Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:37, творческая работа
1917 год - роковой рубеж в истории России, год начала ломки традиционных форм жизни народа и страны. Исходным пунктом распада исторической связи времен стало отречение императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. Вместе с Романовыми уходила в небытие длившаяся столетия эпоха тронов и корон, на смену которой пришли времена громогласно декларированного «народоправства».
1. Современники о Николае II
2. Введение
3. Воспитание Николая
4. Коронация Николая II
5. Николай II и его семья
6. Правление Николая II
7. Оценка современников и
историков
8. Последние дни Николая II
9. Заключение
10. Используемая литература
26-летний
Николай II, старший
сын императора Александра III
и императрицы Марии
Федоровны, взошел на
престол после смерти
своего отца. 14 мая 1895
года в Успенском соборе
Московского Кремля
состоялась коронация
Николая II. После коронации
торжественная процессия
во главе с императором
вышла из Успенского
собора и направилась
в Архангельский собор,
в котором похоронены
первые цари династии
Романовых, чтобы поклониться
их могилам. После посещения
Благовещенского собора
император отправился
в Большой Кремлевский
дворец. Первый день
коронационных торжеств
закончился парадным
обедом в Грановитой
палате Московского
Кремля. Коронация Николая II
ознаменовалась катастрофой
на Ходынском поле в
Москве, в которой погибли
несколько сотен человек.18
мая 1896 года, во время
раздачи царских подарков
по случаю коронации
Николая II, на Ходынском
поле (в северо-западной
части Москвы, в начале
современного Ленинградского
проспекта) произошли
трагические события.
Из-за халатности организаторов
церемонии и городских
властей началась давка,
в которой, по официальным
данным, погибли 1389 и
получили увечья 1300
человек.
Николай II и его семья.
Судя по всем сообщениям, Николай прожил счастливую юность с понимающими родителями; жизнь семьи была гармоничной и насыщенной. Александр III был сердечным отцом. Что все же отсутствовало в этом окружении (в соответствии с образом жизни дворянства не только в России, но и вообще в Европе), так это какие-либо интеллектуальные запросы или интерес к искусству. Вновь приобретенная насыщенность семейной жизни Романовых уходила корнями в бунт Александра III против своего отца, его свободного обхождения с женщинами и, прежде всего, его морганатического брака с Екатериной Долгорукой. Эта концентрация на семейной жизни должна была еще больше усилиться в браке Николая и способствовать растущей изоляции его ото всех слоев общества. Гармоничные семейные отношения определенно предотвратили конфликты между отцом и сыном. С другой стороны, такое сердечное согласие не дало Николаю возможности освободиться от сильного влияния отца, примеру которого он пытался подражать, сознавая, что его способностей для этого недостаточно.
Женой Николая II была Алекс Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса принцесса Гессен-Дармштадтская (в России – Александра Федоровна). Проблемы в семейной жизни Романовых усугубил выбор Николаем своей супруги. Вина за это лежала большей частью не на супругах. Это был брак по любви, после заключения которого оба оставались всю жизнь верны друг другу и сохраняли искреннюю любовь друг к другу. Трагизм этих отношений состоял в том, что Алиса Гессен-Дармштадтская (в России после перехода в православную веру Александра Федоровна) передала от своей бабки, королевы Виктории Английской, наследственную болезнь крови своему единственному сыну Алексею, младшему ребенку в семье. О благородстве Николая говорит то, что это бремя для семьи и династии никогда ни малейшим образом не сказалось на его отношении к жене. Однако для клинической картины такой семьи характерно то, что тенденция к изоляции от внешнего мира еще больше усиливается, а супруги и дети в еще большей степени сближаются.
Свадьба
Николая и Алекс (как
звали Александру
Федоровну) состоялась 17
января 1895 г. в большом
Николаевском зале Зимнего
дворца, на ней присутствовало
около 600 представителей
дворянских обществ,
городов и казачьих
войск.
Личность любого государственного деятеля раскрывается в его замыслах и делах. Еще до коронации Николай II подчеркнул, что будет твердо придерживаться принципов своего отца.
Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец Петра I), бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы могущества и благосостояния России. В одном из первых своих публичных выступлений он провозгласил: "Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель". Это были не только слова. "Начала самодержавия" Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до его отречения от престола в 1917 году.
Когда Александр III неожиданно умер в возрасте 49 лет, наследник престола был плохо подготовлен к выполнению своих будущих задач. Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. “Я видел слёзы, застилавшие его голубые глаза, - вспоминал великий князь Александр, шурин Николая, - Он взял меня за руку и повёл вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он - император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его”. “Сандро, что мне делать? - восклицал он патетически. - Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Аликс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царём. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами”.
Его совсем недавно начали привлекать к государственной и законодательной работе. У него было мало опыта в большой политике и, прежде всего, он мало знал людей, среди которых должен был искать себе сотрудников. Кроме того, очень быстро выяснилось, что царь не обладает силой воли и решительностью своего отца. За некоторыми исключениями Николай оказался неспособен аргументировано доказать что-либо своим министрам и обсуждать выбранный политический курс. Николай не любил, а часто и не отваживался возражать министрам. Он избегал всего неприятного и чаще всего старался не дать понять своим министрам, если намеревался снять их с поста. Поэтому его несправедливо обвиняли в лицемерии и двурушничестве.
От Николая ожидали больших перемен. Говорили о конституции, об устранении стеснений. Даже для приближенных Николай II был загадкой. Министр финансов С. Ю. Витте считал его “совсем неопытным, но и неглупым, весьма воспитанным молодым человеком”.
Наиболее влиятельными людьми при императоре Николае II были министр финансов, позднее премьер-министр С. Ю. Витте (дворянско-буржуазное течение) и министр внутренних дел В. К. Плеве.
Когда Николай пришел к власти, он не имел никакой программы, кроме твердого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое он считал заветом своего отца. Эта ревностная забота о своих прерогативах зашла так далеко, что он отказался нанять личного секретаря, хранил императорскую печать в выдвижном ящике в своем кабинете и лично запечатывал ею конверты, в которых направлял чиновникам свои решения. Он считал, что его титул дан ему богом, что он сам представитель бога, а в семейном кругу его, как и великого князя Николая Николаевича, считали созданием, стоявшим где-то между человеком и богом. В такой атмосфере политические решения часто понимались как моральные или решения совести. Николаю хотелось, как он писал коменданту своего дворца, быть одному, одному со своей совестью. “Как я могу сделать это, если это против моей совести?” – это было то основание, на котором он принимал свои политические решения или отклонял предложенные ему политические варианты. Николаю II принадлежит идея всеобщего и полного разоружения. Только один этот исторический почин дает ему право на бессмертие.
Экономическая политика правительства Николая II строилась на началах создания наибольшего благоприятствования всем здоровым хозяйственным силам путем льготного налогообложения и кредитования, содействия организации всероссийских промышленных ярмарок, всемерного развития средств сообщения и связи.
Николай II придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке (а позднее активно содействовал строительству) знаменитой Великой сибирской дороги, большая часть которой строилась в его царствование.
Царь активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота. Так, одним из первых актов Николая II было распоряжение о выделении значительных средств для оказания помощи нуждающимся ученым, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам (1895 г.).
Согласно поверхностной манере нашего восприятия царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но как относился к этому сам Николай II? Он был фактически заложником унаследованных им структуры и принципов власти, отход от которых он воспринимал как предательство интересов России, как надругательство над священными основами, завещанными предками. Ему были чужды амбиции правителя, да и властолюбием он никогда не отличался. Однако будущее страны просто не могло быть безразлично ему, т.к. за ее судьбу он нес ответственность перед Богом и перед любимым сыном Алексеем ...
Николай был глубоко обеспокоен, став преемником своего отца. Он осознавал свои недостатки и одновременно ясно понимал, что даже ближайшее окружение сильно сомневается в его способностях. В первые годы своего правления он по неопытности продолжал политику отца и оставил на постах его главных советников и министров. Такая преемственность противоречила интересам образованных и имущих слоев общества, надеявшихся на политические перемены, прежде всего в земствах, органах деревенского самоуправления, которые царь открыто и неловко призвал к отказу от бессмысленных мечтаний о конституционализации государства.
Этот невысокий рыжебородый человек, неприхотливый в быту, со сдержанно-вежливыми манерами, не плохо образованный и совсем не глупый обладал выдающимися человеческими качествами и очень не большими способностями к политической деятельности. Аккуратные дневники, педантично написанные гладким почерком, стандартные резолюции, лишенные даже своеобразной дубовой выразительности резолюций Александра III, выдают человека средних дарований, обыкновенного, если не обыденного, лишь волею судьбы оказавшегося призванным сыграть столь важную роль. Он любил расклеивать по альбомам фотографии, играть в домино, пилить дрова и стрелять ворон. Занятия государственными делами и особенно публичные выступления были для него тяжелым бременем, однако мистическое представление о задачах верховной власти и развитое чувство долга заставляли царя стоически корпеть над бумагами.
К несчастью, Николай II унаследовал характер не от отца – тяжелодума Александра III, а от деда – слабохарактерного и упрямого Александра II. Император был деликатен до кажущегося безволия, замкнут и упрям, отличался необыкновенным обаянием, терпеть не мог решительных объяснений и открытых конфликтов, что создавало ему репутацию уклончивого и ненадежного партнера в политических отношениях, был очень искренен и подвержен влиянию жены Алисы Гессенской, которую любил самозабвенно.
Николай II обладал живым умом и широким кругозором, он быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов и нередко перебивал докладчика кратким рассказом того, что последний хотел ему разъяснить.
Император имел исключительную память на лица и события. Большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться и которых было много, он помнил в лицо. В.И.Гурко в своей книге “Царь и царица” отмечает, что благодаря своей памяти осведомлённость царя в различных вопросах была изумительная. “Но пользы из своей осведомлённости он не извлекал. Накапливаемые из года в год разнообразнейшие сведения оставались именно только сведениями и совершенно не претворялись в знание, ибо координировать их и сделать из них какие-либо конкретные выводы Николай II был не в состоянии. Всё почерпнутое им из представляемых ему устных и письменных докладов, оставалось мёртвым грузом, использовать который он и не пытался,” - писал автор.
Воспитанный
Победоносцевым, Николай II
утвердился во мнении
о божественном предназначении
самодержавия и был
приучен к враждебному
отношению к конституциям.
Принцип самодержавия
основывался в
его душе на вере,
русском патриотизме
и стремлении к духовному
слиянию с воображаемым
народом. Сильные и неизменные
консервативные убеждения
Николая II в сочетании
с упорством и мужеством,
скрывавшимися под мягким
обхождением, и присущем
ему мистическом фатализме
очень затрудняли царским
министрам проведение
реалистической политики.
Размах враждебных стихий,
бушевавших вокруг,
только укреплял желание
императора исполнить
свой долг; это возвышало
его как человека, но
губило как политика
и государя.
Николай носил обычно офицерскую одежду. Обожал войсковые смотры. Переезжал из дворца во дворец. Внешне император выглядел скромным, даже застенчивым. В нем уживалось все: чадолюбие, любезность, светская обходительность и крайняя резкость суждений, подозрительность и готовность довериться проходимцу, шарлатану, религиозность, тщательность в исполнении обрядов православной церкви и склонность к мистицизму и фетишизму.
Более 70-ти лет правилом для казенных историков и литераторов в нашей стране была обязательная отрицательная оценка личности Николая II. Ему приписывались все унизительные характеристики: от коварства, политического ничтожества и патологической жестокости до алкоголизма, разврата и морального разложения. История расставила все на свои места. Однако не стоит думать, что не было никаких предпосылок к демонстрации своей неприязни по отношению к императору. Ведь Николай II сам, стиль его правления и общения не соответствовал многим распространенным в народе представлениям о верховном правителе. Да и во внешности его было мало императорского величия, способного вызвать раболепный трепет. Эту картину дополняли его манеры. Царь слушал всех всегда довольно внимательно, очень редко кому возражал, никогда не повышал голос на собеседника, хотя часто это делал с большим трудом. Все это формировало определенные стереотипы. Иллюстрируя "коварство" царя, советские историки обычно приводили пример, как Николай II снимал некоторых своих министров безо всякого предупреждения. Сегодня он мог милостиво разговаривать с министром, а завтра прислать ему отставку. Серьезный исторический анализ показывает, что царь ставил дело Российского государства выше отдельных личностей (и даже своих родственников), и если, по его мнению, министр или сановник не справлялся с делом, он убирал его вне зависимости от прежних заслуг.