Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:23, реферат
Неизученными остаются вопросы связанные с ходом битвы. В летописном сообщении о самом сражении сказано только, что «ту бысть велика сеча Свеем»[1]. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что полная реконструкция Невской битвы невозможна. Однако на основании знаний о военном деле на Руси, которые были достигнуты современной наукой, можно исследовать некоторые тактические особенности битвы. Исследование Невской битвы предполагает обобщение мнений ученых по данному вопросу и составление общей картины битвы на Неве.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Сражение на реке Неве: причины, ход и последствия битвы
§ 1.1. Предпосылки Невской битвы……………………………………5-7
§ 1.2. Численность войск воюющих сторон…………………………...7-9
§ 1.3. Стратегия и тактика воюющих сторон…………………….…..9-12
§ 1.4. Ход битвы…………………………………………………...….12-14
§ 1.5. Полководческое искусство князя Александра Невского……15-16
§ 1.6. Значение битвы для Руси………...…………………………....16-17
Заключение………………………………………………………………………18
Библиографический список…………………………………
Национальный Исследовательский Университет Белгородский Государственный Университет
Исторический факультет
Кафедра Российской истории
НЕВСКАЯ БИТВА
(исследование источников
и работ ученых по Невской битве)
Выполнил
студент 1 курса,
гуппы 071101
Мильнев В.И.
Научный руководитель
кандидат исторических наук,
доцент кафедры российской и всеобщей истории
Кулабухов В.С.
Белгород 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сражение на реке Неве: причины, ход и последствия битвы
§ 1.1. Предпосылки Невской битвы……………………………………5-7
§ 1.2. Численность войск воюющих сторон…………………………...7-9
§ 1.3. Стратегия и тактика воюющих сторон…………………….…..9-12
§ 1.4. Ход битвы…………………………………………………...….1
§ 1.5. Полководческое искусство князя Александра Невского……15-16
§ 1.6. Значение битвы для Руси………...…………………………....16-17
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….19
Приложение 1…………………………………….………...……………………
Введение.
Актуальность исследования Невской битвы. Несмотря на большую базу накопленной литературы о сражении на Неве, остаются невыясненными многие вопросы, связанные со значением битвы в истории, её ходом, численностью и потерями сторон. Это прежде всего связано с ограниченностью источников, описывающих Невскую битву. Также интерес у исследователей вызывает связь Невской битвы с историей противостояния Руси и Швеции на восточных берегах Балтики.
Неизученными остаются вопросы связанные с ходом битвы. В летописном сообщении о самом сражении сказано только, что «ту бысть велика сеча Свеем»[1]. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что полная реконструкция Невской битвы невозможна. Однако на основании знаний о военном деле на Руси, которые были достигнуты современной наукой, можно исследовать некоторые тактические особенности битвы. Исследование Невской битвы предполагает обобщение мнений ученых по данному вопросу и составление общей картины битвы на Неве.
Историография вопроса. Невская битва изучена достаточно хорошо, так как упоминания о ней содержаться в письменных источниках. Таковыми являются: Первая Новгородская летопись и Житие Александра Невского. На основании этих источников, ученые начали исследование данного вопроса. К их числу относился Н.М. Карамзин, который подробно описал предысторию битвы и ее ход, не заостряя внимания на углубленном изучении битвы. В дальнейшем, над прояснением плохо изученных моментов битвы стали работать многие ученые такие как: Шаскольский И.П. - занявшийся изучением предыстории битвы, этим вопросом также занималась Рыдзевская Е. А.; о тактических особенностях и составе войск писали в своих статьях Кирпичников А.Н. и Шишов А.В. Такие исследователи как Пашуто В.Т. и Костомаров Н.И. занимались изучением личности Александра Невского. Работа таких ученых как - Лихачев Д.С., Мансикка В.Й., Дубровский П. П., Бегунов Ю. К. заключалась в изучении источников свидетельствующих о Невской битве. Кроме того существуют различные хрестоматии в которых содержится информация об этом сражении. Кроме указанных источников существует множество литературы с описанием различных особенностей битвы на Неве.
Источниковедческая база. Источниками из которых мы извлекаем знания о Невской битве являются: Первая Новгородская летопись и Житие Александра Невского, а также Шведское повествовательно-историческое произведение — «Хроника Эрика», написанная рифмованными стихами на основе устных воспоминаний.
Цель работы. Целью данной работы является рассмотрение источников содержащих упоминания о Невской битве, а также работ ученых раскрывающих незафиксированные в летописи моменты битвы. На основании этих работ, необходимо изучить такие факты как: предпосылки Невской битвы; численность войск воюющих сторон; стратегию и тактику воюющих сторон; ход битвы; полководческое искусство князя Александра Невского; значение битвы для Руси.
Задачи исследования.
1. Выявить предпосылки Невской битвы.
2. Охарактеризовать численность и состав войск воюющих сторон.
3. Рассмотреть стратегию и тактику воюющих сторон.
4. Охарактеризовать ход битвы.
5. Рассмотреть роль полководческого искусства князя Александра в битве на Неве.
6. Оценить значение Невской битвы для Руси.
Глава 1. Сражение на реке Неве: причины, ход и последствия битвы.
§ 1. Предпосылки и предыстория Невской битвы.
Во многих общих и учебных сочинениях по истории феодальной Руси, Невская битва обычно изображалась как случайное событие, как неожиданное нападение с моря, не имевшее корней в предыдущей истории Северо-Западной Руси. Однако при изучении предыстории и истории Невской битвы её удалось поставить в общий ряд военно-политической борьбы Новгорода и его соседей в XII-XIV вв.
Шведы понимали, что большая часть русских земель была опустошена, большинство городов разорено и сожжено, лишь лежавшие на севере Новгород и Псков случайно уцелели. Обескровленная страна стала, как казалось, легкой добычей для враждебных соседей. Сложилась ситуация, когда Русь была до крайности ослаблена. [2] Этот момент был исключительно благоприятен для атаки Руси её давними противниками.
Ливонские Рыцари, Финны и Шведы были неприятелями Новгорода. Первые сделались тогда гораздо сильнее и для Россиян опаснее: ибо, лишася Магистра своего, Вольквина, и лучших сподвижников в несчастной битве с Литвою, присоединились к славному Немецкому Ордену Св. Марии.[3] Карамзин пишет, что влияние Ордена святой Марии было столь сильным, что его магистр Герман Зальца, мог судить Папу, Гонория III, с Императором Фридериком II. Такой авторитет был связан с крупными военными успехами Ордена и его ревностным распространении Христианства в покоренных странах. Под защиту Немецкого Ордена Германом Зальцем были взяты Ливонские рыцари - «принял Ливонских Рыцарей под свою защиту, дал им магистра, одежду, правила Ордена Немецкого и, наконец, слово, что ни Литовцы, ни Датчане, ни Россияне уже не будут для них опасны».[4] Возможно данное заявление послужило причиной усиления напряженности в отношений между Русью и Ливонским Орденом.
«В сие время был Магистром Ливонским некто Андрей Вельвен, муж опытный и добрый сподвижник Германа Зальцы. Желая, может быть, прекратить взаимные неудовольствия Ливонских Рыцарей и Новогородцев, он имел свидание с юным Александром: удивился его красоте, разуму, благородству».[5] Возвратившись в Ригу, он говорил: « Прошед страны и языки, не видех таковаго ни въ царех, ни въ князех князя»[6].
Услышав об этом, король Шведский, досадуя на Россиян за частые опустошения Финляндии, послал зятя своего, Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим числом Шведов, Норвежцев, Финнов.[7] Об этом свидетельствует Новгородская первая летопись: «Се же слышав король Бергель части Римския, от полунощныя страны, таково же мужество великого князя Александра Ярославича, и помыслив собе: «Поиду и пленю землю Александрову». И собрав силу велику, свеа съ княземъ и со епископы своими, и мурмане, и сумъ, емъ, наполни корабли многи полковъ своих, и приде в реку Неву, и ста усть Ижеры, шатаяся безумиемъ своимъ, хотящее восприяти Ладогу, и Новгородъ, и всю Новгородскую область»[8].
Князь Биргер был столь уверен в своем успехе, что велел надменно передать Александру через послов следующие слова: «Аще можеши противися, то есмь уже зде и пленю землю твою»[9]. Александр не изъявил ни страха, ни гордости Послам Шведским, но спешил собрать войско. Согласно Житию Александра Невского, он не стал ждать когда Новгород сумеет мобилизировать ополчение.[10] Также известно, что отец его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов.[11]
Шаскольский пишет о целях захватчиков следующее: Шведские рыцари в случае успеха своего похода рассчитывали захватить берега Невы — единственный для Новгорода и для всей Руси выход к морю — и взять под свой контроль всю новгородскую внешнюю торговлю. В случае максимального успеха предполагалось захватить всю Новгородскую землю — одну из немногих русских территорий, не разоренных татарами. Захват берегов Невы должен был также облегчить выполнение давней задачи шведской экспансии, завершить завоевание Финляндии. В случае если бы шведы овладели берегами Невы, финское племя емь было бы отрезано от Новгородской земли, что означало бы потерю стратегически важных земель.
Перед битвой Александр молился с усердием в Софийской церкви, принял благословение Архиепископа Спиридона, отер на Праге слезы умиления сердечного и, вышедши к своей малочисленной дружине, с веселым лицом сказал: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим Князем!»[12]
Можно сделать вывод, что причинами Невской битвы стали:
1. Обострение военно-политической борьбы Новгорода и его западных соседей в XII-XIV вв.;
2. Опустошение и разорение Руси в ходе нашествия татаро-монголов;
3. Желание шведов завершить захват Финляндии и отрезать Русь от выхода в Балтийскому морю;
4. Религиозный характер битвы - защита Православной веры.
§ 2. Численность войск враждующих сторон.
Изучение этого вопроса, затрудняется крайне ограниченной базой источников, свидетельствующих о Невской битве. Однако на основе изучения всей совокупности источников и научной литературы оказалось возможным установить, что шведский поход на Неву в 1240 г. был четко спланирован и подготовлен.
Король Шведский, послал зятя своего, Биргера, на ладьях в Неву, к устью Ижеры, с великим числом Шведов, Норвежцев, Финнов[13] - пишет Карамзин.
Однако, Первая новгородская летопись, о составе войск противника говорит следующее: «Придоша Свеи в силе велице, и Мурмане, и Сумь, и емь в кораблихъ множьство много зело; Свеи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Неве устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую».[14] Шаскольский И. П. в своей статье выделяет также Датское войско: «важное участие в нападении на Русь должны были по первоначальному плану принять и рыцари из могущественного Датского королевства, незадолго до того овладевшего северной Эстонией. Но датский король Вальдемар II не смог в 1240 г. привести свои главные силы в Прибалтику, прислав на помощь немцам лишь отряд своих рыцарей из Таллинна». По сообщению Новгородской I летописи, в шведском походе участвовали шведы («свея»), норвежцы («мурмане») и финские племена сумь и емь. Новгородская IV летопись упоминает только первых три народа, и это более правильно. Известно что племя емь в середине 1230-х годов восстала против шведской власти и вряд ли стала бы помогать шведам в походе против своих союзников-новгородцев. Ошибочно и упоминание в составе шведского войска норвежцев: по сведениям норвежских источников, Норвегия в середине 1240 г. была во враждебных отношениях со Швецией. Следовательно, поход на Неву совершался только войском шведских рыцарей вместе с отрядами давно подвластного Швеции финского племени сумь. [15]
Конкретной информации о количестве Шведских войск в источниках нет, однако в Первой Новгородской летописи есть следующие слова: « И собрав силу велику…»[16], на их основании можно сделать вывод, что на Неве дружине князя Александра Ярославовича противостояла серьезная сила возглавляемая князем Биргером. Пашуто В.Т. о численности шведских войск пишет следующее: « в завоевательный поход к восточным берегам Балтики отправилась внушительная королевская флотилия. В ее составе насчитывалось примерно сто одномачтовых шнеков, ходивших на веслах (15— 20 пар) и под парусами. Каждый шнек вмещал от 50 до 80 воинов и корабельщиков, мог перевезти и 8 рыцарских коней. Считается, что общая численность крестоносного войска составляла примерно пять тысяч человек.[17]
Александр Ярославович узнал о приближении врагов из сообщения послов шведского короля: «Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей».[18]
Когда старейшина ижорцев Пелгусий, выполнявший поручение «стража ночная морская», увидел остановившееся в устье Ижоры корабли Шведов, немедленно дал весть в Новгород. [19] Ситуация требовала от молодого князя решительных действий, он не имел времени ждать помощи от Ярослава, отца своего; да и Новгородские воины не успели все собраться под его знамена.[20]