажаться и формация в угоду заказчикам. Не будем забывать также и о том, что описываемые события, в нашем случае связанные со становлением государственности, отставали от времени летописца почти на 200 лет, а потому были знакомы ему (в лучшем случае) по устным легендам.
1.Постановка
проблемы
Достаточно большое количество куда более образованных людей, чем автор, изучали проблему происхождения русской государственности и силами последующего поколения коллег были разделены на норманистов и их противников. Разберемся же в терминологии. Итак, норманисты – это те, кто однозначно выводил русское государство от пришлых варягов, опираясь на следующее утверждение «Повести Временных Лет»: «и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.» Из вышесказанного делался логичный на первый взгляд вывод о том, что отсталые славянские племена, сами не имевшие возможности создать систему государственного управления, обратились к передовым и развитым европейцам. А уж те постарались на славу, да так замечательно, что благодарные за науку народы забросили свои племенные именования и дружно начали именоваться Русью.
Соответственно политика преклонения перед Западом имеет глубокие корни и приводит российское государство исключительно к славным победам, а те, кто говорит об исключительности и непохожести своей родины на другие страны, есть ретрограды, стоящие на пути прогресса.
Не спорим, логическая цепочка доказательств выстроена убедительно и долгое время ей сложно было что-либо противопоставить, а потому первые антинорманисты сводили свои возражения лишь к происхождению названия Русь, предлагая различные варианты, но никак не решались развить тему о собственном развитии славянами государственных структур. Эта позиция понятна, образованные люди тогда щеголяли совершенным знанием иностранных языков и культуры – признать же простой народ России носителем славных традиций предков было можно, но эти традиции отличались от «общеевропейских», а потому правильными быть не могли. Не будем забывать о том, что норманнская теория возникла и получила мощный импульс развития в 30-40 годы 18 века, когда в России правила Анна Иоановна, окруженная немцами и доверявшая им. Не случайно члены Академии Наук Миллер и Байер, писавшие русскую историю, выводили нашу государственность от викингов, а никак не от славян. Викинги всегда пленяли воображение немцев своей мифической доблестью, и как представители германских племен были вполне подходящим инструментом для идеологического обоснования отсталости славянских народов.
Против названных теоретиков немедленно выступил М.В.Ломоносов, известный своим устойчивым патриотизмом, но он был один, а желающих угодить престолу несколько больше.
Как уже было сказано первоначально противникам скандинавской теории происхождения русской государственности и самим не приходило в голову опереться на славян. А потому предлагались различные варианты происхождения племени Русь, сам же факт завоевания им господства над коренными народами под сомнение не ставился. «Большею частью они, точно так же, как и скандинавоманы, принимали призвание или вообще пришествие князей за исходный пункт Русской истории и расходились только в решении вопроса: откуда они пришли и к какому народу принадлежали? Так, Татищев и Болтин выводили их из Финляндии, Ломоносов - из славянской Пруссии, Эверс – из Хазарии, Гольман – из Фрисландии, Фатер – из черноморских готов, Венелин Морошкин, Савельев, Максимович (и в последнее время Гедеонов) – от балтийских полабских славян, Костомаров – из Литвы. (Есть еще мнение, примыкающее к Эверсу, о происхождении русских князей от угро-хазар)…». Мы не видим, чтобы исследователи, занимавшиеся норманнским вопросом, обратили внимание на фактическую достоверность самого призвания варягов и вообще об иноземном происхождении княжеских династий. Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой легенды и только различным образом толкуют ее текст; например: что она подразумевает под варягами и Русью? На какое море она указывает? И в каком смысле понимать слова «Пояша по себе всю Русь». Историки спорили о правописании, о знаках препинания в летописном тексте, стараясь заставить его работать в пользу своей версии. В то время как весь этот текст нисколько не в состоянии выдержать исторической критики, незатемненной предвзятыми идеями и толкованиями.
Итак,
базой доказательств
1. Описание в летописи «пути из варяг в греки» и связанные с ним названия
порогов на Днепре (приведенные Константином Багрянородным).
2. Имена князей и дружинников указанные в договорах Олега и Игоря с
Византией.
3. Упоминания
византийских писателей о
4. Известия арабских писателей.
5. Финское наименование шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.
6. Скандинавские саги.
7. Связи
русских князей со
Не сомневаемся, что историки-норманисты делали свое дело от чистого сердца, желая досконально изучить доступными им способами историю России и довести до сведения тех, кому недоставало времени и желания самому заняться подобной проблемой, ее течение. Но, как бы ни был беспристрастен ученый, роясь в древних фолиантах, он все равно не может отрешиться от реалий «текущего момента», а значит, внесет в толкование описываемых событий свое понимание взаимосвязи прошедшего с настоящим.
Ни в коей мере нельзя упрекать в отсутствии патриотизма великого Карамзина, равно как и, придерживавшихся подобных взглядов Полевого, Гедеонова, Соловьева, но любовь к родине у каждого выражается по-своему. Можно, желая отчизне всяческого процветания, тащить из-за границы готовые модели государственного устройства, – насаждая их не считаясь с жертвами среди собственного народа, сопровождая указы о всеобщем благе конкретным перечнем наказаний - так делал Петр I. А можно, постепенно подготовив почву и изучив традиции, заняться реформированием внутри государства – как поступала Екатерина. И не случайно ли почти все историки называют их обоих Великими, причем на Западе таковым чаше именуют Петра Алексеевича, поступавшего так, как хотела Европа; Екатерину же сначала вспоминают в связи с ее многочисленными фаворитами – еще бы, именно она первая начала ставить интересы России выше общеевропейских. А потому наши заклятые друзья, уверенные в своем предначертании диктовать миру правила поведения, всячески приветствуют наше «европейничанье», осуждая попытки идти своим путем.
Следовательно, и те наши ученые, что считали Европу передовой силой цивилизации, невольно начинали искать ее связи с русской стариной, чтобы вывести преемственность политики.
Сторонники
же собственного исторического
пути России, наоборот, изыскивали
доказательства того, что и «во времена
оные» мы были ничуть не глупее
кичливого и инфантильного Запада.
Взять удачные находки соседних
держав никогда не стыдно, но незачем при
этом биться головой об пол: «…одна
забота у нас – развеять нашу темноту
и глупость, поучиться у вас, наши
милостивцы». Подобных взглядов
придерживались Ломоносов, Татищев, Надеждин,
Иловайский и другие непримиримые
противники норманнской теории происхождения
государства Российского, в
которой их силами найдено огромное
количество нестыковок и изъянов,
делающих саму постановку вопроса
о происхождении наших государственных
институтов, по меньшей мере, некорректной.
Информация о работе Норманнская теория происхождения русской государственности